С юбилеем, любимый город! (тема классного часа в 7 классе)


Классный час «С юбилеем, мой город родной»
Цели:
1. Патриотическое воспитание учащихся, становление гражданско-нравственной позиции подрастающего поколения на примере истории и культурных ценностей родного края, малой родины
2.Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города.
3.Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Этапы урока:
Вступительная часть. Определение темы классного часа.
Основная часть урока.
- Раскрытие понятия «малая родина».
- Историческая справка Основание города.
- Исторические памятники города.
- Современная жизнь столицы.
- Улан-Удэ - промышленный центр
- Улан-Удэ - центр образования
- Культурный центр Восточной Сибири
- Поздравления и пожелания родному городу.

Итоговая часть.
Оборудование: ребус, компьютерная презентация, словарные слова, видеоролик «Город родной».
Ход занятия
1. Вступление.
Учитель:  Мы с вами постоянно употребляем и знаем значение многих слов.
- Есть родные и близкие слова (мама, семья, друг …)
– Есть слова важные (труд, долг, мир…)
– Но есть среди всех слов одно, самое дорогое, самое важное для всех людей. Вспомнить, какое это слово, я предлагаю вам, отгадав ребус:
Родина
Учитель:
- Как вы понимаете значение слова Родина? (страна, в которой мы живем)
- Как называется наша страна? (Россия)
Да, ребята! Наша страна - Россия. Мы – россияне. Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от вечных снегов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Мы гордимся нашей великой Родиной.
Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то –деревенская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая родина у каждого своя!
- Что вы считаете своей малой родиной? (г.Улан-Удэ)
- В 2016 году нашему родному городу исполняется 350 лет. Тема нашего классного часа «С юбилеем, мой город родной», который мы посвятим этому знаменательному событию. (Слайд 2)
Перелистывая страницы истории со времени основания до сегодняшних дней, вы узнаете, как строился, развивался, хорошел наш город, потому что знать свой город, его историю – обязанность каждого гражданина. Изучение истории родного края учит любить не только свои родные места, учит знанию о них, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышает культурный уровень человека. Без любви к своему Отечеству, без знаний его истории нет нации, нет ее будущего.
Эпиграфом классного часа будут следующие слова:
“Для России наш город – частица,А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордитьсяМалой родиной, где мы живем”.
2. Наша малая родина – это бурятская земля.
Бурятия – республика многонациональная, народ в ней хлебосольный, гостеприимный. (Слайд 3)
- Послушайте стихотворении о малой родине
Ученик читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина – Островок земли.Под окном смородина,Вишни расцвели.Яблоня кудрявая ,А под ней скамья – Ласковая малаяРодина моя!
2 . Историческая справка Основание города (Слайд 4)
- С чего же начиналась наша малая родина? Основанием города послужила постройка зимовья.
Словарная работа:
Зимовьё - помещение, где живут зимою и производят какую-либо зимнюю работу.
В 1666 году на месте слияния двух рек Уды и Селенги русский казачий отряд под руководством Гаврилы Ловцова на высоком скалистом берегу маленький деревянный домик, названный "Удинским казачьим зимовьем" для сбора дани с местного населения пушниной и скотом.
Выбранное место было удачным: хорошие природные условия, речная переправа, со скалистого, с крутыми обрывами холма было удобно контролировать долину реки Уды и селенгинские степи. Начинается строительство высоких крепких стен для защиты от врагов. И  в 1680 году зимовье было преобразовано в острог Удинский, который стал военным центром Забайкалья. (Слайд 5)
Словарная работа:
Отсрог – деревянное укрепление в пограничной зоне, военный городок.
Вот и утес, где город начинался,
Бревенчатые стены возводил,
Лишь ход реки незыблемым остался
С тех пор, когда острожник здесь бродил.
Сейчас на месте основания острога стоит памятник, поставленный чуть выше Центрального рынка. (Слайд 6)
В 1690 г острог стал городом Верхнеудинском. – административным центром Забайкалья. (Слайд 7) В городе стали развиваться ремесла, шла торговля с китайскими купцами. В 17680г. проходит первая ярмарка. Разросшись, становится провинциальным, затем уездным городом.
Город занимал выгодное географическое и экономическое местоположение. Судоходство на р.Селенге, тракты способствовали превращению города в крупный торговый центр Забайкалья. Через город шла торговля с Китаем, откуда привозили чай, шелковые ткани и другие товары. В 1899 г. через город проходит железная дорога - Транссибирская магистраль, которая связала Верхнеудинск со всей страной . Это послужило дальнейшему экономическому развитию. Кроме железнодорожного депо в городе действуют пивоваренные, мыловаренный, лесопильные, стекольные заводы, паровые мельницы, электростанции и другие небольшие предприятия.
В 1934 г. город переименован в Улан-Удэ (Красная Уда).
3. Исторические памятники города
Наш город богат историческими памятниками, построенными в 18-19 веках.
С 19 века в Верхнеудинске строится много каменных и деревянных зданий, некоторые сохранились до нашего времени, и теперь являются памятниками архитектуры, украшающими центральную часть нашего города ул. Ленина, площади Советов и Революции.
Одигитриевский собор – первое каменное сооружение Верхнеудинска, Троицкая церковь, Гостиный двор, Торговые ряды, здание присутственных мест, дома верхнеудинских купцов и другие здания составляют ансамбль исторического центра города.
В 20 веке здесь построено несколько зданий и памятников, которые ныне являются достопримечательностями города.
Административный центр города на площади Советов. Здесь расположено здание правительства Республики Бурятия.
Памятник В.И.Ленину на площади Советов. Памятник воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Мемориальный памятник Победы. Величественное здание Бурятского ордена Ленина театра Оперы и балета. Это одно из самых красивых зданий города, «визитная карточка» Республики Бурятия. Бурятский академический театр драмы имени Х.Намсараева. Русский драматический театр, гостиница "Бурятия", скульптурная композиция «Мать Бурятия». пешеходная площадка. названная «Бурятским Арбатом» и другие.
4. Современная жизнь столицы
Сегодня наш город динамично развивающийся, деловой, культурный, научный центр Забайкалья. Население города составляет 426 тысяч человек.
Ученик:
Город состоит из трех районов:
Советский - образован в 1938 году
Железнодорожный - - 1938 году
Октябрьский – 1957 году.
Ученик: Там, где Уды слиянье С серебряной Селенгой, - Гордость народа окрепшего – Город стоит вековой.
Город Улан-Удэ с каждым днем растет, развиваются промышленные, строительные и транспортные предприятия, благоустраиваются жилые микрорайоны, создаются скверы и пешеходные зоны, устанавливаются памятные знаки и монументальные скульптуры, отражающие основные исторические даты и события.  
Ученик:
Меж городов Читой и БратскомЖивёт, цветёт Улан – Удэ,Где рано утром на бурятскомЯ слышу громкое. Мэндээ!А в переводе это значит,Привет  тебе! Улан – Удэ!Улан – Удэ! Любимый град, Ты самый юный из столицИ я счастливей во сто крат,Когда глаза счастливых лицМеня, встречая, говорят:« Добро пожаловать! Мэндээ»!
Улан-Удэ является многонациональным городом, в нем мирно живут и сотрудничают представители разных национальностей и религий. Христианство и буддизм соседствуют рядом. Разное вероисповедование не мешает добрососедским отношениям.
Ученик:
Я так люблю свой город за народ, Что дружит меж собой столько столетий, Здесь разных наций целый хоровод, Здесь дружба разных поколений.
Промышленность города
Наша столица – это промышленный город. Крупные предприятия успешно работают как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Ученик:
Авиационный завод единственный в России выпускает военные и гражданские самолеты и вертолеты.
ЛВРЗ производит ремонт электровозов, тепловозов, трамваев, производит запасные части для них.
Завод «Стальмост» производит стальные автодорожные и железнодорожные мосты. Это самый крупный завод в Сибири на Дальнем Востоке.
Ученик:
Судостроительный завод произволит и ремонтирует суда.
Приборостроительное объединение производит товары народного потребления.
ОАО «Бурятзолото» занимается поиском, добычей и преработкой драгоценных и цветных металлов.
Ученик:
БМПК производит более ста наименований мясной продукции: колбасы, сосиски, сардельки, мясные деликатесы.
Кондитерская фабрика «Амта» производит кондитерские изделия, используя экологически чистые сибирские ягоды и кедровые орехи.
Ученик:
«Бурятхлебпром» выпускает хлебобулочную, сухарную и кондитерскую продукцию.
«Молоко Бурятии» занимается производством молока и всех видов молочной продукции.
6. Улан-Удэ является центром образования. Здесь успешно работают высшие учебные заведения:
Бурятский Государственный Университет, Сельскохозяйственная Академия, Восточно-Сибирский технологический Университет – крупнейший ВУЗ в Забайкалье, Восточно-Сибирская академия культуры и искусства. Также профессиональные лицеи, училища, колледжи.
В библиотеках города можно найти необходимую литературу, как взрослым, так и детям. Наиболее крупные из них:
Ученик:
Национальная библиотека Республики Бурятия, детская библиотека им. Б.Абидуева, юношеская библиотека им. Д.Р.Батожабая, Центральная городская библиотека г.Улан-Удэ им. И.К.Калашникова.
7. Наш город справедливо называют культурным центром Восточной Сибири. Улан-Удэ славится профессиональными театрами:
Ученик:
Ведущий театр региона - академический театр оперы и балета им. Г. Цыдынжапова, Бурятский государственный академический театр драмы им. X. Намсараева, Государственный русский драматический театр им. Н. Бестужева, республиканский театр кукол «Ульгэр, молодежный театр драмы, театр «Байкал», Бурятская государственная филармония. Для горожан и гостей столицы в каждом из них идут постановки от детских спектаклей до творческих вечеров известных артистов.
Ученик:
В музеях города представлено большое количество культурных достопримечательностей. Один из крупнейших музеев под открытым небом – Этнографический музей народов Забайкалья. Музей истории Бурятии. Музей природы. Художественный музей им.Сампилова, музей истории города, геологический музей.
8. Поздравления родному городу
Улан-Удэ – это красивый современный город. Здесь растут новые жилые районы, разбиваются скверы и парки, культурно-развлекательные центры, большие современные магазины, озеленяются улицы и площади.
В день рождения полагается дарить подарки. Давайте и мы скажем добрые слова нашему городу, нашей малой родине.
Ученик:
Улан-Удэ! Ты бережно хранишь заветы, Лучами солнышка согреты, В сплетения дорог продеты Родные улицы твои.
Ученик:
Город мой – ты слиянье двух рек. Город мой – площадей и фонтанов. Город дружбы и мирной земли, Город ритма и город движений, Город счастья и город любви.
Ученик:
Город радостей и достижений! Город песен, любви, голубей. Город добрых и славных традиций. Город мой – воплощенье идей. Мы гордимся тобою, столица!
Ученик:
Мой Улан-Удэ – это город не старый, Но много он бед повидал. Недаром же речка, где город основан, Зовется Улан-Уда. «Улан» - значит «красный». И город мой красный, Он красен своей красотой. Пусть же он будет Большим и прекрасным, Пусть будет всегда молодой!
Заключение.
- Чтобы наша малая родина становилась еще краше, необходимо любить ее, знать ее историю, украшать ее своими добрыми делами.
  Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ученик:
О родине – негромко говорю:Ведь о большой любви кричать не надо.Она – моя отрада и награда,Скажу о ней – молитву сотворю:“Будь вечно в благоденствии и славе,Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,Дай сил нам жить, не мудрствуя лукавоИ пред тобой себя не уронить!”.
Учитель:
- Благодарю всех за участие в работе.