Анкетирование и социологический опрос О здоровом образе жизни









Ондар Р.О., отличник народного образования РФ,
социальный педагог высшей категории.


О здоровом образе жизни
В настоящее время в Туве остро стоит проблема злоупотребления среди населения алкоголем, пивом, наркотическими и токсическими средствами, табачными изделиями, а также насваем.
Во время анкетирование учащихся нашей школы на выявление вредных привычек показало, что пробовали курить 28% респондентов (5,7 и 9 классы) и далее это в большинстве своем не нашло продолжения. Менее 6% написали в анкетах «курил, но уже бросил», пробовали напитки,
содержащие алкоголь – 30%. И это еще не все учащихся так откровенно говорят об этом.
Системный подход к анализу информации позволил выделить наиболее типичные варианты ответов. К сожалению, содержание анкет не располагало каким-либо комментированным ответам. А ограничивалось однозначными сведениями. Представить себе рассматриваемые вопросы с точки зрения подростковой психологии не всегда легко.
Первая проба спиртного в подавляющем большинстве состоялась у ребят в кругу семьи - на семейных торжествах (Новый год, день рождения) на ритуальных событиях (похороны, поминки). Тогда как первое курение происходит в дружеской компании. Единичные случаи пробуют курить, начиная с 9 лет, а спиртное начинают пробовать с 10 лет, обычно это пиво и шампанское.
На вопрос «В каком возрасте можно употреблять спиртные напитки, в том числе пиво?»
57% учащихся называют восемнадцатилетние, 14% - от 19-25 лет, 20% - сказали, что «пить и курить никогда не надо». Оставшиеся 9% респондентов считают, что употреблять спиртное можно в 16, 15 и даже 14 лет. Из анкетирования видно , что дети начинают курить и пробовать спиртное уже с 9-10 лет, поэтому наркопост уделяет большое внимание на первичную профилактическую работу с более младшими школьниками.
Итоги анализа анкет подтверждают необходимость более развернутой, аргументированной пропаганды здорового образа жизни. Разъяснительная работа не должна ограничиваться призывами и запретами.
Работа Наркопоста велась по направлениям:
- Методическая работа с педагогически коллективом;
- Профилактическая работа с учащимися;
- Работа с родителями;
- Взаимодействие с субъектами профилактики.
Необходимо отметить слаженную работу всего педагогического коллектива, результатом чего является создание программы «Мы вместе» по наркопрофилактике и профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Эта программа систематизировала усилия всех сотрудников на создание образовательного пространства свободного от вредных пагубных привычек, на выработку коммуникативных навыков для адаптации в социуме, на личностный рост учащихся.
Для проведения бесед и занятий приглашались соответствующие специалисты: Фомина Е.С – главный специалист-эксперт УФСКН; Комбу А.О., Александрова Ш.А. инспектора ОПДН; психологи РЦ «Сайзырал» Сартыыл С.С., Болзен А.В., фельдшер ГБОУ РЦПМСС Арапчор О.К., специалисты наркодиспансера Саая Р,Х, и Яковлева Т.Л.; и врач-нарколог Реснаркодиспансера Бавуу Ч.М.. Классные руководители так же регулярно проводят антитабачную и антинаркологическую профилактику, мероприятия с детьми всегда направлены на формирование нравственной мотивации здорового образа жизни, осознанного отказа от вредных привычек.
Школа – ответственный этап в жизни ребенка. Одним из направлений работы школы является работа по внедрению здорового образа жизни (ЗОЖ).
Основы здорового образа жизни (ЗОЖ) ребенка закладываются в семье. Папа и мама, бабушки и дедушки своими жизненными принципами и укладом, отношением ко всему, что составляют здоровый образ жизни (ЗОЖ), формируют позицию ребенка в вопросах здоровья, режима, питания и активного отдыха, употребления психо - активные вещества (ПАВ), занятий физкультурой и спортом.
Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ здорового образа жизни (ЗОЖ), о воспитании и физическом и духовном становлении, об ответственности родителей за формирование жизненной позиции детей. Призывать почаще быть рядом с ребятами, разделять их интересы, поддерживать их стремления и хобби. Наконец, организовывать в классе и школе семейные праздники, совместные турпоходы, даже проводить соревнование.
В нашей школе активно ведется работа по пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ). Постоянно проводятся классные часы о ЗОЖ, также проводятся различные семейные и традиционные праздники, например: Шагаа, Масленица, 8 марта, 23 февраля, спортивные эстафеты с участием родителей на веселых стартах «Папа, мама и я-спортивная семья» и т.д.
В рамках месячника «Мы за ЗОЖ!» проводились конкурсы стенгазет, плакатов и рисунков среди всех классов, конкурс сочинений на тему: «Здорово быть здоровым!», профилактическая работа, как с учащимися, так и с родителями, социально-педагогическое консультирование.
В целях организации досуга детей проводилась работа по привлечении их в кружки и секции. Особо отслеживалась занятость внеурочное время детей, состоящих в ОПДН, на внутри школьном учете (ВШУ).

Социологический опрос по ЗОЖ в начальной школе


Соцопросы
Ответы детей


Утром делаете зарядку?
да


В семье курящие есть?
да


Пьют ли родители?
да


Что такое «Здоровый образ жизни?»
мыть руки; хорошо питаться; заниматься спортом; не курить и не пить.


Что вы больше любите?
учиться, т учится, танцевать, петь, рисовать, кушать и играть.



Из опрошенных детей из неблагополучных семей большинство мечтают о достатке своих семей: чтобы родители не злоупотребляли спиртными напитками; сытно и вкусно питались и одевались.
Вывод: Дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих одурманивающих веществ: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, людей (мужчин, женщин и молодых) с дымящейся сигаретой
Подростки, младшие и старшие школьники должны прежде всего знать, что бездушное отношение ко всякого рода пробам опасно для их будущего. Если оно затягивается, то не лучшим образом влияет на состояние здоровья, на уровень настроения. На взаимоотношения с окружающими.
Халатное отношение в воспитании своих детей родителями – это основной вывод из социологического опроса, тот образ жизни, которыми придерживаются данные семьи нельзя сказать здоровым, дурное поведение самих родителей или взрослых показывают низкий уровень не только культуры, но и социальной необеспеченности большинства семей