Статья Подготовка к конкурсу художественного слова как одна из форм работы с одарёнными детьми


Д.А.Петровнин,
р.п.Майна,
МБУ ДО «Майнская детская школа
искусств им.В.Н.Кашперова,
преподаватель театрального отделения
ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Выявление одарённых детей, а также методика работы с ними – одна из самых актуальных задач современного российского образования. Что же такое одарённость?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного игровой, учебной и трудовой деятельностью ребенка.
На уроках художественного слова одарённые дети, как правило, сразу выделяются по своим возможностям. И для того, чтобы суметь развить у таких детей более глубокие способности возникает потребность в индивидуальных занятиях, на которых преподаватель концентрирует внимание на более детальной работе с учебным материалом. Для достижения поставленных целей и для обеспечения непрерывности процесса образования и воспитания на протяжении всего срока обучения ребёнка дисциплине «Художественное слово» рассмотрим такую форму работы как подготовка к конкурсу.
Конкурс – это не просто событие соревновательного характера. Конкурс несёт в себе более глубокие задачи в обеспечении образовательного и воспитательного процесса. Конкурс в отличие от урока является ненавязчивой формой, через которую ученик легче воспринимает учебный материал при пояснении тех или иных моментов от преподавателя. А если конкурс имеет определённую тематику, то в его процессе могут быть затронуты самые актуальные темы современного мира: толерантности, добра и зла, профориентации, что несомненно является весомым аспектом воспитательного процесса.
Стоит выделить две основных составляющих конкурса: информативную и эмоциональную:
- информативная составляющая заключается в наличие культурно-просветительского аспекта. В ходе конкурса ребёнок, так или иначе, получает новые знания, умения и навыки, он усваивает новый материал и информацию, которая расширяет его видение и кругозор.
- эмоциональная составляющая предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, осуществляемое при просмотре конкурсной программы других участников и общения с ними. Эмоциональная составляющая очень важна, поскольку даёт ребёнку благоприятный настрой и стимулирует на получению новых знаний. Так же, как показывает практика, работа по подготовке к конкурсу помогает наладить более доверительные отношения в паре «преподаватель-ученик», что также благоприятно сказывается на эмоциональном фоне ребёнка.
И, конечно, преподаватель в ходе подготовки к конкурсу должен поставить перед учеником ряд основных задач, к достижению которых должны стремиться и ученик, и преподаватель. Эти задачи должны быть реальными, достижимыми или чуть выше возможностей ребёнка, чтобы подогреть у него интерес к собственному развитию и профессиональному росту. Ни в коем случае нельзя ставить перед учеником «заоблачных», недостижимых целей.
Теперь рассмотрим одну из новых форм работы по подготовке учеников к конкурсу по художественному слову, которая нередко применяется мной на уроках при работе с одарёнными детьми. Эта форма называется «Видео-урок». За несколько дней до проведения урока ученику даётся задание на разучивание и устную проработку того или иного материала (стихотворение, прозаический отрывок, монолог или басня). Для проведения занятия потребуется следующее техническое оборудование: видеокамера со штативом, ноутбук, колонки, цифровой видеопроектор, экран. В начале урока совместно с преподавателем ученик устно разбирает взятое произведение, обговаривает моменты, на которые следовало бы обратить особое внимание. Далее ребёнок составляет действенную таблицу чтеца-актёра, разбивая произведение на смысловые куски.
№ Название смыслового куска Тип видений
(иллюстр.,абстрактн.)Словесное действие Подтекст ТемпоритмДалее преподаватель просит ученика прочитать данное произведение с учётом всех замечаний, полученных при разборе произведения, при этом снимая выступление ученика на видеокамеру. Далее отснятое видео преподаватель через ноутбук и видеопроектор демонстрирует на экран. Ученик должен целиком внимательно просмотреть своё выступление. По окончании просмотра преподаватель просит ребёнка разобрать своё выступление, озвучивания увиденные недочёты и сравнить выступление с составленной ранее действенной таблицей актёра-чтеца. Затем преподаватель так же высказывается о выступлении, корректируя и дополняя замечания самого ученика. Этот приём может быть повторён несколько раз до полного устранения замечаний в действиях и речи ученика.
Данная форма работы позволяет добиться более детального разбора материала при подготовке к конкурсу, стимулирует у ребёнка желание к профессиональному совершенствованию через самоанализ. Также достигается благоприятная психологическая атмосфера между преподавателем и учеником благодаря их совместной работе в достижении поставленных целей.