Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе


Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имен существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Научатся правильно писать безударные падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен существительных; выделять падежные окончания
Метапредметные УУД Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Ход урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
учащегося
1 2 3 4
I.Организационный момент
II. Минутка чистописания
III.ИнсценированиеIV. Постановка проблемы урока, определение темы и целей.
Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
- Наш девиз:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Откройте тетради и запишите число, классная работа (Восемнадцатое декабря)
- Какое сейчас время года? (зима)
- Какие зимние явления природы вы знаете? (снегопад, буран, метель, вьюга).
- Чтобы зима принесла к Новому году много снега для детских забав, давайте посвятим наш урок зиме.
Проводит минутку чистописания.
- У нас минутка чистописания.
Учитель: Красиво писать
.
1)- На первой строке мы пропишем букву З заглавную и строчную.
- Какие два звука в русском языке на письме обозначаются буквой «зэ»?
- Дайте им характеристику.
- Пропишите первую строку.
2)На второй строке запишите слова под диктовку: зима, зимний, зимушка, зимы, зимовать.
- Выделите корень в этих словах.
- Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.
- Оцените свою работу.
Слушает выступление детей.
Организует правильное выполнение задания
-Ребята , правильно ли определила падежи ученица Петрова?
- Помогите Петровой из сценки правильно определить падежи.
- А для чего надо уметь определять падежи у имён существительных? (Чтобы правильно писать падежные окончания имён существительных).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Это первый урок по данной теме? (нет)
- Какую цель мы поставим перед собой на урок? Дети отвечают хором:
«Мудрым никто не родился, а научился».
Объясняют смысл данной пословицы.
Отвечают на вопросы
Дети: Красоту творить
Отвечают на вопросы, дают характеристику звукам. Выполняют чистописание.
ЗзПишут под диктовку слова, выделяют корень, находят лишнее слово, оценивают свою работу.
-Лишнее слово зимы, так как остальные слова являются однокоренными, а это слово является формой
Играют сценку «Наши падежи»
Учитель:  Петрова, выйди к доске и прочитай небольшой рассказ, который написан на доске.
Ученица выходит к доске и читает рассказ: «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в этом рассказе все имена  существительные.
Ученица подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Поняла?
Ученица: Да!
Учитель: Начинай!
Ученица: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
 Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.
 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.
 Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.
 Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал ! Вот и всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петрова. Интересно, какую отметку ты предложила бы себе поставить?
Ученица:  Какую? Конечно, пятёрку!
Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвала это слово - “пятёрку”?
Ученица:  В предложном!
Учитель:В предложном? Почему же?
Ученица:  Ну, я же её сама предложила!
Отвечают на вопросы, определяют правильно падежи
- Чтобы правильно писать падежные окончания имён существительных).
Формулируют тему урока, определяют цели.
-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
-Закрепить умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять,
уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу
Определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.
Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять орфограммы. Договариваться о правилах общения и поведения. Оценивать учебные действия.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Оформлять свои мысли в письменной форме.
Строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленными задачами. Осуществлять самоконтроль
учебной деятельности.
Осуществлять самоконтроль
учебной деятельности
Принимать, сохранять учебные задачи
V. Работа над словами с непроверяемым написанием
VI. Актуализация ранее изученного материала.
VII. Физкультминутка для глаз.
VII. Работа в Работа в группах.
VIII. Работа в парах.
IX. Физкультминутка.
X. Самостоятельная работа
XI. Игра на компьютере
XII. Упражнение на развитие речи.
XIII. Воспитательный момент
XIV. Подведение итогов урока.
XV. Рефлексия учебной деятельности
XVI. Информация о домашнем задании. Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
- На доске напечатаны слова, из букв которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.
мел (метель) писатель
бензин (иней) музей
эскимо (мороз) роза
спор (пороша) калоша
сапоги (погода) вода
вес (ветер) термометр
Задаёт вопросы ученикам.
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных.
- Назовите непостоянные морфологические признаки имён существительных.
- Сколько падежей в русском языке?
- Что такое склонение?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?
- Вспомните алгоритм написания безударных падежных окончаний имён существительных.
- Как ещё можно проверить безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе?
Проводит гимнастику для глаз.(Здоровье сберегающие технологии)
Организует работу в группах.
- Каждая группа выберет себе конверт с заданием.
1 группа: составить таблицу (приклеить окончания)безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе, которые на письме вызывают сомнение.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. -ы, -и -и
Д.п. -е -и
П.п. -е -е -и
2 группа: Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк..(П п), подошёл к осин..(Д п), смастерил для бабушк..(Р п), увидел мыш..(В п), шёл рощ..й(Т п), красивое платье(И п)
3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк.., у дочер.., по тропинк.., на окошк.., в сугроб…, к матер..
1 скл. 2 скл. 3 скл.
на ветк.. на окошк.. у дочер..по тропинк.. в сугроб… к матер..- Выступление от каждой группы.
- Оцените свою работу.
Игра «Найди свою пару» (напечатано на листах)
Друзья познаютсяпотех.. час.
Азбука – к мудрост .в бед..
Делу время тен.. боится.
Трус своей ступенька.

У
- Каждая пословица поделена на 2 части. Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы.
- Проверка на слайде.
-Оцените свою работу.
Организует выполнение физкультминутки
-Я вам буду диктовать слова 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Если слово 1-го склонения- хлопайте в ладоши, если слово 2-го склонения- прыгайте, если слово 3-го склонения- приседайте.
пустошь, класс, февраль, молодежь, рассказ, оптика, местность, шоссе, суббота, помощь, закладка, пустяк, дочь, ночь, ночка, объявление
Учащиеся выполняют задание.
Организует выполнение самостоятельной работы и взаимопроверку по эталону.
Организует деятельность детей на компьютере.
Игра «Помоги братьям лосям спуститься на землю»
Показывает слайды с изображением зимнего леса. Организует выполнение задания на составление деформированных предложений.
- Давайте полюбуемся картинами зимнего леса. (показ слайдов)
- По классу развешаны слова. Составьте из них предложения и запишите их с комментированием. Выделите окончания, определите склонение и падеж.
опушились, иней, деревья, блестящим
лес, в, убор, красив, зимнем
(Письмо с комментированием)
-Оцените свою работу.
Проводит беседу о соблюдении техники безопасности при катании на санках.
- Чем вы любите заниматься зимой?
- Где нельзя кататься на санках?
Подводит итог урока.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Выполнили мы поставленные задачи?
- Закончите предложения.
Я запомнил(а)...
Я теперь знаю, как...
Полученные знания я смогу применить...
Урока время истекло.
И я всем очень благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно
Организует самооценку учебной деятельности.
- Чтобы на зимних каникулах для ваших развлечений было больше снега, прикрепите свою снежинку на доску. Если вам урок понравился, и всё было понятно, то прикрепите снежинку с восклицательным знаком. Если были затруднения – с вопросительным знаком.
Урока время истекло.
И я всем очень благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
-Составьте дома текст о красоте зимней природы, выделите безударные окончания имён существительных, объясните свой выбор. Составляют слова с непроверяемыми написаниями.
Записывают слова в родительном падеже, выделяют окончания, отвечают на вопросы, делают вывод, оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы, проговаривают алгоритм написания безударных окончаний.
1. Определить склонение
2. Определить падеж.
3. Вспомнить таблицу окончаний в нужном склонении и падеже.
4. Подставить слова-помощники.
Выполняют гимнастику для глаз.
Выполняют задание в группах, оценивают выступление учеников других групп.
Составляют пословицы, вставляют пропущенные окончания, объясняют правильный ответ, оценивают свою работу.
Выполняют физкультминутку.
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по слайду
Тест «Имя существительное»
– Выбери верное утверждение.
1. Имя существительное – это …
а) часть слова;
б) самостоятельная часть речи;
в) член предложения;
г) служебная часть речи.
2. Начальная форма имени существительного – это
а) В. п единственного числа;
б) Р. п. множественного числа;
в) И. п. единственного числа;
г) Д. п. единственного числа.
3. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке?
а) И. п., Р. п., Д. п., Т. п., В. п., П. п.
б) И. п., В. п., Т. п., П. п., Д. п., Р. п.
в) И. п., Д. п., П. п., Т. п., В. п., Р. п.
г) И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.
4. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?
а) Изменить имя существительное по числам;
б) найти слово, с которым связано имя существительное, и задать от него вопрос;
в) определить род и число имени существительного;
г) определить род имени существительного.
5. Склонение имён существительных в русском языке называется:
а) изменение по числам;
б) изменение по падежам и числам;
в) изменение по лицам;
г) изменение по падежам и родам.
6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное «вещь» употреблено в форме:
а) дательного падежа;
б) именительного падежа;
в) родительного падежа;
г) винительного падежа.
7. В русском языке ... падежей.
а) 5; б) 6; в) 4; г) 7.
8. Имена существительные в творительном падеже отвечают на вопросы:
а) кого? чего?;
б) кому? чему?;
в) кем? чем?;
г) кого? что?.Участвуют в игре на компьютере под руководством учителя. Распределяют слова по корзинам.
Находят развешанные по классу слова, составляют предложения, записывают с комментированием. Оценивают свою работу.
- Деревья опушились блестящим инеем. (Т.п.,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П.т.,2 скл.)
Отвечают на вопросы. Делают выводы о том, где нельзя кататься на санках.
- Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
- На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.
Отвечают на вопросы, заканчивают предложения.
Вывешивают снежинки на доску, осуществляют самооценку своей деятельности.