Круглый стол «Эффективные методы работы с асоциальными семьями и детьми девиантного поведения»


Круглый стол «Эффективные методы работы с асоциальными семьями и детьми девиантного поведения»
 "Дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это наша счастливая
старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".
                                                        А. С. Макаренко
“Дети – это наше будущее! Оно должно быть хорошимвооружением для борьбы за наши идеалы”.
Н.К.Крупская.
Семья – это институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).
К семьям «Группа риска» относятся, семьи:
Недостаточная психолого – педагогическая грамотность родителей и семьи;
Жестокое обращение с ребенком;
Семьи алкоголиков (оба родителя);
Семьи в состоянии развода или после него;
Неполная семья;
Отчужденность родителей из – за занятости;
Полная семья, один родитель пьет;
Неполная семья, родитель алкоголик;
Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные;
Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
 Причины неблагополучия:
1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).
3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.
4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.
Общие критерии неблагополучия семьи: 1.      Асоциальное поведение2.      Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (пед. заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в школе и т.д.)3.      Насилие в семье.Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех членов семьи. Также необходимо помнить, что понятие благополучной или неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
Основные направления работы с семьей
1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Этапы взаимодействия с семьей
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.
Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим
социальным окружением семьи.
Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.
2-й этап. Изучение семьи.
1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
-         посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
-         использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).
3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия.
4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.
1)     Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
2)      Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.
 3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления  социальной, психологической, педагогической помощи — патронажа. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
 ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Принудительное лечение от алкоголизма;
Лишение родительских прав;
Консультирование;
Обучающие консультации для родителей;
Помощь общественных организаций;
Влияние через СМИ;
Пропаганда здорового образа жизни;
Пропаганда семейных ценностей;
Оказание материальной помощи;
Административные штрафы;
Создание клубов по интересам;
Постоянный патронаж;
Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул
Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, ане сотрудничающих друге другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье
детская безнадзорность и беспризорность.
побеги из дома.
половая распущенность.
правонарушения и преступная деятельность.
алкоголизм.
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Психологи такое поведение называют “девиантным”. Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. Первая из таких форм – делинквентое поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона. Вторая форма – аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость). Скрытые формы неблагополучия ребенка. Например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе. Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию “трудного” ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения “трудного” ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы,этапвыяснения причинно-следственной связи поведения “трудного” школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к “трудному” ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к “трудным” детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять “трудного” школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, “очеловечивания” воспитательной стратегии к “трудному” школьнику. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к “трудному” школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к “трудному” ребенку.
Причины девиантного поведения.
Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.
Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.
Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки школьника. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:
– любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать, приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по– товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;– уважение достоинства и доверия, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;– признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право “хочу” и “не хочу”);– поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;– умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Проблемные ситуации
Из дневника психолога К психологу обратился классный руководитель по поводу Олега К. (13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Олег агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.Семья полная, двое детей (есть младшая сестра – 8 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье Олег не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо.
Комментарий психолога Вероятно, поведение Олега спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потребности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ребенка только за то, что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребенка. Позиция “Я – хороший” или “Я – плохой” формируется на основании мнения родителей о ребенке. Случай с Олегом осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером “мужского поведения”, вследствие чего Олег дезориентирован в выборе адекватных форм поведения в обществе. Агрессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются отражением скудности представлений Олега о мужском поведении. Мальчик не получает должного внимания и от матери. Совместная жизнь с мужем-алкоголиком приводит к серьезным психологическим проблемам у женщины. Мать Олега взвалила на себя весь груз материальных проблем, у нее не хватает ни сил, ни времени на воспитание сына. Мальчик оказался эмоционально изолированным от родителей. В школе ситуация такой же эмоциональной изолированности: учитель ругает за несделанные уроки, за пропуски, Отторжение одноклассников обусловлено в некоторой степени негативным отношением учителей.
Рекомендации учителям и родителям Олегу не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребенком.
Найдите, за что Олега можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной (отличайте лесть и похвалу). Не пропускайте случаев лжи. Если Вы уверены, что ребенок говорит неправду, об этом надо сказать. Недопустимо говорить: “Ты – лжец”, “Ты опять врешь”. Лучше говорить о своих чувствах: “Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать”. Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он говорит правду.
Указывайте ребенку на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребенка. Действуйте по принципу: “Да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок”.
Родителям Определите сферу интересов ребенка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов. Определите обязанности ребенка в классе, следите за их исполнением. Создайте ребенку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы. Посоветуйте ребенку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т. Д., руководителем которого является мужчина.
Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом, и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами: наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т. д.
Учителям Не отрицайте значимость для семьи пагубной привычки отца, снимите чувство вины ребенка в создавшейся ситуации (“У твоего папы пристрастие к алкоголю, он не может сам бросить пить, у него бывает частое изменение настроения, в таком состоянии он может быть агрессивен. Я понимаю, что это для тебя тяжело, но ты не виноват в этом, виновато его пристрастие”). Дайте Олегу конкретные советы, что делать, если отец проявляет агрессию. Максимально защитите ребенка от унижений. Определите круг обязанностей Олега по дому, чаще хвалите за помощь. Демонстрируйте ребенку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Не вымещайте на ребенке свое бессилие, злобу, не демонстрируете ему модель агрессивного поведения. Обратитесь за помощью к наркологу, получите консультацию семейного психолога.
Список литературы:
1. Социальная педагогика. Уч. пособие. Курс лекций /ред. М.А. Галагузова/ М., 2000.
2. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное  поведение детей и подростков. 2005.
3. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.
4. О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.
5. Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001. «Нарушения поведения учеников вспомогательной школы»,
6. Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992. «Психология неблагополучной семьи»,
7. В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004. Ремшмидт Х Подростковый и юношеский возраст- проблемы становления личности —М , 1994 —С 146.