«Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения ИЗО обучающихся в коррекционных классах.


«Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения ИЗО обучающихся в коррекционных классах.
Реализация новой модели образования в нашей стране предполагает повышение требований к подготовке детей к школе и улучшение качества обучения изобразительное искусство  является важной учебной дисциплиной в специальных (коррекционных) классах V вида и располагает значительным потенциалом в формировании элементарных основ понятийного мышления, трудовых навыков, социального и культурного мировоззрения развивающейся личности. Знания учащихся об окружающей среде и её связи с деятельностью человека неразрывно связаны с расширением представлений о культуре России и других стран и народов, что  способствует решению задач социальной адаптации  школьников.
Преподавание изобразительного искусства  в школе предполагает использование широкого арсенала средств, методов и приемов обучения. В образовательном процессе специальных (коррекционных) классах V вида с целью сообщения новых знаний, а также их обобщения и контроля  за качеством усвоения учащимися учебного материала давно используются технические средства обучения (ТСО). Так, в 70-90 годы прошлого столетия был накоплен интересный практический опыт применения на уроках  ИЗО технических средств (диапозитивов, диафильмов, учебных кинофильмов), предложены методические рекомендации по их использованию (В.А. Грузинская, Т.И. Пороцкая, В.Н. Синев и др.).
С появлением мультимедийной аппаратуры и ее активным внедрением в систему современного образования возникла необходимость не только технического переоснащения кабинетов изобразительного искусства , но и создания программных педагогических средств (ППС), методик их применения в специальной дидактике, в частности при обучении учащихся с тяжелым нарушением речи .
В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогических подходов к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерных технологий в качестве новых эффективных мер по улучшению процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста.
Многие отечественные исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что обращение к новым информационным технологиям будет способствовать совершенствованию всех компонентов специального образования (И.В. Больших, Г.В. Васенков, H.H. Глазкова, В.И. Голод, E. И.Л.Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Е.Е. Китик, В.В. Клыпутенко, З.М.Кордун, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, Н.Н.Малофеев, И.А.Никольская, Т.В. Пелымская, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, В.Д. Труш, И.Ф. Федосова и др.).
Общеизвестно, что обучение изобразительному искусству невозможно без применения средств наглядности, так как большая часть объектов и  явлений, представленных для изучения в школьных курсах, не может наблюдаться в естественных условиях, и в этом смысле успешное изучение школьных предметов требует от учащихся развитого воображения и приемов отвлечения. Несформированность абстрактного мышления диктует необходимость разработки несложных  наглядных электронных пособий, которые позволят учителю с помощью мультимедиа демонстрировать школьникам сложные для их понимания окружающих явлений. Образные
впечатления дадут необходимую основу для формирования у детей причинно-следственных отношений и связей между живой и неживой природой, окружающим миром и человеком.
Мультимедийные технологии благодаря их высокому модификационному потенциалу и многообразию дидактических свойств могут существенно оптимизировать процесс обучения изобразительному искусству. Использование ТСО позволит повысить эффективность учебного процесса и, как следствие, положительно отразится на качестве усвоения и продуктивности реализации умений и знаний учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
 С целью повышения эффективности решения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на уроках ИЗО, мною  разработана технология создания различных видов мультимедийных учебных презентаций (информационно-иллюстративные, презентации-игры презентации-тесты, комбинированные), которые включали в себя текстовый и иллюстративный компоненты, а также различные виды заданий, созданных с учетом уровней сформированности знаний, на закрепление, повторение и обобщение учебного материала.
Мультимедийные учебные презентации, как средство обучения изобразительному искусству, выполняют следующие функции: информационную, иллюстративную, систематизирующую, функцию закрепления и самоконтроля, интегрирующую, воспитательную и коррекционно-развивающую.
 Результаты тестового контрольного  показывают эффективность использования МУП на уроках ИЗО в специальных (коррекционных) классах V вида при соблюдении ряда педагогических условий:
 1) учета психолого-педагогических, возрастных особенностей и уровня сформированности  знаний и умений  учащихся в области изобразительного искусства;
2) учета особенностей методики преподавания ИЗО в специальной (коррекционных) классах V вида;
3) соответствия содержания презентации в целом теме, цели и задачам конкретного урока;
4) доступности содержательной стороны  (мультимедийной презентации) МУП;
5) определения места и времени демонстрации МУП;
6) использования мультимедийной презентации в сочетании с другими средствами обучения изобразительному искусству;
 7) наличия в кабинете ИЗО  современной технической аппаратуры;
8) подготовленности учителя к использованию современных ТСО.
 Опора на выше перечисленные педагогические условия при использовании мультимедийных учебных презентаций позволила сформировать у большинства  учащихся уровень знаний, соответствующий требованиям современной программы по изобразительному искусству.
В заключении можно сказать, что интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс  детей с ограниченными возможностями здоровья школьников способствует его совершенствованию. Благодаря своему техническому потенциалу и дидактическим свойствам компьютер может выступать в качестве эффективного средства обучения изобразительному искусству  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.                                            
Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения ИЗО обучающихся в коррекционных классах.
Реализация новой модели образования в нашей стране предполагает повышение требований к подготовке детей к школе и улучшение качества обучения изобразительное искусство  является важной учебной дисциплиной в специальных (коррекционных) классах V вида и располагает значительным потенциалом в формировании элементарных основ понятийного мышления, трудовых навыков, социального и культурного мировоззрения развивающейся личности. Знания учащихся об окружающей среде и её связи с деятельностью человека неразрывно связаны с расширением представлений о культуре России и других стран и народов, что  способствует решению задач социальной адаптации  школьников.
Преподавание изобразительного искусства в школе предполагает использование широкого арсенала средств, методов и приемов обучения. В образовательном процессе специальных (коррекционных) классах V вида с целью сообщения новых знаний, а также их обобщения и контроля  за качеством усвоения учащимися учебного материала давно используются технические средства обучения (ТСО). Так, в 70-90 годы прошлого столетия был накоплен интересный практический опыт применения на уроках  ИЗО технических средств (диапозитивов, диафильмов, учебных кинофильмов), предложены методические рекомендации по их использованию (В.А. Грузинская, Т.И. Пороцкая, В.Н. Синев и др.).
С появлением мультимедийной аппаратуры и ее активным внедрением в систему современного образования возникла необходимость не только технического переоснащения кабинетов изобразительного искусства , но и создания программных педагогических средств (ППС), методик их применения в специальной дидактике, в частности при обучении учащихся с тяжелым нарушением речи .
В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогических подходов к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерных технологий в качестве новых эффективных мер по улучшению процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста.
Многие отечественные исследователи в области специальной педагогики и психологии считают, что обращение к новым информационным технологиям будет способствовать совершенствованию всех компонентов специального образования (И.В. Больших, Г.В. Васенков, H.H. Глазкова, В.И. Голод, E. И.Л.Гончарова, Ю.Б. Зеленская, Е.Е. Китик, В.В. Клыпутенко, З.М.Кордун, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, Н.Н.Малофеев, И.А.Никольская, Т.В. Пелымская, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, В.Д. Труш, И.Ф. Федосова и др.).
Общеизвестно, что обучение изобразительному искусству невозможно без применения средств наглядности, так как большая часть объектов и  явлений, представленных для изучения в школьных курсах, не может наблюдаться в естественных условиях, и в этом смысле успешное изучение школьных предметов требует от учащихся развитого воображения и приемов отвлечения. Несформированность абстрактного мышления диктует необходимость разработки несложных  наглядных электронных пособий, которые позволят учителю с помощью мультимедиа демонстрировать школьникам сложные для их понимания окружающих явлений. Образные
впечатления дадут необходимую основу для формирования у детей причинно-следственных отношений и связей между живой и неживой природой, окружающим миром и человеком.
Мультимедийные технологии благодаря их высокому модификационному потенциалу и многообразию дидактических свойств могут существенно оптимизировать процесс обучения изобразительному искусству. Использование ТСО позволит повысить эффективность учебного процесса и, как следствие, положительно отразится на качестве усвоения и продуктивности реализации умений и знаний учащимися с интеллектуальным недоразвитием.
 С целью повышения эффективности решения образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач на уроках ИЗО, мною  разработана технология создания различных видов мультимедийных учебных презентаций (информационно-иллюстративные, презентации-игры презентации-тесты, комбинированные), которые включали в себя текстовый и иллюстративный компоненты, а также различные виды заданий, созданных с учетом уровней сформированности знаний, на закрепление, повторение и обобщение учебного материала.
Мультимедийные учебные презентации, как средство обучения изобразительному искусству, выполняют следующие функции: информационную, иллюстративную, систематизирующую, функцию закрепления и самоконтроля, интегрирующую, воспитательную и коррекционно-развивающую.
 Результаты тестового контрольного  показывают эффективность использования МУП на уроках ИЗО в специальных (коррекционных) классах V вида при соблюдении ряда педагогических условий:
 1) учета психолого-педагогических, возрастных особенностей и уровня сформированности  знаний и умений  учащихся в области изобразительного искусства;
2) учета особенностей методики преподавания ИЗО в специальной (коррекционных) классах V вида;
3) соответствия содержания презентации в целом теме, цели и задачам конкретного урока;
4) доступности содержательной стороны  (мультимедийной презентации) МУП;
5) определения места и времени демонстрации МУП;
6) использования мультимедийной презентации в сочетании с другими средствами обучения изобразительному искусству;
 7) наличия в кабинете ИЗО  современной технической аппаратуры;
8) подготовленности учителя к использованию современных ТСО.
 Опора на выше перечисленные педагогические условия при использовании мультимедийных учебных презентаций позволила сформировать у большинства  учащихся уровень знаний, соответствующий требованиям современной программы по изобразительному искусству.
В заключении можно сказать, что интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс  детей с ограниченными возможностями здоровья школьников способствует его совершенствованию. Благодаря своему техническому потенциалу и дидактическим свойствам компьютер может выступать в качестве эффективного средства обучения изобразительному искусству  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.