Педагогический всеобуч «Ребенок в среде сверстников. Деятельность семьи и школы по профилактике вредных привычек у детей».

Педагогический всеобуч «Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности воспитания и социализации ребенка в современном обществе. Деятельность семьи и школы по профилактике вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей».

Цель:
Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.
Задачи:
показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
обратить внимание на проблемы общения детей;
показать значимость деятельности семьи и школы по профилактике вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Ход собрания:

1. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
Добрый вечер! Мы рады встрече с вами! Сегодня мы хотим поговорить о наших с вами детях.
Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – ребенок в среде сверстников. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.
1. Упражнение «Круг общения»
Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш ребёнок.
Возможные варианты: родители, бабушки, дедушки, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в школе, классе и во дворе, сестры, братья.
У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.
В дошкольном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.
Общение со взрослыми важно для детей, но уже к старшему дошкольному возрасту дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.
Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.
Кроме того, школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С) :
- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.
- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.
- нерегламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают , придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

2. Упражнение «Что нас огорчает в детях» (проблемы детей группы в сфере общения)
Назовите проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками.
(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).
Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Мы с вами вместе сможем научить детей дружить и мириться в случае ссор.
- Чем же могут помочь родители?

3. Упражнение «Трудная ситуация»
Работа в малых группах. Предлагается оценить варианты выхода из ситуации и определить самый эффективный с точки зрения обучения ребёнка справляться с трудностями.

Ребёнок жалуется «Саша обзывается», «Катя меня обижает», «Паша не играет со мной».
Родитель:
- вскипает, пытается сам разобраться с обидчиком вместо ребёнка
- обращается к воспитателю с просьбой решить проблему
- обращается к родителям обидчика
- успокаивает «Не расстраивайся, уже всё прошло»
- обвиняет «сам виноват»
- принимает чувства ребёнка «Тебе обидно»; вместе ищут пути выхода из конфликта.

В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.


2. Особенности воспитания и социализации ребенка в современном обществе.
Очень часто по телевидению показывают сюжеты о детях, избивающих сверстников, унижающих учителей, обижающих родителей. Эти случаи не единичны. Жестокость и безразличие современных подростков просто невозможно описать словами. В мыслях возникает множество вопросов, которые сводятся к одному – Как же мы «докатились» до такого, что теперь боимся не только взрослых бандитов, но и малолетних? Прежде всего, стоит помнить – что подрастающее поколение отражает эпоху, в которой живет, поэтому [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] полностью зависит от окружающей атмосферы. Были времена, когда юные девушки не могли даже к собственным родителям обратиться на «ты», когда дети и не думали перечить взрослым. Сейчас же все совершенно по-другому.
Помните старинную пословицу «что посеешь – то и пожнешь»? Это на все сто процентов относится к воспитанию детей. Чем больше усилий приложат родители к воспитанию своего ребенка, тем более достойный член общества из него получится. К сожалению, современные родители, прежде всего, ставят перед собой цель обеспечить ребенка, а не воспитать. Задачу воспитания они почему-то возлагают на плечи учителей. Но ребенку в первую очередь нужно именно родительское воспитание, которое в состоянии дать далеко не каждый современный родитель.
Современное общество диктует свои законы. Сейчас многие родители работают по выходным, а их дети в это время предоставлены сами себе. Вот и получается, что ни в будни, ни в выходные родители не могут уделить должного внимания ребенку и его проблемам. Поэтому дети уже с младшего возраста ищут себе развлечения в интернете, на улице. В подростковом возрасте дети очень подвержены влиянию общества, поэтому попадая в «плохую» компанию даже самый хороший ребенок может наделать много глупостей.
Раньше в семьях часто жили бабушки и дедушки, которые, будучи свободными от работы, помогали родителям в воспитании детей. Теперь же родители, стремясь к свободе от бабушек и дедушек, переезжают на съемные квартиры, тем самым ограничивая влияние старшего поколения на подрастающее.
Задача родителей (какими бы они не были занятыми и уставшими) – обращать внимание на своего ребенка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе.
3. Деятельность семьи и школы по профилактике вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей».


4. Упражнение «Ассоциация»
Уважаемые родители! Попробуйте в течение 2 минут написать как можно больше слов ассоциаций на слово:
Привычка - :
Сигарета - :
Алкоголь - :
Здоровье - :
Профилактика - :
Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Сделайте вывод: какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации.

В настоящее время вредные привычки приобретаются в подростковом возрасте. Курение и алкоголь вызывают тяжелые заболевания у взрослых, а молодому растущему организму вообще наносят непоправимый ущерб. Курение, злоупотребление алкоголем среди подростков вредит не только им самим, но и их будущему потомству, в подростковом возрасте, как правило, начинают курить, выпивать, принимать наркотические вещества поддавшись уговорам друзей, желая доказать и другим свою «взрослость» или подражая кому-то, начав, не могут расстаться с пагубной привычкой.

Диагностика информированности подростков о вредных привычках.

Профилактику курения, употребления алкоголя и наркотиков среди школьников следует начинать с диагностики их информированности в данном вопросе и с оценки понимания школьниками социально-психологических последствий пагубных привычек.
Диагностика в нашей школе проводилась с помощью диагностической анкеты, которая состоит из трех блоков: вопросов о курении, наркотиках и алкоголе.
Для получения более достоверной информации анкетирование проводилось анонимно.
Результаты диагностической анкеты следующие:
20% подростков не считают тревожным фактором употребление сигарет.
12% подростков считают, что есть легкие наркотики.
2% подростков считают, что употребление «травки» не ведет к формированию наркотической зависимости, 8% не знают, приведет ли это к наркотической зависимости.
16% подростков считают, что единичные пробы наркотика являются безобидными
3% подростков считают, что алкоголь не вреден для здоровья.
32 % считают, что это зависит от количества выпитого.
28 % подростков считают, что употребление пива не ведет к алкогольной зависимости.
Не употребляют алкогольные напитки в семьях у 8,9% подростков.
34% учащихся отмечают что, алкоголь в их семье употребляют только по праздникам, по выходным дням, в дни получки, почти ежедневно 2 %, несколько раз в неделю у 3%.
Подростки думают, что поводом для первой пробы сигареты, алкогольных напитков, наркотиков может послужить следующее:
Чтобы не отстать от друзей – 10%
Чтобы чувствовать себя взрослей – 21%
Чтобы понравиться девочке (мальчику) – 5%
Из любопытства – 61 %
6% подростков пробовали сигареты, и 8 % - пробовали пиво,шампанское.

В основном подростки называют источниками получения информации о вредных привычках родителей, учителей и СМИ.
Считают, что смогут обходиться, когда вырастут, без употребления вредных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) – 80% подростков. 5% - отмечают, что не смогут обходиться, без употребления вредных веществ, и 14 % еще не знают, смогут ли они обходиться без употребления вредных веществ.
Подростки считают, что для профилактики вредных привычек необходимо:
Запретить рекламу табачных изделий и алкоголя – 38%
Проводить воспитательную работу – 52%
Не производить алкоголь, табачные изделия, наркотики – 4%
Никаких мер не надо считают – 8% подростков.


Раскрывая вопросы по профилактике вредных привычек, необходимо прежде всего еще раз подчеркнуть, что такие привычки, как курение, употребление спиртных напитков и пива, разновидность наркомании, а наркомания заболевание, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять наркотики. Заболевание это, по мнению специалистов, практически неизлечимо, а пробный «один раз» чаще всего оказывается роковым.
Поэтому разговор пойдет о профилактике не вредных привычек и наркомании, а первого употребления сигареты, спиртного и наркотика.
Для того чтобы противостоять курению, употреблению спиртных напитков, и наркотических веществ, подростки, очень глубоко и однозначно должны уяснить ряд истин, без осознания которых большинство мер по профилактике становится малоэффективным.
Первая истина: курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять сигареты, спиртные напитки и наркотические вещества.
Вторая истина: алкоголизм и наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления спиртных напитков и наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема.
Третья истина: человек, предлагающий тебе сигарету, спиртное и наркотик, враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.
Уяснив эти истины, мы придем к однозначному выводу: профилактика наркомании это прежде всего исключение первого употребления наркотического вещества, но если первая проба состоялась, то надо думать не о профилактике, а о лечении.

Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков
Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями во всём мире и доказали свою эффективность.
Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
Эксперты утверждают, что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
Учитесь слушать.
Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.
Давайте советы, но не давите советами.
Подумайте о своём примере.
Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
Пожалуй, это самое важное и трудное.
Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам
Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам.
Спите, вредные привычки
Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек. Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.


Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:
Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей. Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением. Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать. Больше доверяйте своим детям. Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы. Никогда не угрожайтё детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!» Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения. Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети. Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.

Итог. Притча. Заканчивая свое выступление, я расскажу вам притчу.
“Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги“Разве тебе безразлична судьба детей?” – спросили спасатели. Третий путник им ответил: “Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это”.
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы вредных привычек. Можно спасать “тонущих” детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – “добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду”, то есть заниматься своим делом – профилактикой.




























Заголовок 1 Заголовок 315