Программа «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних» МБОУ СШ № 31 г. Иваново

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 31» г. Иваново











Программа
«Профилактика наркомании, алкоголизма,
табакокурения среди несовершеннолетних»






















2015 г.








1. Паспорт программы

Наименование программы
«Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения».

Разработчики программы
Русина И. Г. заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Досина И. Г., заместитель директора по воспитательной работе.

Назначение программы
Развитие ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, формирование личной ответственности за своё поведение, антинаркотические установки, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы
- предупреждение употребления обучающимися ПАВ;
- обучение обучающихся навыкам ответственного поведения к своему здоровью;
- привлечение обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность
Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.
Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

Участники реализации программы
Обучающиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, медицинский работник, инспектор ПДН ОП № 3, школьный библиотекарь, родители.

Формы и методы реализации программы
Групповые и индивидуальные занятия, беседы, лекции, просмотр видеороликов, проведение различных профилактических мероприятий.



Пояснительная записка.

Актуальность программы: появление программы вызвано проблемой ухудшения здоровья подрастающего поколения. Здоровье рассматривается как фактор социальной жизни, основа экономического благополучия государства, социального прогресса общества, улучшения психологического климата.
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит образовательному учреждению и семье, что подтверждено законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Цель:
Сохранение и укрепление здоровья подростков.
Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ.
Формирование у обучающихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании.
Задачи:
Совершенствование методов и форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в школе.
Развитие волонтёрского движения, проводящего работу среди обучающихся по профилактике употребления ПАВ.
Повышение уровня информированности родителей по вопросам профилактики
наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.
Задачи аналитического этапа:
Выявление основных проблем;
Определение наиболее интересных форм профилактической работы;
Анализ проделанной работы.
Задачи практического этапа:
Совершенствование работы по профилактике употребления ПАВ;
Расширение методов и приемов профилактической работы:
- использование игровых элементов;
- создание банка презентаций по профилактике употребления ПАВ;
- выступления агитбригады в рамках заявленных декад (месячников) борьбы с вредными привычками;
Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.
Участники программы:
участниками программы «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних» являются
- обучающиеся школы,
- педагогические работники,
- родители,
- администрация.
Этапы реализации программы:
Разработка мероприятий по профилактике ПАВ;
Организация и проведение мероприятий, вечеров, акций;
Создание банка презентаций, буклетов.
Принципы реализации программы:
личностно-ориентированный подход к каждому участнику программы;
включение в решение задач программы всех обучающихся школы.
Механизм реализации программы:
Деятельность по реализации программы предполагает:
- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;
- создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;
- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних;
- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;
- пополнение фонда библиотеки, создание в ней зон и центров для получения современной информации по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий.

Основные направления деятельности и формы работы:
- анкетирование обучающихся среднего и старшего звена;
- выявление обучающихся, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания;
- систематическое педагогическое наблюдение за обучающимися, установление причин их подверженности табачной зависимости.
Основные направления работы:
Проведение бесед с обучающимися и их родителями о действии наркотических веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Работа с родителями.
Основные формы реализации программы

Этапы
Класс
Формы работы

I
1-2


3-4

1-4
Игровые ситуации, инсценирование, сказкотерапия, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов);
Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги «Правила доброты», «Я учусь владеть собой»;
Занятия по программе «Полезные привычки»

II
5 - 7
Тренинги «Уроки общения», ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор»

III
8-9

10-11
Тренинги «Мир моих чувств», тренинг общения, дискуссии, деловые игры;
Тренинги «Мой жизненный выбор», дискуссии, деловые игры, презентации; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор»


План работы по реализации программы
«Профилактика наркомании, алкоголизма,
табакокурения среди несовершеннолетних»

№ п/п
Наименование мероприятия
Ответственный
Сроки проведения мероприятий
Категория участников


1.
Общешкольные, межмуниципальные, городские мероприятия, и акции «Мы - за здоровый образ жизни»
Классные руководители, учитель физической культуры

в течение учебного года


1-11 классы;




2.
Классные часы «Наркотики. Закон. Ответственность»
Классные руководители
ноябрь
8 – 9 классы

3.
Спортивные мероприятия (Дни здоровья, кроссы, эстафеты, спортивные соревнования и праздники)
Учитель физической культуры, классные руководители
ноябрь,
март

1-10 классы

4.
Антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!»
Администрация, классные руководители
ноябрь, март
6 – 11 классы


5.
Классные мероприятия:
Беседы: «О наркотиках и наркомании»;
Классные часы:
- «Улица, подросток»;
- «Скажем наркотикам «Нет!»; - «Привычки. Их влияние на детский организм»;
- «От вредной привычки к болезни всего один шаг»;
- «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»;
- «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения);
-«Преимущества здорового образа жизни»;
-«Что такое здоровье?»;
-«Мир, в котором ты живёшь»;
Классные руководители, заместитель директора по ВР,
медицинский работник, инспектор ПДН, работники прокуратуры

в течение учебного года






1-11 классы;

6.
Ролевые игры: «Качества личности, которые помогают воздержаться от употребления наркотических веществ»; «Дружба. Кого можно назвать другом?»
Классные руководители
сентябрь-декабрь
1-5 классы


5.
Работа с неформальными лидерами (участие во внеклассных мероприятиях «Не переступи черту»; просмотр тематических видеофильмов)
Зам. директора по ВР, классные руководители
в течение учебного года
5-11 классы


6.
Рекламные листы, плакаты, буклеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»
Учитель ИЗО, инспектор ПДН медицинский работник,
Всемирный день борьбы с курением (18ноября);
ноябрь-декабрь
1-11 классы


7.
Выставка литературы по здоровому образу жизни
библиотекарь
ноябрь-декабрь
1-11 классы

8.
Анкетирование «Моё отношение к наркотикам, алкоголизму, табакокурению»
Классные руководители; заместитель директора по ВР
март-май
7 - 11 классы



Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ:
Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении.
Учителя-предметники и классные руководители: организуют внеклассные мероприятия, осуществляют работу с родителями, медицинской службой школы, организуют профилактическую работу на уроке.
Школьная медсестра: обеспечивает работу медицинского кабинета как консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.
Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ.
Библиотечно-информационный центр: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Педагоги учреждений дополнительного образования: организуют совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.
Правоохранительные органы: проводят работу с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закреплённый за школой работает с обучающимися, родителями и педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений.

Ожидаемые результаты:
повышение процента занятости обучающихся во внеурочной деятельности;
укрепление ученического самоуправления;
повышение уровня социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
увеличение процента обучающихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни.


































Приложение № 1
Это должен знать каждый
(в копилку классного руководителя)

Информация, которая должна быть доведена до детей

При употреблении наркотиков очень быстро, часто после одного - двух приёмов, происходит привыкание, т. е. возникает физическая и психическая зависимость. В этом состоянии человек не может не принимать их, он фактически полностью подчинён одному желанию – любой ценой достать деньги на наркотики, которые стоят очень дорого. Разговоры о том, что лёгкие наркотики (гашиш, марихуана) не представляют большой опасности - ложь. Начав принимать лёгкие наркотики, подавляющее большинство наркоманов вскоре переходит на более тяжёлые.
Если наркоман, который прочно «сел на иглу», не получает очередную дозу наркотика, у него возникает абстинентный синдром, т.е. острая потребность в новой дозе. Это состояние называют «ломкой», некоторые называют его «героиновым адом»: слёзы, обильные выделения из носа и сильный понос, мучительно болят суставы и внутренности – человек буквально кричит от боли. Как свидетельствуют материалы, чтобы заглушить её, некоторые наркоманы бьются головой о стены, зубами грызут железные батареи отопления, теряют от боли сознание. Если не ввести очередную дозу, такое состояние длится до недели и более.
Гибель людей от передозировки наркотиков наступает независимо от желания и действий наркоманов. Происходит это так: распространители героина редко продают его в чистом виде. Для увеличения объёма они подмешивают в наркотик разные добавки (порошки без вкуса). К такому объёму наркоман привыкает, и если по какой-либо причине фасовщик приготовит такую же по объёму дозу чистого героина, она может стать смертельной.
Реальная возможность привлечения к уголовной ответственности за «незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере» (ст. 228 Уголовного кодекса РФ). Наказание – до трёх лет лишения свободы. К крупным размерам относятся: кокаин – от 0,01 до 1 г, метадон – от 0, 01 до 1 г, морфин – от 0,01 до 1г, героин – от 0,001 до 0,005. Таким образом, под понятие в «крупном размере» подходит даже одна доза героина. Незаконным приобретением считаются: покупка, получение в обмен на другие товары и вещи, в уплату долга, взаймы или в дар, присвоение найденного, сбор дикорастущих наркосодержащих растений. Под понятием незаконного хранения следует понимать нахождение наркотика во владении виновного (при себе, в тайнике и других местах).
Постоянная и реальная опасность заразиться опасными болезнями – СПИДом и гепатитом С, которые в настоящее время неизлечимы и приводят к неминуемой гибели заболевшего. Эти заболевания передаются от одного наркомана к другому при пользовании одним шприцом. При этом все они знают об угрозе заражения, но нестерпимая тяга поскорее ввести себе очередную дозу перевешивает чувство самосохранения.
При длительном употреблении наркотиков у наркомана происходит окончательное разрушение организма. Наступают тяжёлые поражения печени, сердца, почек, органов пищеварения, нервной и эндокринной систем. Наркомана можно легко узнать по морщинистому землистого цвета лицу, шелушащейся коже. Одновременно у наркоманов наблюдается деградация личности, появляются провалы в памяти и признаки слабоумия.
Умирают наркоманы в молодом возрасте от сердечной недостаточности или от какого-либо инфекционного заболевания, с которым ослабленный организм не может справиться. Следует также отметить, что у наркоманов очень часто рождаются дети с физическим и психическим дефектами.
В беседах рекомендуется раскрывать полное содержание тезисов, необходимо приводить убедительные примеры отрицательных последствий употребления наркотиков. Подростков очень впечатляют примеры из реальной жизни. Рассказ о страшных болях, мучениях наркомана воспринимается как угроза, которая наступит в ближайшее время после начала употребления наркотических средств.
В беседах необходимо затронуть вопросы токсикомании, т.е. склонности детей для одурманивания вдыхать пары различных растворителей: бензола, бензина, клея «Момент» и т.п., и о пагубности этих привычек. Попадая в организм ребёнка через кровь, они действуют подавляюще не клетки головного мозга, резко снижают интеллект личности и часто приводят к необратимым процессам, таким, как потеря памяти.
Во время проведения бесед с обучающимися не стоит останавливаться на характеристиках того или иного наркотика, основной упор необходимо делать на пагубных последствиях любого из них.
Необходимо информировать обучающихся и родителей о поведении сбытчиков и распространителей наркотиков. Они, как правило, вовлекая подростков в употребление наркотиков, стараются убедить их в безвредности лёгких наркотиков (гашиш, марихуана и т.п.), в том, что эти средства не вызывают привыкания. Поэтому, во время индивидуальных и групповых бесед с подростками, надо убеждать их в обратном, разъясняя, что зависимость развивается очень быстро и для получения ожидаемой эйфории требуется увеличение дозы, а впоследствии – переход на героин.
Необходимо объяснять подросткам, что распространители наркотиков, предлагая их сначала бесплатно, преследуют только корыстные цели, т.к. наркобизнес приносит огромную прибыль. Сами наркоманы также ищут себе компанию и вовлекают в свои ряды до четырёх человек в год.
Деятельность администрации школы и всего педагогического коллектива должна быть направлена на создание обстановки нетерпимости к наркомании, токсикомании и употреблению психотропных веществ и на распространение информации о вреде этих привычек.
Классные руководители и все педагоги-предметники должны усвоить, что ранняя профилактика наркомании также значима, как и усвоение обучающимися образовательных программ. Обязательная информация о каждом случае употребления обучающимися наркотических или психотропных веществ необходима для результативного проведения профилактической работы. Только объединёнными усилиями учителей, педагогов-психологов, родителей, ПДН можно восстановить здоровый климат в школе и спасти детей от наркомании. Кроме того, педагоги должны убедить обучающихся в необходимости информировать их обо всех случаях употребления наркотиков. Они должны разъяснять учащимся, что сокрытие подобной информации может привести их друга к гибели. При проведении таких бесед необходимо проявлять терпение и тактичность. Следует разъяснять, что такая информация будет иметь строго конфиденциальный характер и станет доступной весьма ограниченному кругу лиц, участвующих в работе по реабилитации и оказании помощи их товарищу. Разглашение такой информации может подорвать доверие обучающихся и в итоге нанести моральный и физический вред подростку, попавшему в беду.
Индивидуальная работа должна проводиться с двумя группами обучающихся:
- с подростками, которые подозреваются в употреблении наркотиков;
- с несовершеннолетними, отнесёнными к «группе риска».
Во всех случаях обнаружения признаков употребления наркотических и психотропных веществ у обучающихся, в том числе, если информация поступила от родителей, директор должен организовать врачебный осмотр этих подростков в медпункте школы. Чтобы не вызвать у них тревоги и уклонения от осмотра, следует под убедительным предлогом организовать осмотр всего класса или группы обучающихся.
К индивидуальной работе с подростком должны быть подключены родители, сотрудники полиции, ПДН. Работа должна проводиться тактично, педагогически грамотно, носить доверительный, конфиденциальный характер.
Работа с обучающимися «группы риска» сводится к выявлению обучающихся, подвергающихся опасности приобщения к наркотикам. В начале учебного года на основании бесед с обучающимися и их родителями определяется круг лиц, который попадает под определение «группы риска». Список подростков «группы риска» по наркотическим показателям может быть составлен отдельно либо включен в общий список «трудных» подростков школы с обязательным указанием причин, на основании которых они попали в «группу риска».
Для успешного функционирования системы профилактики наркомании необходимо убедить весь педагогический коллектив в важности этой работы. Для любого успеха обучения очень важна психологическая атмосфера. Для реальной работы необходимо не разрабатывать комплекс «идеально правильных советов и рекомендаций на все случаи жизни», а сделать следующее:
Создать атмосферу доверия и принятия в классе; каждый член коллектива должен почувствовать, что он принимается всеми не за какие-то свои достоинства, а потому, что он – самодостаточная личность, являющаяся частью данного коллектива.
Человек может откровенно высказываться только в том случае, если он уверен, что его готовы выслушать и попытаться понять, а не оценивать хорошо или плохо он поступил в какой-то ситуации. Важно приучить всех участников образовательного процесса слушать собеседника и категорически избегать оценочных суждений в любой форме.
Самым существенным и эффективным фактором в создании благоприятной атмосферы является способность человека выслушать, понять и принять мнение окружающих о себе. Чрезвычайно важно, чтобы в классе раз и навсегда был заведён порядок: никто не может высказываться о человеке, если он сам об этом не попросит.
Вся работа в атмосфере поддержки производится в ситуации «здесь и сейчас». Важны не воспоминания о чувствах, а сами чувства, мысли, идеи и сомнения, которые возникли непосредственно в ситуации общения.
В процессе общения важно учитывать как вербальные проявления чувств, так и не невербальные. Наблюдения за невербальными проявлениями чувств у детей помогут понять ребёнка и взаимоотношения в классе. Важно использовать и «язык тела» (например, делая ученику замечание, параллельно можно использовать жесты).
Наконец, искренность педагога. Дети чувствуют любую фальшь. Они никогда не принимают готовых истин. Педагог может сомневаться вместе с детьми, даже показывать в чём-то свою некомпетентность – дети поймут и оценят его искренность.
Во время работы необходимо информировать детей об их правах (выдержки из Конвенции ООН по правам ребёнка). В ст. 33 говорится о мерах по защите ребёнка от наркотиков.
Исследования учёных показывают, что для прочного усвоения несовершеннолетними какого-либо понятия необходимо его содержание повторить не менее 12-15 раз в течение учебного года. Наиболее эффективно это происходит в коллективах, не превышающих численность класса. Обеспечить проведение такого количества бесед силами специалистов (врачами-наркологами, сотрудниками ПДН, КДН) невозможно. При этом следует учесть, что у обучающихся уже установлен контакт со своим педагогом, и отношение к нему более доверительное. Беседы о вреде наркотиков и других психотропных веществ, проводимые учителями, усваиваются лучше. Беседы могут проходить в форме обсуждения тех или иных негативных примеров, при этом дети вовлекаются в беседу, свободно высказывают своё мнение и отношение к пагубным последствиям, что способствует формированию иммунитета к наркотикам.









Приложение № 2
Активные формы работы с детьми
(в копилку классного руководителя)

Вечер встречи (форма создания группы)
Это упражнение подходит для начала работы в группе, особенно, если члены группы не знакомы друг с другом. Попросите их вообразить, что они приглашены на вечер встречи. Объясните суть задания: 10-15 минут поговорить с несколькими незнакомыми людьми. Эти люди могут дать кое-какую информацию о себе: сколько у них братьев и сестёр, любимый вид спорта и т.д. Во время выполнения упражнения наблюдаете за учениками. Поощряйте тех, кто постоянно общается.

Дни рождения и имена.
Выстраивание класса в ряд согласно дню их рождения. В начале – январские, а в конце – декабрьские. Можно попросить детей сделать это, не используя речь. Также можно сгруппировать ребят по первой букве имени (по алфавиту).

Руководители групп и самообразующиеся группы.
Иногда можно разрешить формировать группы, как захотят участники, или назначить руководителей для формирования групп.

Животные.
Необходимы карточки для всего класса. На каждой карте написано название животного. Например, из 30 человек сформировать пять групп по шесть человек и сделать всего 30 карт, по 6 карт с одинаковым названием животных (особое внимание, например, если в классе есть мусульмане, не рекомендуется использовать слово «свинья»). Старшим классам можно дать животных, которых трудно «отличить» (например, голубь, ласточка, орёл). Ребятам необходимо изобразить животных, узнать «кто есть кто» и сгруппироваться по принципу «новое животное» (все «голуби» в одну группу – «ласточки» в другую).

Числа.
Важно дать каждому ученику свой номер: разделите их на три группы по трое и соответственно номера: 1, 2, 3 и вновь 1, 2, 3. Затем дети должны сгруппироваться по номерам.

Ролевая игра «Уверенные ответы».
Учащиеся работают в малых группах. Каждой группе раздаётся комплект ситуационных задач. Ребята их обсуждают и дают три варианта ответов. Учитель помогает школьникам в выполнении данного задания. Затем вызывает двух-трёх обучающихся и просит их показать три варианта ответов. Ребята обсуждают и определяют, какой из ответов был наиболее уверенным.

Обратите внимание обучающихся на то, что даёт уверенность:
Учит говорить «нет».
Помогает человеку не делать того, чего он не хочет.
Даёт возможность отстаивать свои права.
Убедите обучающихся, что они должны быть готовы использовать эти ответы в своей жизни.









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14415







Заголовок 1юђ Заголовок 2юђ Заголовок 315