Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность одна из форм работы с одаренными детьми»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность одна из форм работы с одаренными детьми»











Артемова С.С.
учитель музыки высшей категории,
педагог дополнительного образования
высшей категории
Актуальность:
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи.

Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Одаренные дети нуждаются в нагрузке, которая была быть под стать их умственным силам, и одной из результативных технологий работы с одаренными детьми, является вовлечение их в исследовательскую деятельность.

Цель работы: создание условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате исследовательской деятельности


Задачи:
Проанализировать сущность исследовательской деятельности учащихся и выявить особенности ее организации.
Рассмотреть исследовательскую работу, как одну из форм развития детей

Исследовательская деятельность   деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. 

Принципы исследовательской деятельности:
принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; подлинный интерес к процессу исследования);
принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).  

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях
урок-лаборатория
урок творческий отчёт
урок изобретательства
урок рассказ об учёных
урок защита исследовательских проектов
урок-экспертиза
урок открытых мыслей
урок – исследования
домашнее задание исследовательского характера.

Подлинно исследовательская историческая деятельность невозможна без развития исторического мышления, так как именно оно ведёт к новому объекту познания. Ученик должен взвесить все «за» и «против», предвидеть последствия, т.е. рассмотреть проблему с разных точек зрения, учесть разные мнения. Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех типах уроков, т.е. закладывая навыки исследовательской работы.

Формы исследовательской деятельности
Доклад
Реферат
Исследовательский проект
Эссе

В процессе исследовательской деятельности формируются:
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально-трудовая
Личностная компетенция – самосовершенствование

Наши достижения















15