Рекомендации по проведению комплексной работы по УМК Перспективная начальная школа


Методические рекомендации по проведению комплексной итоговой работы.
Оценка предметных результатов –это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Достижения этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана. Система предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. Сюда входит опорные знания и знания дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную системы знаний.
На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.
Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение опорных знаний, но и способность воспроизводить использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е те действия, которые выполняют учащиеся с предметным содержанием.
Оценка достижений предметных результатов ведётся в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Задания для итоговых работ строятся вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится».
Целесообразно вести проверку планируемых результатов при проведении трёх итоговых работ:
1) итоговой работы по русскому языку;
2) итоговой работы по математике;
3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Остановимся подробнее на итоговой комплексной работе. Она в себя включает базовый и повышенный уровни.
Базовый уровень - включает в себя стандартные задания, в которых очевиден способ решения.
Повышенный уровень –задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из способов или создавать новый способ.Повышенный уровень составляет не более одной трети итоговой работы. Ориентируясь на среднего ученика 2/3 времени отводится на выполнение заданий базового уровня и 1/3 – на выполнение задания повышенного уровня.
В ходе выполнения работы учащимся предлагается выполнить разного вида:
Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
Задания с кратким ответом;
Задания с развернутым ответом (два вида: с ограниченным развернутым ответом, сочинение (эссе))
Обычно выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом.
Некоторые УМК разработали итоговые комплексные работы, которые имеют три варианта. Задания первого и второго вариантов аналогичны по содержанию, равноценны по трудности и объёму. Третий вариант предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья или с исходной низкой мотивацией учения.
Содержание и уровень трудности заданий основной части учитывают меру сложности, соотнося её с разделом планируемых программных результатов «Выпускник научится». Предполагается, что эти задания посильно для всех обучающихся. Задания повышенной трудности соотносятся с разделом планируемых результатов «Выпускники получат возможность научиться». Данные задания предназначены для детей, которые успешно выполнили задания основной части, значительно опередив по времени своих одноклассников. Это показатель достижения обучающимися повышенного уровня требований.
Невыполнение или неверное выполнение заданий дополнительной части в баллах не оценивается.
Время выполнения работы
На проведение работы отводится два урока в течение двух дней –за счет уроков русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира (по 0,5 ч от общего количества уроков по каждому предмету, что необходимо учитывать при календарном планировании уроков). Медленно работающие или читающие по слогам ученики за этот промежуток времени должны справиться с основной частью работы.
Подготовка к выполнению работы
Подготовка к успешному выполнению итоговой комплексной работы проводится в течении всего учебного года, её можно разбить на два основных этапа:
1 этап. Обязательное ознакомление учащихся с аналогичными заданиями в течении всего учебного года.
Например : в течение года несколько раз предлагает учащимся задания, цель которых – фиксация темпа чтения. Поэтому методика выполнения первого задания, фиксирующего темпа чтения текста про себя, к окончанию учебного года уже хорошо знакома ребёнку.
С заданиями с выбором ответа, кратким ответом, дополнением ответа, со свободным ответом ученик в течение первого года обучения знакомится на уроках по всем предметам.
2 этап. Незадолго до итоговой комплексной работы должна быть проведена аналогичная работа на другом тексте (предварительная итоговая работа)
Основная цель предварительной итоговой комплексной работы – предотвращение стресса при предъявлении контрольной работы нового типа. Не все дети с первого раза могут усвоить правила выполнения заданий комплексной работы. Их пугает объём работы, её межпредметный характер, повышенный уровень самостоятельности.
Выполнение заданий предварительной работы также проводятся на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, затрачивая 15-20 минут урока. При выполнении заданий, дети должны ознакомиться со всеми требования и правилами её выполнения.
Проведение работы
Выполнение работы должно протекать в спокойной обстановке;
Все учащиеся должны быть нацелены на выполнение заданий основной части;
Задания дополнительной части выполняются по разрешению учителя. Выполнять их можно в любом порядке (на которые учащемуся хочется ответить).
Учитель вправе оказать помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения организационного порядка. Он может: ответить на вопросы о последовательности выполнения заданий, об оформлении заданий(цветным или простыми карандашом провести стрелку, на какой строчке дописать ответ и т.д); задать наводящий вопрос; указать на задание, выполненное с ошибкой (но не ошибку); напомнить, что надо прочитать текст ещё раз, и тогда можно будет выполнить задание, и.т.п.
Общая организация
Рекомендуется выделить два урока, которые проводятся в течение одной недели, вторыми уроками во вторник и среду.
Те учащиеся, которые уже в первый день заканчивают выполнение основной части заданий, могут приступить к выполнению дополнительной части во второй день.
Инструктаж сопровождается подробными разъяснениями. Учащиеся предварительно сами читают задание, объясняют как они его поняли, затем педагог читает задание ещё раз и при необходимости дополняет, уточняет и исправляет ответы детей. (1 класс)
Результаты выполнения каждого задания целесообразно выносить на классную доску и анализировать их, акцентируя внимание на тех ошибках, которые возникают вследствие недопонимания письменных инструктивных указаний. При этом детей предупреждают, что инструктивные итоговые контрольные работы аналогичны данным указаниям.
Методика проведения итоговой комплексной работы
Перед началом работы дети подготавливают все необходимые учебные пособия (ручку, линейку, цветные карандаши). Учащимся раздаются варианты заданий, которые они просматриваются вместе с учителем. Полезно предвосхитить наиболее распространённые вопросы детей возникающие во время индивидуального выполнения задания.
Пояснения по первому заданию: дети начинают выполнять задание по первому сигналу учителя. Читать надо негромко, шепотом, не мешать остальным. После второго сигнала каждый ученик отмечает слово, до которого дочитал. И затем все продолжают чтение, дочитывая текст до конца.
Стрелочки ставить можно проводить как простым, так и цветным карандашом (если конкретно не указано)
Многие задания требуют вернуться к тексту еще раз, поэтому текст лежит рядом с работой. При необходимости в нем можно простым карандашом сделать любую пометку (подчеркнуть данное предложение, данные для решения задачи и т.д.)
При работе с таблицами необходимо обратить внимание детей, на то, что частично таблица заполнена.
Если задание выполнено неверно, то можно исправить ошибку. На отметку исправление не повлияет.
Многие УМК составили итоговые комплексные работы для каждого класса. Цель которых- проследить динамику формирования общих учебных умений и основных предметных знаний, умений и навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения. Три варианта позволяют учителю осуществить личностно-ориентированный подход к учащимся и представить возможность каждому ребёнку добиться успеха.
Рекомендации по оценке выполнения заданий
Проверка осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих правильные ответы обучающихся.
За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если ответ отсутствует или выбран неверно, то ставиться 0 баллов.
За выполнение заданий с выбором нескольких ответов, иногда дополняющих друг друга, может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
За выполнение заданий, требующих кратких или развёрнутых ответов, ученик может получить от 0 до 4 баллов.