Конспект урока по русскому языку «Слова-предметы. Слова-действия» (1 класс) Перспективная начальная школа.



Тема: «Слова-предметы. Слова-действия».
Цели: формировать представление о словах-предметах и словах действиях; учить ставить вопросы к словам-предметам и к словам-действиям; формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?; познакомить со схематическим изображением слов-предметов и слов-действий; формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из двух слов (слово-предмет и слово-действие); воспитывать интерес к учению, чувство коллективизма; прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: схемы слов-действий и слов-предметов, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Проверяй скорей, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки.
Слушайте внимательно.
Работайте старательно.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром слов».)
- Как обозначено начала урока? (голубая вертикальная полоса с бабочкой.)
- Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме.)
- Сколько уроков по данной теме в учебнике? (4 урока.)
Как вы догадались? (На голубой полоске вместо бабочки появилась птичка, это значит – первый урок другой темы.)
- посмотрите оглавление. На какой странице начинается третья глава? Это действительно так? (Да, на странице 14.)

III. Подготовка руки к письму. Пальчиковая гимнастика.
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
Выгнем щупальца сильнее –
Вот как гнуться мы умеем!
(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы, после чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы.)

IV. Пятиминутка чистописания.
- Прочитайте буквы, записанные на доске. (А, б, в, г.)
- Какую букву следует писать после буквы «г»? (Д.)
- Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту.)
- Какая буква в ряду «лишняя»? Почему? (Они обозначают согласные звуки.)
- Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да.)
- Запишите эти слоги на строчке.
- Придумайте слова, в которых есть эти слоги.
(Учитель записывает на доску слова, предложенные детьми так, чтобы на доске были записаны одушевленные и неодушевленные имена существительные.)

V. Сообщение темы урока.
- Послушайте строчки из стихотворения А. Барто:
Кто, кто
В этой комнате живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?
- Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы. (Кошка, аквариум, Машенька, луч, мячик.)
- Докажите свой выбор.
- Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос.
- Этому мы и будем учиться на уроке.

VI. Изучение нового материала.
1. Упражнения в постановке вопросов кто? что? к словам.
На доске запись: Кто это? Что это?)
- Распределите слова, которые вы придумали, в два столбика. Запишите их вы тетрадь.
- О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? (Живой или неживой предмет они обозначают.)
2. Физкультминутка.
3. Работа с карточками слов.
- Ребята, у нас в классе листопад. (Учитель показывает листочки со словами.)
- Объедините слова в тематические группы.
Люди растения животные
Мама береза заяц
Девочка клен лиса
Машинист яблоня корова
Водитель рожь коза
- На какой вопрос отвечают слова каждой группы?
4. Работа по учебнику (с.14).
Учитель читает текст на с.14, затем стирает с доски тематические столбики со словами «люди» и «растения». Над словами группы «животные» помещает схему с вопросами:

Кто? Что?

Рядом помещает другую схему:

Что делают? Что делает? _______
_______

5. Упражнение 4, с. 15.

VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по карточкам.
Работа в группах.
Первая группа называет слова-предметы с вопросом, вторая группа – слова-действия с вопросом.
2. Гимнастика для глаз.
- На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос «кто?», встаете на носочки и поднимаете руки вверх, а услышав слово, отвечающее на вопрос «что?», приседаете и вытягиваете руки вперед.
Акула, волна, осьминог, курица, гриб, трава, зерно, аист.
3. Работа по тетради.
а) упражнение 1, с. 6.
Рисунки 1-2 – по вариантам; рисунки 3-4 – с комментированием; рисунок 5 – самостоятельно.
б) упражнение 2, с.7.
Самостоятельное выполнение задания.
- Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделаю?
- Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделают?
в) упражнение 3, с.7.
- Прочитайте слова на доске: зашел, шел, пришел, ушел, сошел.
- Назовите одинаковую часть в словах.
- Объясните, что обозначает каждое слово.
- Что объединяет слова? (Они называют действия.)
- Запишите слова в тетрадь, постарайтесь запомнить из написание.
г) игра «Найди лишнее слово».
- Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.
Книга, трава, бегают, вишня.
Говорил, дудочка, глядит, рисует.
Белый, черный, красный, тетрадь.
д) соедините стрелками пары слов по смыслу.
Кто? Что делает?
девочка прыгает
белка долбит
дятел поет
е) игра «Волшебные превращения».
Коса, мак, капля, сон.
- Какой вопрос зададите к данным словам?
- Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто? (Коза, рак, цапля, сом.)
- Спишите любое слово, составьте его схему.

VI. Итог урока.
- Анишит Йокоповна познакомила вас с миром слов.
- Какие слова вы узнали? (Слова-предметы, слова-действия.)
- На какие вопросы отвечают слова-предметы? Как их обозначают на схеме?
- На какие вопросы отвечают слова-действия? Как обозначают их на схеме?
VIII. Рефлексия. - У вас на партах лежит по два квадратика. Если на уроке вы всё поняли , можете пояснить изученную тему своему товарищу, поднимите пожалуйста красный квадрат. Если на уроке было трудно, при выполнении заданий вы допускали ошибки, то поднимите синий квадрат.