Мастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Белгорода









Мастер-класс, как одна из форм распространения опыта профессиональной деятельности педагога.
(Выступление на методическом объединении)


Выступила:
руководитель МО
Гостищева Эльвира Рафаиловна








Содержание

Введение
Мастер-класс – одна из форм творческой самореализации учителя.
Технология пошаговой организации мастер-класса
Заключение
Литература

Введение

Новой формой проявления педагогического мастерства в передаче инновационного опыта стал мастер-класс.
Этимология словосочетания мастер-класс: «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» - это показатель высокого качественного уровня.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». По определению М. М. Поташника, мастер-класс-это ярко выраженная форма ученичества у МАСТЕРА, то есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы [4]. Таким образом, здесь, в определении обозначены ключевые свойства мастер-класса, основная цель которого передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь учителю наибольших результатов в педагогической деятельности.
Мастер-класс – одна из форм творческой самореализации учителя.
Мастер-класс – ярко выраженная форма передачи педагогического опыта путём прямого и комментированного показа методов и приёмов работы общественно признанного педагога. Вместе с тем педагог - мастер осуществляет учебную, методическую и транслирующие функции с целью повышения профессионального уровня всех участников образовательного процесса.
Мастер-класс – это форма работы, в которой педагогу предоставлена возможность публичной демонстрации педагогического мастерства в передаче инновационного опыта. Это деятельность мастера по передаче СЕКРЕТОВ своего мастерства коллегам, представителям общественности. В целом же мастер-класс проводит УЧИТЕЛЬ для УЧИТЕЛЕЙ.
Мастер-класс в образовании – форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой – знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.
Цель мастер-класса– представление учителем наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
- передача педагогом – мастером своего опыта, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических приемов педагога-мастера и приемов решения проблемы, поставленной в теме мастер-класса;
- создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмена опытом работы.
Методика проведения мастер-класса не имеет каких-то строгих и единых норм. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать и научу вас». Форма работы на мастер-классе зависит от стиля профессиональной деятельности педагога-мастера, но на мастер-классе должен быть диалог, основанием для которого могут служить материалы, подготовленные мастером. Наличие оформленных разработок позволяет участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.
При подготовке мастер-класса педагогу-мастеру важно определить для себя следующие позиции:
- Какие аспекты своего опыта лучше представить в ходе мастер-класса?
- Каким способом лучше представить теоретические и практические наработки для раскрытия темы мастер-класса?
- Как организовать коллективную интерпретацию представленного опыта?
- Какие методические разработки и иллюстрации нужно подготовить и представить для участников?
Особенности подготовки и проведения мастер-класса.
постановка проблемы и решение ее идет через проигрывание различных ситуаций,
предполагается активная деятельность всех участников мастер-класса,
создается атмосферы инициативности, творчества
Занятие должно:
обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия;
демонстрировать личные интересы и особенности педагога, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений;
показать социальную, гражданскую зрелость.
Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера. Прогнозировать результативность мастер-класса можно при следующих условиях:
мотивация осознанной деятельности всех присутствующих и принимающих участие в работе мастер-класса;
методически грамотное построение показа форм, методов организации педагогической деятельности;
рефлексия деятельности Мастера и участников в процессе мастер-класса.

2. Технология пошаговой организации мастер-класса

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то технология, методика, метод или прием.
Технологию подготовки мастер – класса, как одной из форм презентации профессиональной деятельности педагога можно представить, как систему последовательных действий, которая включает:

Осознание творческого задания темы мастер-класса:
а) Выделение образовательного объекта
Образовательным объектом могут быть предмет, явление, действие, которое является ключевым в мастер-классе. Образовательный объект может быть в мастер-классе только ОДИН, иначе мастер-класс превратится в калейдоскоп различных видов деятельности - красивые, но бессмысленные картинки. Образовательный продукт, естественно, должен быть озвучен явно или косвенно в теме мастер-класса.
б) Определение образовательного продукта и критериев его оценки.
При организации мастер-класса важно заранее спланировать результат, продукт деятельности. То есть то самое достижение, которое оценивается по предложенным критериям, является основой для формирования ситуации успеха и представляется зрителям.
Продукт не может быть случайным, он является логичным следствием действия, осуществляемого над объектом.
в) Разработка идеи мастер-класса.
Рождение идеи находится в поле творчества мастера. Именно здесь проявляются индивидуальные особенности педагога, как профессионала.


Отбор содержания материала для раскрытия темы мастер-класса
а) Предметное содержание.
Мастер-класс должен быть построен на предметном материале.
б) Культурологическое содержание.
Не весь материал может стать содержанием для раскрытия темы мастер-класса.
Во-первых, нужно помнить, что участниками мастер-класса являются учащиеся разных уровней по успеваемости.
Во-вторых, наибольший интерес представляют не предметные знания как таковые, а их культурологическая составляющая, которая в разных темах может быть более или менее выраженной.
в) Методическое содержание. Нужно помнить, мастерство заключается в особенностях организации образовательного процесса (формы, методы и приемы, используемые мастером, особенности отбора содержания или оценки, структуры занятия и т.д.).
Разработка этапов мастер-класса
Структура мастер-класса отражает его идею как способа передачи концептуальной идеи педагогической системы мастера в форме проблемных, практико-ориентированных, творческих заданий.
а) первый этап – «индуктор» (лат. «inductor» - возбудитель). Необходимо продумать начало мастер-класса, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Здесь важно, чтобы начало было ярким, загадочным, личностно значимым для каждого участника.
б) второй этап - работа с проблемным материалом. На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой арсенал знаний. Определяется способ организации мастер-класса, происходит отбор содержания материала для раскрытия темы, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.
Нужно помнить: фирменные приемы, методы, способы организации деятельности педагога являются ключевым содержанием мастер-класса.
в) третий этап – «инсайт». Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.
г) четвертый этап – «рефлексия». Оценка мастер-класса включает рефлексию деятельности и рефлексию состояния участников.
Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как происходят внешние (конкретизация целей деятельности, логичность рассуждений, самостоятельно сконструированное понятие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адекватное проявление эмоций и чувств, расширение диапазона коммуникаций и др.).
Составление комментария мастер-класса
Продумать комментарии к мастер-классу: они могут быть по ходу занятия, так и в конце. Мастер комментирует методические и педагогические приемы, методы, которые обеспечили эффективное решение поставленной проблемы и раскрытия темы.

Определение позиции мастера
Проводя мастер-класс, педагогу необходимо задействовать участников в процесс занятия. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Мастеру необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. С этой целью педагогу необходимо:
проявлять мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью участников мастер – класса;
во взаимоотношениях с учащимися Мастер должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, и др.
уметь сосредоточиться на предмете разговора, владеть мнемотехникой;
обладать навыками педагогической импровизации: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
иметь психологическую зоркость: умение выделять людей из присутствующих, которые станут вашими помощниками;
обладать коммуникативной культурой и чувством времени.
Особо следует обратить внимание на:
речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);


Рефлексия
Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению. Для получения обратной связи необходимо «проиграть» мастер-класс с целью его коррекции (при необходимости): можно расшифровать успешность – неуспешность какого-либо действия, вскрыть причины психологического дискомфорта при проведении мастер-класса, декодировать причины негативных эмоциональных реакций участников, отработать механизмы вовлечения в коммуникативную деятельность; рассмотрения мастер–класса в рамках соответствия критериям его оценивания.
Заключение

Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства.
Учитель - Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.

Литература

Гузова, Л. П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы [Текст] / Л. П. Гузова // Методист. – 2005. - № 2. – С. 34 - 37
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //Вестник образования России – 2010. - № 4. – С. 63
Панина Т. С. Модернизационная деятельность методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009. – 408 с.
Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведение [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. Под ред. Т. С. Паниной – Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 448 с.
Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских //Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.
Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 285с.
Хуртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы [Текст] / Т. В. Хуртова - Волгоград: Учитель, 2008. – 76 с..









13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 515