Конспект урока русского языка Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе


Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ № 3 Трушникова Татьяна Вячеславовна
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Цель: организовать исследовательскую деятельность учащихся по закреплению знаний по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»
Задачи урока:
Обучающие:
отработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений,
продолжить формирование умения ставить падежные и смысловые вопросы в словосочетаниях от главного слова к зависимому, определять склонение, число, падеж существительных, объяснять написание их окончаний.
Развивающие:
Развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников, действовать самостоятельно и уверенно.
Развивать каллиграфию и аккуратность.
Развивать коммуникативные умения учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать мотив учения, положительное отношение к знаниям.
Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, прививать любовь к родному языку.
Расширять кругозор детей.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, ;уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания..Предметные:
- Уметь использовать в речи  речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;
- Знать  правописание окончаний имен существительных
Тип урока: урок рефлексии
Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический.
Приемы: самостоятельная работа, индивидуальная и парная работа.
Ход урока.
I Организационный момент
- Мы начинаем урок русского языка.
2. Мотивация к учебной деятельности
- На уроке наши глаза внимательно Смотрят и все … (видят). Ушки внимательно слушают И всё…(слышат). Голова хорошо … (думает).
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи.
- А что мы с собой возьмем:
ЗНАНИЯ
СМЕКАЛКУ
УМЕНИЯ
ТЕРПЕНИЕ
(ученик выставляет на доску)
3. Подготовка к постановке учебной задачи
1) Чистописание
- Сегодня прописываем соединения букв:
моор
- Отрабатываем написания этих соединений в словах:
морошка морс морфема морщина моряк
- Определите лексическое значение слов.
Морошка- болотное травянистое растение.
Морс- прохладительный сладкий напиток.
Морфема- в языкознании значимая часть слова (корень, приставка, суффикс…)
Морщина- складка на коже лица…
Моряк – человек, который служит на флоте.
- Какой частью речи являются эти слова? Это имена существительные
2) Орфографическая минутка
- Сейчас мы запишем словосочетания с именами существительными.
Задание:
Написать правильно окончания имен существительных.
Работали на стройке, прилетели из Риги, любовались городом, дошли до рощи, отдыхали в лагере, связали из шерсти, ехал по улице, подарил сестре, пробежал по крыше, рассказал о помощи.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного?
Памятка
Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо:
1. Определить склонение.
2. Определить падеж.
3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
4) Постановка учебной задачи
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
- Да, сегодня мы будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
5) Повторение пройденного материала
Вставьте окончания существительных
Рос у опушк…, подошли к опушк…, ветка черемух…, подлетел к черемух…, по краям дорог…, бежал по дорог…, в конце площад…, ехал по площад…, пошла к Наташ…, собрались у Наташ….
-В каком падеже стоят имен существительные?
В родительном и дательном..-Какие окончания пишутся у существительных в родительном и дательном падеже и предложных падежах?
У существительных 1 склонения в родительном падеже окончание –и, а в дательном и предложном –е. У существительных 3 склонения и в родительном, и в дательном, падежах окончание – и.
Работа в парах.
Напишите словосочетания с существительными в творительном падеже.
Выделите окончания
1 скл. 2 скл. 1 скл.
Дружить (с кем?) с Алешей, Игорем, Надей
Играть (с кем?) с (Юра, Валерий, Катя)
Боролись (с чем?) с (болезнь, усталость, трусость)
Любовались (чем?) (яблоня, вишня, сирень)
- Каком падеже стоят существительные? В творительном.
- Безударные окончания в творительном падеже надо запомнить
Объяснительный диктант.
Два года партизаны скрывались в лесной чаще. Они вели героическую борьбу с врагом и жили в постоянной опасности. Не раз бывали они в городе, который был занят фашистами. В разведке получали ценные сведения.
Многие партизаны погибли в схватке с врагом. Навсегда останутся они в памяти земляков.
Проверяем.
- В каком падеже стоят слова?
- Какие окончания пишутся у существительных 1, 2 и 3 склонения в предложном падеже?
Существительные 1 и 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –е, а существительные 3 склонения -и
- Почему в одном падеже бывают разные окончания?
7) Рефлексия. Итог урока.
Закончите фразу:
В первом склонении,Помню даже во сне,В предложном и дательномПишется ….еИ во втором склоненииВ предложном падежеПишу я без сомнения,Окончание…еА в третьем склонении,Не ошибись, смотри,В родительном, дательном,Даже в предложномВсегда я пишуОкончание …и
1) какие задания вам понравились больше всего?
2) с какими заданиями вы справились лучше всего?
3) за что вы можете себя похвалить?
4) какими вы у меня были на уроке? активными, внимательными, показали знания…
-Большое спасибо за работу на уроке.
8)Домашнее задание. Оценки.