Доклад Работа классного руководителя с трудными семьями


СОГЛАСОВАНО
зам. Директора по УВР
ГБОУ Истринской специальной (коррекционной) общеобразовательноц школы-интрната I II видов
______________Е. В. Буланкина
ЗАСЛУШЕНО
На заседании ШМО классных руководителей
протокол № _____
от ______________ 2016г.
руководитель___А.Э.ЧавринаДОКЛАД на тему:
«Работа классного руководителя с трудными семьями »
Доклад подготовил:
классный руководитель
10в класса
Дьяченко С. Н.

д. Сокольники-2016
Работа классного руководителя с трудными семьями.
Для начала рассмотрим, что же такое «трудная семья».
Существуют следующие типы «трудных» семей:
Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, духовным конфликтом.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Рассмотрим, какие существуют проблемы родителей:
Социально-медицинские:
Физические недостатки, патологии самих родителей;
Физические недостатки, патологии ребенка;
Нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
Социально-педагогические:
Гиперопека ребенка; ребенку позволяется практически все,
Отсутствие контроля со стороны родителей;
Расхождение в методах воспитания между родителями;
Языковый барьер (двуязычие).
Социально-психологические:
Недостаток элементарных педагогических и психологических знаний; Конфликты в семье.
Социально-экономические: низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия; низкая предметная обеспеченность.
Социально-юридические: незнание своих прав и обязанностей как родителей; юридическая некомпетентность.
Трудные подростки, появляются не только в трудных или неблагополучных семьях. В семьях благополучных, успешных в социальном плане трудные подростки тоже не редкость. Конечно, с трудным подростком должен работать психолог подростковый или детский и большая часть родителей обращается за помощью к этим специалистам. Но сами родители трудного подростка часто становятся заложниками создавшейся ситуации. К кому обращаться им? Они выполняют рекомендации детского или подросткового психолога или требуют выполнения этих рекомендаций от подростка, а результатов не видно.
В этой ситуации может помочь обучение родителей подростка способам коммуникации, снижающими конфликтность ситуации.
Родителям можно предложить следующие способы понижения конфликтности - делать упор не на его недостатки, а на его достоинства. Какое бы «трудное» не было ваше чадо, хоть какие-то достоинства у него все равно найдутся. Попробуйте сделать несколько самых простых упражнений по улучшению коммуникации с ребенком:
1.Возьмите лист бумаги и в течении дня или нескольких дней записывайте на нем положительные черты и достоинства вашего ребенка. Постарайтесь найти в своем ребенке не менее 10 позитивных качеств.
2.Как можно чаще читайте то, что вы написали на листе. Утром и вечером обязательно!
3.Верьте своему ребенку! Даже если вы подозреваете его во лжи – не показывайте этого! Недоверие родителей - самая большая обида для подростка. Не можете поверить - сыграйте свою веру. Существует древнеиндийская пословица: "Ложь направленная для торжества добра, становится правдой" Развивайте в себе доверие к вашему ребенку и ему не придется искать это доверие на стороне в сомнительных компаниях.
4.Хвалите ребенка! Не забывайте сказать ему, что он хороший, добрый, позитивный и т.д. Нет детей, которые бы хотели специально быть плохими! Дети всегда хотят быть хорошими и они, может быть иногда подсознательно, ищут тех кто их похвалит. Пусть этим человеком будете вы!
5. Не осуждайте окружения ребенка! Не говорите плохо о друзьях или подругах. Постарайтесь понять, почему ваше чадо привлекает компания, которую вы считаете негативной. Настройтесь поговорить об этом с ребенком в доброжелательном тоне, без издевательств и наклеивания ярлыков. Выслушайте ребенка и его мнение о его друзьях, постарайтесь принять позитивно.
В результате выполнения этих простых упражнений по улучшению коммуникации возрастет ваше доверие к ребенку и доверие ребенка к вам, что явится прочным фундаментом для развития позитивных отношений в вашей семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям «группы риска».
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
«эпидемия» разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Этапы работы с семьей:
Диагностика проблем семьи.
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
Содействие в получении социальной помощи.
Диагностика результатов работы.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
повышение престижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
социальное партнерство всех служб;
изучение и распространение новых технологий;
профилактика проблем.
Методы работы с семьей: патронаж, беседа, диагностика, консультирование, занятия, тренинг, информационность, просвещение Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; уважать право ребенка на собственное мнение; уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.