Исследовательская работа Истоки возникновения и формирования вредных привычек у школьников младших классов


«Истоки возникновения и формирования вредных привычек у мальчиков и девочек младших классов»
Исследовательскую работу провели учащиеся 7 класса.
2013 год
Целью нашей работы явилось определение уровня распространенности вредных привычек и путей предупреждения дальнейшего их развития у мальчиков и девочек 2-5 классов.
Настоящая работа является продолжением многолетних (3 года) исследований, проводимых в нашей школе. Увеличен объем проведенных наблюдений, уточнены некоторые его результаты.
Методика. Наблюдения проведены на 48 школьниках вторых классов: 21 девочка и 27 мальчиков. Исследовалось отношение детей к вредным привычкам: курению, алкоголю, запахам вредных различных органических соединений (например, к запахам ацетона, паров бензина, выхлопных газов и др). кроме того, было обращено внимание на употребление детьми слов нецензурной речи.
Полученные в наблюдениях результаты вначале обобщались в виде рукописных таблиц. Затем результаты наблюдений подвергались математическому исследованию в системе пакета программ «Анализ данных» Microsoft Excel.
Выявленные нами тревожные факты в жизни и самочувствии детей были доведены пофамильно до руководства школы в докладной записке.
Результаты. Анализ результатов, полученных в настоящем наблюдении, показал, что между мальчиками и девочками вторых классов имеются значительные отличия в отношениях к первоначальному освоению вредных привычек.
У девочек вторых классов не обнаружен интерес к курению, вредным токсическим запахам ацетона, дихлофоса, растворителей красок, выхлопных газов автомашин. Вместе с тем примерно каждая третья из двадцати одной опрошенных девочек (22%) уже пробовала принимать алкоголь. Как положительный момент следует отметить, что второклассницы не используют в своей речи нецензурные слова.
Значительно менее благоприятным в отношении обретения вредных привычек обстоит у мальчиков. Ребята уже во втором классе начинают курить. Эта вредная привычка обнаружена у 62,8% от всех опрошенных детей. Таков же процент встречаемости мальчиков, использующих в речи нецензурные слова. У некоторых мальчиков (8,3%) обнаружен интерес к курению, запахам ацетона, дихлофоса, растворителей красок, выхлопных газов автомашин. Более половины всех опрошенных второклассников (69,4%) уже пробовали алкоголь (см. схему):
Таким образом, среди школьников младших классов вначале вредные привычки возникают преимущественно у мальчиков. Они раньше, чем девочки, приобщаются к курению, включению в речь нецензурную лексику. У мальчиков по сравнению с девочками примерно в два раза чаще (на 45%) отмечены случаи опробования алкоголя. Особый интерес представляет определение внутренних взаимосвязей между мотивацией школьников к приему алкоголя и формированием других вредных привычек. В этом отношении мы получили очень важные новые сведения. Установлено, что прием алкоголя повышает интерес у мальчиков-второклассников, имеющих вредные привычки, к вдыханию запахов клея, дихлофоса, растворителей красок и выхлопных газов автомашин. Взаимосвязь между этими мотивациями выражается достаточно высоким коэффициентов корреляции (см. схему):В менее четкой форме (на уровне коэффициента корреляции, равного 0.18) у мальчиков-второклассников обнаружена также связь между мотивациями к приему алкоголя и включением в речь нецензурных слов. Подобных исследований, судя по доступной нам литературе, мы не встречали.
Заключение. Результаты проведенных наблюдений однозначно свидетельствуют о том, что формирование вредных привычек у школьников начинается у детей младшего школьного возраста. Этот процесс носит более выраженный характер у мальчиков. Среди них уже во втором классе встречаются дети, у которых обнаруживаются сочетания вредных привычек. Как правило, это прием алкоголя и слова нецензурной речи. У девочек в большинстве случаев вредные привычки формируются в более старшем возрасте.
Учителям и родителям следует учитывать последовательность в развитии вредных привычек у детей младших классов. Проявляется это вначале формированием мотивации к приему алкоголя, затем (или одновременно) мотивации к обретению нецензурной речи и мотивации к обретению склонности к наркомании (см. схему).
Выводы и рекомендации.
У школьников вторых классов общеобразовательной школы имеются или уже начинают формироваться такие вредные привычки, как курение, опробование алкоголя, нецензурная речь, желание к вдыханию запахов клея, дихлофоса, растворителей красок, выхлопных газов автомашин.
Среди второклассников значительно чаще признаки вредных привычек обнаруживаются у мальчиков по сравнению с девочками.
Среди формирующихся вредных привычек на первом месте стоит опробование алкоголя.
Сочетание формирования вредных привычек чаще всего проявляется в виде связей мотивации: «опробование алкоголя – использование в речи нецензурных слов» и, что проявляется в более четкой форме, «опробование алкоголя – мотивация к восприятию запахов клея, дихлофоса, растворителей красок, выхлопных газов автомашин».
Учителям и родителям следует учитывать последовательность в развитии вредных привычек у детей младших классов.