Работа классного руководителя с семьями, находящимися в социально опасном положении.


Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость создания модели взаимодействия с семьей на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учетом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет зависеть и качество образовательного процесса.
Процесс воспитания в вечерней школе имеет свою особенность и свою специфику. Эта специфика связана прежде всего с особенностями контингента учащихся: в школе обучаются дети, достигшие пятнадцатилетнего возраста, но за одной партой могут сидеть подростки с еще не сложившейся жизненной позицией, и взрослые люди, с уже сформированным мировоззрением, характером, добившиеся каких-то материальных благ и имеющие свой взгляд на жизненные ценности.
Исторически сложилось так, что вечерняя школа выполняет в системе непрерывного образования, прежде всего, компенсаторную и адаптирующую функцию. В вечернюю школу попадает наиболее трудная часть молодежи: отдельные молодые люди вернулись из спецучреждений, из мест лишения свободы, переведены к нам из общеобразовательных школ несовершеннолетние будущие мамы. Как правило, такая молодежь воспроизводит в своем отношении к окружающему миру ценности собственной семьи, которые в данном случае не всегда «ценны».
В современных условиях обостряется проблема отчуждения части молодежи и разочарование условиями жизни; бросившие школу ребята или отторгнутые от нее составляют группу риска, нуждающуюся в социальной защите. С учетом особенностей контингента учащихся можно сказать, что вечерняя школа является фактически учебным заведением для социально незащищенных слоев населения. Обозначенные проблемы и побудили меня обратиться к данной теме.
Итак, учащиеся в нашу школу попадают в результате конфликта: конфликта в семье или конфликта в прежней школе.
Если конфликт внутрисемейный, то при приеме в нашу школу сразу обращается внимание на взаимодействие классного руководителя и родителей, на всем протяжении которого выстраивается траектория доверительных отношений между семьей и школой, разрушаются негативные стереотипы «злой учительницы».
Поэтому первое, что делает классный руководитель – это знакомится с документацией, с составом семьи, с постановкой на учеты.
Что нужно мне знать о семье ученика?
Материально-бытовые условия;
Эмоционально-нравственный климат;
Режим дня ребенка в семье;
Методы и приемы воздействия взрослых на детей;
Семейный досуг;
Уровень педагогической культуры родителей.
Уже на начальном этапе я, как классный руководитель, изучая семью, выявляю проблемы для нее характерные. Сегодня немало способов выявления неблагополучных семей, информация о них поступает по разным каналам. Назову некоторые признаки, по которым можно судить даже о потенциальном неблагополучии семей учащихся нашей школы:
Неравный брак, конфликты между членами семьи, приемные родители ребенка, сожители или разведенный родитель; часто ребенка воспитывает не мать, а одинокий отец;Много семей с низкими условиями проживания, недостатком жилищной площади; безработные родители или социально изолированные;
Имеют место семьи, в которых проживает нежеланный ребенок, трудновоспитуемый, неуправляемый, часто болеющий, имеющий физические недостатки, инвалидность.
Индикаторы неблагополучия ребенка из такой семьи мы можем наблюдать в следующих сферах:
Учебная деятельность (отсутствие очевидного успеха, систематическое отсутствие домашнего задания и равнодушие, низкая успеваемость, затруднение в освоении учебных программ);
Взаимоотношения со сверстниками (частые конфликты, неумение налаживать отношения, грубость и агрессивность, изоляция, положение дезорганизатора, положение лидера группы, состоящей из трудных учащихся);
Взаимоотношения со взрослыми (грубость, агрессивность, демонстративное неуважение либо выражение явной потребности во внимании, любви, заботе);
Проведение свободного времени (досуг ребенка не организован, проводит свободное время вне дома);
Отношение к труду (отрицательное отношение, невыполнение своих трудовых обязанностей дома или в школе);
Поведение и проступки (прогулы, нарушение дисциплины, употребление алкогольных и психоактивных веществ, нецензурная брань, драки, самовольные уходы из дома, ложь, бродяжничество, попрошайничество, вымогательство, попытки суицида).Сразу для себя фиксирую неблагополучные семьи, находящиеся в социально опасном положении, состоящие на учете в ТКДН и ЗП. В ближайшие сроки провожу первичное патронирование с целью ознакомления с жилищно-бытовыми условиями и микроклиматом в семье. Хочу подчеркнуть, что у нас нет микрорайона вечерней школы, желающие обучаются со всей территории города и Каменского района.
Выход педагога в семью всегда настораживает, поэтому я сразу стараюсь задать разговору спокойный и дружелюбный тон. Зачастую родители принимают оборонительную или снисходительную позицию, и тогда я стараюсь не превращать разговор в допрос. Продумываю предварительно вопросы, чтобы не уйти от сути разговора. Вести беседу желательно со всей семьей, потому что ребенок тоже должен участвовать в беседе, но есть моменты, когда присутствие ребенка исключено. Визиты по месту жительства дают максимум информации о ребенке и о его семье, которая потребуется мне в дальнейшей работе: проводится анализ собранных данных, составляется социальная карта семьи, планы индивидуально-профилактической работы с ребенком и его семьей с учетом взаимодействия всех специалистов, заинтересованных организаций. Попутно происходит знакомство с теми службами, которые были поставлены в известность о неблагополучии в семье и оказывали помощь ранее, изучаются их действия и их выводы.
В результате наблюдения за ребенком и семьей в первый месяц обучения вносятся коррективы и утверждается план на заседании Совета профилактики. Если выясняется, что учащийся состоит на учете в ТКДН и ЗП, то существует программа работы с семьей конкретного ученика.
Заместитель директора по правовому воспитанию знакомит классных руководителей с социальными работниками и инспекторами, курирующими выявленные семьи, для прямого взаимодействия и общения.
Если в недавнем прошлом рейды на дом осуществлялись классным руководителем совместно с представителями власти, то в последнее время из-за временных рамок общение с инспекторами и социальными работниками проходит в школе на Советах профилактики.
Немаловажную роль играет сотрудничество с педагогом-психологом школы, которая после проведенного тестирования и с учетом возрастных особенностей школьника формирует план индивидуальной работы, выдает рекомендации всем участникам воспитательного процесса, приглашает родителей на собеседование, работает по прямому запросу родителей.
Когда социализация ребенка происходит неблагополучно, семья нуждается не только в специальной помощи и поддержке, но и в просвещении и в образовании. Помочь в этом деле призван родительский всеобуч. Речь, понятно, идет не о курсах или семинарах. В вечерней школе существует программа «Педагогический родительский всеобуч», и вся работа строится в соответствии с направлениями этой программы. Я начинаю с того, что помогаю взрослым осознать проблемы своей семьи, ее достоинства и ограничения, помогаю получить навыки оптимального взаимодействия родителей со своими детьми – ведь многие просто не умеют общаться с ними.
Потребность в знании проблем воспитания у родителей велика. Любой профессионал знает, что если у человека дома все в порядке, если домашние его радуют, то и работает он успешнее. Поэтому каждому взрослому полезны знания, помогающие сохранять мир в семье, теплоту отношений с детьми. Конечно, не стоит ожидать, что под влиянием таких занятий родители группы риска непременно изменятся, но возможно они задумаются в правильном направлении, сделают попытку и со временем в их семьи вернутся бережные взаимоотношения, эмоциональная поддержка детей, забота о них.
Поскольку в классах неблагополучных семей превалирующее большинство, я изменила характер родительских собраний: вместо постоянной критики детей, «накачки» родителей, провожу тематические родительские собрания. Не секрет, что у большей части родителей вполне сложившиеся отношения со школой. Обиды за своего ребенка, недовольство материально-технической стороной обучения, бытовые неурядицы, общая усталость – все это повышает их уровень притязаний к учителям, происходит их отчуждение от школы. На тематических родительских собраниях беспроигрышно работает эмоциональное включение родителей, когда на жизненных примерах я показываю заботу членов семьи друг о друге, о совместно проведенном досуге, о родительской всепрощающей любви и т.п. С интересом проходят обсуждения основных прав и обязанностей и ребенка, и взрослого, высказываются предложения- какой быть школе.
При работе с детьми из неблагополучных семей, я действую через убеждения, разъяснения и доказательства недопустимости какого-то поступка; оказываю моральную поддержку по отношению к детям из проблемных семей, где ребенок чувствует себя ненужным; не лишним будет и вовлечение в интересную (и обязательно посильную) деятельность, которая приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; важно также проявлять готовность сопереживать, ведь такое чувство часто отсутствует в неблагополучных семьях.
Ежегодно в школе проводится благотворительная акция помощи малоимущим семьям, участие в которой принимают и учащиеся, и работники школы.
Что же дает проделанная работа?
Веру в то, что школа действительно способна помочь в социализации личности;
У учащихся и их родителей снижается тревожность, повышаются самооценка и уровень знаний; положительно меняется их отношение к школе (приводят на обучение вторых своих детей).
Процент правонарушений и преступлений снижается;
Отмечаются случаи снятия с учета по ходатайству школы;
Получение аттестатов и профориентированное сопровождение учащихся;
Оформление и восстановление документов и пособий.
Проанализировав современное состояние неблагополучных семей, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучия в современном обществе, что требует перестройки и пересмотрения подходов в работе с семьями низкого социального статуса.