Работа образовательного учреждения с семьей, находящейся в социально опасном положении.


Работа образовательного учреждения с семьей, находящейся в социально опасном положении.
«Группа риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группу риска являются сложные жизненные обстоятельства, в основе которых лежит неблагополучие семьи:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию детей;- не исполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей;- отрицательное влияние на детей (пьянство родителей, наркомания, асоциальное поведение)- жестокое обращение с детьми;- конфликтные ситуации в семье с участием детей;
Существует ряд факторов социального риска, позволяющих определить семейное неблагополучие:
социально-экономические
(низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
медико-социальные
(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
социально-демографические
(неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
социально-психологические
(семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
психолого-педагогические
(семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
криминальные
(алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Стихийный, неуправляемый рост числа семей «группы риска» и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях. Выполнение данной задачи в школе возможно при соблюдении нескольких принципов:
1. Создание атмосферы доверительности в отношениях «школа-ребенок»;
2. Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
3. тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Формы работы с неблагополучной семьей:
Диагностика семейного неблагополучия
Индивидуальная работа
Групповая работа
Профилактика семейного неблагополучия
Наиболее распространенными методами работы с семьями, в том числе с семьями, находящимися в социально опасном положении являются:
- Наблюдение- Беседы- Анкетирование- Убеждение- Консультирование- Посещение на дому в целях контроля- Вовлечение в совместную внеклассную деятельность.
Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя социального благополучия ребенка и его семьи. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собранной информации. Это позволяет своевременно выявить ребенка или семью, нуждающуюся в помощи, составить план профилактической работы.
Определение обобщенного показателя социального благополучия
учащегося ______ класса
№ п/пСоциальные характеристики Балл
1 Состав семьи ребенка Мать, отец, бабушка, дедушка 5
Только мать и отец 4
Мать, отчим; отец, мачеха 3
Одна мать, один отец 2
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1
2 Школьная успеваемость Хорошая 5
Удовлетворительная 4
Неудовлетворительная 3
Оставил школу, работает 2
Оставил школу, не работает 1
3 Здоровье ребенка Практически здоров 5
Часто болеет в пределах нормального развития 4
Имеет хронические болезни 3
Отставание в умственном развитии 2
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 1
4 Санитарно-жилищные условия жизни семьи Благоустроенная отдельная квартира 5
Отдельная квартира с родителями супругов 4
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
Комната в общежитии, в бараке без удобств 1
5 Доход семьи Могут практически ни в чем себе не отказывать 5
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
Живут от зарплаты до зарплаты 2
Денег до зарплаты не хватает 1
6 Уровень социального благополучия семьи Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам 3
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 1
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1
7 Поведение ребенка в школе
Хорошее 5
Удовлетворительное 4
Неудовлетворительное 3
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении 2
Стоит на учете в ПДН 1
8 Внешкольное общение ребенка На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени 4
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества 2
Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 1
9 Жизненные цели ребенка Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны 4
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» 3
Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа — сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН 1
10 Эмоциональные отношения родителей с детьми Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
Слепая любовь, гиперопека4
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1
Количество баллов _________________
Ниже 30 баллов – принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск)
От 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы
Более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)
Для сбора необходимой информации можно использовать опросники, тесты, наблюдения за ребенком в процессе непосредственного общения с ним и членами его семьи.
Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье.
В процессе работы с семьей может возникнуть ряд трудностей:
Нежелание родителей идти на контакт;
Предоставление родителями недостоверной информации (опросники , анкеты);
Кратковременный эффект.
Однако, несмотря на все трудности, профилактическая работа направлена на конкретный положительный результат:
Уменьшение количества «неблагополучных» семей.
Повышение педагогической грамотности родителей.