Конспект урока русского языка Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе


Урок русского языка в 4 классе
по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
в единственном числе»
Учитель:Рябова И.Г.
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Тип урока Урок закрепления нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Деятельностная цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.»Образовательная цель: отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
Планируемые
результаты Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
- Знать правописание окончаний имен существительных при изменении существительных по падежам.
Основные понятия Склонение, название падежей, вопросы к падежам, окончание, часть речи;
Ресурсы:
- основные
-дополнительные М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова Русский язык учебник для 4-го класса. Часть III
- тетрадь
- проектор, экран, компьютер, карточки для групповой работы, картинки с изображением Анишит Йокоповны, Асырк и Торка, летучей мыши.
- презентация Power Point
Организация
пространства Эвристическая беседа, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах;
Ход урока
Этап урока и его цели Деятельность
учащихся Деятельность
учителя Содержание урока
Планируемые
результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-создание эмоционального настроя на урок; организация внимания школьников
- вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. Договаривают слова, дарят улыбки, садятся.
Организует быстрое включение учащихся в
урок. Мотивирует к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок.Гости к нам пришли сегодня… К ним сейчас вы повернитесь,Улыбнитесь, подружитесь.Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Уши внимательно слушают И всё …(слышат). Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Девизом нашего урока будут слова
«Знаем. Хотим узнать. Узнаем.» — У вас на столах лежат карточки личных достоинств, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели. Личностные УУД: -учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала;
-развитие самоорганизации в учебном действии, положительный эмоциональный настрой на урокПознавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы
Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
II. Актуализация опорных знаний. Реализация общеучебных умений и навыков
Цели:
- организовать актуализацию знаний;
-провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.-развивать логическое мышление
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Запись числа, классной работы.
Определяют: Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Дети проверяют безударную гласной в корне слова.
Буква О.
Письмо букв.
Вспоминают ранее пройденное.
Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Организует актуализацию умений писать буквы по алгоритму и образцу и знаний полученных ранее.
Организует выполнение учащимися самопроверки и взаимопроверки.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
1.Минутка чистописания с фонетической зарядкой
Учитель: Красиво писать -Ученики: красоту творить. - Вот и мы начнем урок с красивого письма.Откройте тетради и красиво запишите число, классная работа.(Помним правила посадки)
-Прочитайте слова, определите орфограмму. Ходьба, ковёр, холод, звонок, дочурка.
-Устно проверьте.
-Какая безударная гласная встречается во всех словах?
-Напишите в соединении 3 раза заглавную и строчную букву О о.
-Какой элемент в этой букве?( Овал)
-В каких буква встречается этот элемент? (Буквы а в д б ю ф)
- Напишите эти строчные буквы по два раза.
Чтобы продолжить минутку чистописания нам надо вспомнить, что мы знаем об имени существительном..А работать мы будем следующим образом , если Вы согласны, то в тетради пишите букву «А», а если нет то букву «е», а к доске пойдёт _______________
Уч. -Вы готовы? Начали… Существительное – это член предложения. (Е)_ Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”(А) Обозначает действие предмета. (Е) --Обозначает предмет. (А) Изменяется по падежам? (А) Изменяется по числам? (А) Изменяется по родам? (е) В русском языке пять падежей? (Е)Уч. Возьмите карандаш и проверьте себя и ________(у доски)и оцените.
.еАеАААее.
-Проверку мы будем осуществлять условными сигналами. Если вы согласны с выбором ученика, то поднимаете «+», если нет , то « - ».
-Что же такое имя существительное? Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строят рассуждения. (Коммуникативные УУД)
Уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку;
(Регулятивные УУД)
III. Целеполагание и мотивация
Цели:
- организовать постановку цели урока;
-организовать составление совместного алгоритма действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Работают с пословицей.
Определяют тему урока .Обдумывают цели урока и произносят их с помощью учителя.
Соотносят существитель ные какого рода и с какими окончаниями относятся к каждому склонению. Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного алгоритма действий.
Организует определение средств.
Организует выполнение учащимися самостоятель-ной работы по определению склонения.
- На дорожке деформированное предложение.- Составить предложение из этих слов.Птич?к., д.роже, з.л.той, ветка, клетк..
Птичке ветка дороже золотой клетки.
- Будут  ли у нас затруднения при написании окончаний у им.сущ.?- Почему в окончании этих слов ошибкоопасные места? Значит мы должны разработать памятку по правописанию безударных окончаний имён существительных  в Р.п., Д.п., П.п. и уметь различат, где пишется окончания  – е-, а где -и-.
-Значит  тема нашего урока?«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных-Чтобы правильно написать безударное окончание, надо сначала определить склонение и падеж, вспомнить окончания и написать их правильно. Значит,  когда нужно будет вставить падежное окончание имени сущ., эта орфограмма будет звучать -  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»- Послушайте стихотворение. О чем оно рассказывает?Славится он первым на земле,Славится он первым на столе.Ветер его холит, холят степи,Пред гостями он лежит парной,Сытный , белый, черный и ржаной –Круто жизнь замешана на … (дети хором … хлебе)(Показываю иллюстрацию хлеба и хлебных изделий)- Важен ли для нас хлеб? Почему?- Что обозначает русская пословица «Хлеб всему голова»?- Из чего пекут хлеб? (из муки)- Из чего делают муку? (из пшеницы)- Из какого еще злака делают хлеб? (Из ржи)
- Ваши ответы нужно записать в три столбика по склонениям.
1 скл. Пшеница, мука, (папа)
2 скл. Хлеб, (село, поле)
3 скл. Рожь, (тишь, жизнь)
-Какие существительные относятся к 1 склонению?
--Какие существительные относятся к 2 склонению?
--Какие существительные относятся к 3склонению?
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать информацию, анализировать её (Познавательные УУД)Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
IV. Усвоение знаний и способов действий.
Цель: Содействовать усвоению уч-ся знаний и способов действий по овладению этими знаниями..
Физминутка для глаз
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий дляпсихоэмоцио нальной разгрузки учащихся. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя, называют средства.
Выполняют задание к упражнению в тетради на печатной основе. Ученики работают фронтально, отвечая на вопросы и самостоятельно определяют падежное окончание. Самооценка.
Организует самопроверку по эталону и проверку работающих у доски.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Просит детей пройти к окну и выполнить зарядку для глаз.
Показывает картинку и озвучивает изображение.
Определение Алгоритма «Как нужно действовать , чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного».
- Как правильно писать безударные окончания имён существительных? Вспомним алгоритм наших действий.
1.Поставить существительное в начальную форму.
2.Определить склонение.
3. Определить падеж существительного.
3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.(посмотреть в таблицу)
4. Проверить с помощью слов- помощников
-Какие слова-помощники?
I скл. – стена, земля.
II скл. – село, царь.
III скл. – степь, рожь.
- Почему именно эти слова?
-Что нам поможет в работе? (свой опыт, наши наблюдения, учебник, учитель).
2. Работа в тетради на печатной основе. (стр.55 упражнение 50)
3 Объяснение аналогичного домашнего задания. У. 3 стр.102 упр.107
Физминутка для глаз и на расслабление мышц.
- Я буду называть существительные разного склонения, а вы выполнять определенные движения.
        1 скл. – хлопок в ладоши.
        2 скл. – прыжок.
        3 скл. – приседание.
Сорока, синица, скворец, чиж, ель, ворона, жаворонок. Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)Формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления.
( Регулятивные УУД)
V. Закрепление полученных знаний.
Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи по алгоритму.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включение в дальнейшую познавательную деятельность. Выполняют задание, проговаривая алгоритм проверки.
Выполняют самопроверку и самооценивание. Организует повторение умений дописывать окончания имен существительных в ед. числе с опорой на алгоритм с проговариванием во внешней речи.
Организует актуализацию умений находить словарные и родственные слова, проверку знания частей речи.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная работа по карточкам
Группа А Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение подчёркнутых существительных.
От деревни ( 1скл., Р.п.) к лесу через поле вела тропинка. В лесу она вела от ели (3 скл., Р.п.) к дубу (2 скл. Д.п.) и снова к ёлочке (1 скл., Д.П.).
Группа Б Задание: Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение существительных. ( пользуйся таблицей)
К опушк…, у лошад.., на речк…, без ошибк .., в пол…, около площад…, к рощ…
2 Самопроверка.
-У кого всё правильно?
-У кого есть ошибки?
-В каком месте ошибки?
-В чём причина?
-Исправьте ошибки.
Проверка работы учеников на закрытой доске
Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.
Познавательные:
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
VI Применение знаний и способов действий
Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиямПрименить свои знания для грамотного написания безударного окончания.
Цель: самостоятельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.
Выполняют задание под руководством учителя коллективно (один у интерактивной доски, остальные с светофорами. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы по определению безударного окончания им. сущ..Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
1.
Работа по склонению существительных.
2.Проверка по эталону.-У кого всё правильно?
-У кого есть ошибки?
-В каком месте ошибки?
-В чём причина?
-Исправьте ошибки.
3. Работа над тестом.
1. Имя существительное – это …а) часть речи       б) часть слова         в) часть предложения2.     У имён существительных есть…     а) 2 склонения       б) 3 склонения         в) 6 склонений3.     Имена существительные изменяются по … а) родам и числам       б) склонениям и падежам         в) падежам и числам4.     В какой строчке все существительные относятся к одному склонению          а) вода, речь, дядя       б) конь, площадь, степь         в) стул, окно, пень5.     Каким членом предложения является существительное в В.п.а) подлежащим       б) сказуемым         в) второстепенным членом6.     Выбери строчку, где все окончания -и-а) в Сибир…, по математик…, из библиотек…б) в жидкост…, ради дочер…, по площад…в) по дорог…, в стакан…, из рощ…7.     Выбери строчку, где все окончания -е-а) в стакан…, об оценк…, на иномарк…б) в ине…, от берёзк…, к берёзк…в) к внучк…, о голуб…, на сирен…                 4 ПРОВЕРКА ТЕСТА5.Выставите оценки Учиться формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
(Регулятивные УУД).
Сотрудничать в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.(Познавательные УУД):
Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий.
Познавательные:
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса.
VII Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
- зафиксировать изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Какую цель ставили? Достигли цели?
Какая тема урока была?
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ . (Ответы детей)
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
IX. Информа ция о домашнем задании.Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Д.з. Учебник 3 ч.,упр.107 с. 102
Спасибо за урок. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?