Организация профилактической работы по предупреждению стоматологических заболеваний у школьников


Организация профилактической работы
по предупреждению стоматологических заболеваний у школьников
Мерцалова О.Д.,
учитель начальных классов.
В настоящее время кариес зубов является одним из самых распространенных заболеваний среди школьников. Кариес и его осложнения причиняют детям множество страданий, нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют возникновению тяжелых заболеваний сердца, почек, суставов, являются причиной развития тяжелых воспалительных процессов в челюстно-лицевой области, приводящих к нарушению формы лицевого скелета ребенка и нередко — к повреждению или гибели зачатков еще непрорезавшихся зубов.
Залогом гигиенического обучения и воспитания детей по данной проблеме в нашем образовательном учреждении является систематическая работа в режиме эксперимента по профилактике стоматологических заболеваний.
Первичное анкетирование обучающихся моего класса показало ,что большинство обучающихся вообще не чистили зубы; 57,1% чистили зубы один раз в день; 14,2% не пользовались зубной пастой, 87,5% – зубными эликсирами; 38% не применяли интердентальную очистку; 66,6% неправильно хранили зубную щетку; 90,4% использовали жевательную резинку «когда захочется» Обучающиеся были плохо знакомы с продуктами питания, полезными для зубов, зачастую не знали о вреде сладкого и употребляли избыточное его количество. 
Учитывая данные анкетирования, основными задачами профилактической работы в моём классе на втором этапе эксперимента стали:
-формирование правильных осознанных практических навыков по уходу за полостью рта;
- соблюдение рациональной гигиены в предупреждении стоматологических заболеваний;
- воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Основное внимание было уделено стоматологическому просвещению учащихся и их родителей по темам:
-Здоровые зубы- здоровый организм.
-Зубная щетка. Зубная паста.
-Как чистить зубы щёткой.
-Зубные нити – флоссы. Как чистить зубы нитью-флоссом.
-Жевательная резинка.
-Роль фтора и кальция в профилактике стоматологических заболеваний.
-Питание.
-Меры предупреждения кариеса.
-Посещение стоматолога.
Каждому обучающемуся была выдана памятка «Как правильно чистить зубы», «Гигиена полости рта».
Вся профилактическая работа в классе была организована через различные формы стоматологического просвещения .Это и индивидуальные беседы с учащимися, и уроки здоровья и гигиены, и практические занятия.
С целью закрепления полученных знаний и умений на классных часах и уроках здоровья детям предлагались различные задания о чистке зубов щёткой и нитью-флоссом, о роли питания, фтора и кальция для укрепления зубов.
На занятиях дети встречались с доктором Зубиком – добрым стоматологом, который помогал им ухаживать за зубами. В процессе обучения ребята имели возможность поразмышлять о Кислотных Монстрах, узнать советы Доктора Зубика и помочь его друзьям победить кариес. В практической работе по профилактике кариеса обучающиеся овладели гигиеническими умениями ухода за полостью рта.
Анализ проведённой профилактической работы по предупреждению стоматологических заболеваний показал, что повысился уровень санитарно-гигиенических знаний и навыков школьников, улучшилось гигиеническое состояние полости рта обучающихся, снизился процент распространённости кариеса и воспалительных заболеваний пародонта.