статья САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ


Набокова М. Н.

Красноярская средняя школа № 2



Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А. Дистервег

Гуманизация образования – ведущий принцип современного образования, который приводит к ослаблению интереса учащихся к предметам математического цикла. Характерными особенностями является увеличение числа часов отводимых на изучение дисциплин гуманитарного цикла, расширение блока гуманитарных предметов и сокращение времени на изучение предметов естественно-математического цикла. Поэтому главным принципом работы учителя математики становится организация деятельности учащихся, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учеников.
“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой”. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?
Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ – искать, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.
Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше.
Размышляя, таким образом, я пришла к выбору темы по самообразованию “Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения”.
Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднении и способы их устранения.
Для детей с заиканием это особенно актуально, так как у детей снижена мотивация получения знаний: внимание неустойчиво, снижена работоспособность, уверенность в себе, трудности в воспроизведении алгоритмов. Это повышает роль индивидуального подхода, кропотливой работы с каждым учащимся, для того чтобы выработать навыки самостоятельного получения знаний.
Задачи, которые ставятся при проведении самостоятельной работы, различны. Это может быть отработка какого-то умения с целью довести его до навыка, проверка усвоения материала, какого-то метода, умения давать обоснования, а иногда и настоящий контроль (чаще всего это контрольные работы, которые могут быть разного объёма). В зависимости от задачи самостоятельной работы допускается или не допускается (при контрольной работе) помощь учителя, другого ученика, учебника и других пособий. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.
Для этого выбираю разные методы работы:
устный;
словесно-графический;
наглядный;
практический.
Провожу самостоятельные работы, которые различаются:
1) по дидактическим целям;
2) по уровню самостоятельности учащихся;
3) по степени индивидуальности;
4) по источнику и методу приобретения знаний;
5) по месту выполнения;
6) по форме выполнения.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учётом этих ошибок.
Смысл контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этого широты и глубины полученных учащимися знаний и умений.
Работа в парах и малых группах является основой для организации самостоятельной работы на уроках математики. Пара формируется по желанию учащихся (фактор контактности и доброжелательности играет решающую роль). Учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика, работая в режиме «взаимообучение». Каждый учащийся получает на каждом уроке возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения и так далее.
Самостоятельная работа обеспечит оптимальное развитие каждого ученика в классе, как самостоятельного сильного, так и слабого. Самостоятельная деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться полностью, только тогда, когда учитель будет убежден, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельно, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, форма и время её выполнения отвечали основным целям обучения данной теме на данном этапе.
Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, когда учебный материал он излагает сам. Если при этом он ставит задачу формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то ему нужно определить:
Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.
Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы.
Цель работы с книгой: для повторения, для поиска справочной информации, для знакомства с новым материалом. Здесь же определяются те моменты урока, где можно подчеркнуть роль и значение тех или иных навыков самостоятельной работы.
Вид упражнений: выполнение заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.
Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий её умеет организовать свою деятельность. Работая самостоятельно, ученик проявляет инициативу, его темп работы зависит от его работоспособности, склонностей, учебных возможностей, подготовленности.
Поэтому преподавателю целесообразно раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Различают следующие виды самостоятельных работ: работа с книгой; упражнения; выполнение практических работ; проверочные самостоятельные, контрольные работы, математические диктанты; подготовка докладов, рефератов; выполнение домашней работы.
Результативность самостоятельной работы определяется чёткой её постановкой и систематичностью. Важным при этом является возбуждение интереса к ней, использование методов стимулирования познавательной деятельности и организация контроля за самостоятельной работой учащихся.
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ;
Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.
Деятельность по организации самостоятельной работы учащихся даёт дополнительный воспитательный эффект:
класс приучается к самостоятельной работе не только на уроках, но и во внеурочное время;
воспитанники, без дополнительного контроля со стороны взрослых, выполняют работу по самообслуживанию;
учащиеся самостоятельно готовят творческие выступления, активно участвуют в многочисленных социально-культурных акциях школьного и окружного уровня, у них формируются лидерские качества, вырабатывается активная жизненная позиция, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Через самостоятельное изучение материала на уроках математики, мы можем их подготовить так, чтобы они могли набрать максимально возможное количество баллов при сдаче ЕНТ.
Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.





Литература:

1. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”
Открыт. школа. – 1998. - №2
2. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.:Учпедгиз, 1961.
3. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., -1982.
4. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
5. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами
самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.
6. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” -
7. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
8. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизации и
гуманизации школы.” М, 1991.
9. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” М.: Политиздат, 1973.

15