Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Урок основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе.
Тема: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Цели урока: Изучить вредные привычки как социальное явление.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование представлений о вреде вредных привычек для растущего человека.
Развивающие: Формирование общеучебных умений и навыков учебного труда: наблюдение за ходом эксперимента, осуществление самоконтроля; развитие волевой и эмоциональной сферы; самостоятельнос-ти, уверенности в своих силах.
Воспитательные: Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешную творческую и исполнительскую деятельность, сообразительность. научиться,  безошибочно ориентироваться в том, что необходимо для здоровья, что является коварными разрушителями.
воспитать уважительное отношение к своему здоровью, навыки  сопротивляться «вредным привычкам»
Методическая цель: Формирование межпредметных навыков работы во время интегрированного урока.
Оборудование:
Учебный фильм « Вредные привычки», выставка литературы « Профилактика вредных привычек», конкурс рисунков « Опасные привычки, разрушающие здоровье человека», таблицы « Вредные привычки», компьютер, презентации: « О вреде курения», « Наркомания- трагедия личности!», « О вреде алкоголя», оборудование для опыта, анкеты, тесты.
Методы обучения:
Вербальные: Рассказ, групповая дискуссия, промежуточное объяснение, индивидуальный и фронтальный опрос, беседа.
Исследовательские: Эксперимент.
Вид урока: урок исследование и частично – поисковый.
Форма организации: по парам, групповая, коллективная.
Форма контроля: после изучения темы тест по трём видам зависимости: алкогольной, наркотической и никотиновой.

План урока:
Орг.момент – 2 мин.
Объяснение – 15 мин.
Закрепление – 15 мин.
Опрос – 12 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»


Ход урока.

Орг.момент.
Подготовка к активному усвоению материала. Постановка проблемы.
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Человек – великое чудо природы.
Историческое развитие человечества в целом прогрессивно, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации. Это связано не только с войнами, созданием оружия массового поражения и разрушением природной среды. Одна из таких угроз возникновение, а главное глобальное распространение вредных привычек. Некоторые из них очень древние пьянство, например, по мнению некоторых ученых, древнее египетской цивилизации (а урон от него больше, чем от всех войн, которые произошли в историческое время), некоторые появились совсем недавно. Это, прежде всего, относится к глобальной наркомании, которая, именно как социальное явление, сформировалась во второй половине XX века.
Всем ясно, что вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни. Сейчас в России их рассматривают как одну из угроз безопасности страны. Вредные привычки как социальное явление и будут темой сегодняшнего урока. Очень хочется, чтобы вступая в большую жизнь, вы безошибочно ориентировались в том, что необходимо и полезно для здоровья, а что является его коварными разрушителями.

Вопросы для фронтальной беседы.

Учитель обращается к классу. Ребята, дайте определение вредным привычкам.
Вредная привычка закрепленный в личности способ антиобщественного поведения, проявляющийся в систематическом употреблении вредных веществ, ведущих к саморазрушению индивида, выпадению его из общественной деятельности, нанесению непоправимого вреда здоровью, приобретший характер зависимости.
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель: Какие привычки oтносятся к этой категории вредных? Назовите их. Алкоголизм, табакокурение, наркомания.

В качестве домашнего задания над проектом по теме « Вредные привычки» работали учащиеся 10 класса.
Учитель: Ребята, у вас на столах таблицы по данной теме, над которыми вы будете работать весь урок, подпишите на них свою фамилию. Изучив проекты выступающих
установите стрелочками соответствие характеристикам вредных привычек их последствия.
С проектом «О вреде курения» выступает Третьякова Татьяна. Самое массовое, к сожаление, увлечение нынешнего поколения молодёжи это Курение
(слайд  5-13). Ежегодно на планете превращается в сигаретный дым 5  млрд. кг табака.
Никотин и другие вреднейшие компоненты, попавшие в лёгкие с табачным дымом, замедляют рост и развитие организма. Злобным возмездием для любителей табака становится рак органов дыхания, язвенная болезнь желудка, патологическое расширение аорты и коронарный склероз. Каждый седьмой из заядлых  курильщиков оказывается на операционном столе с тяжёлым заболеванием кровеносных сосудов ног.
Для  девушек курение наиболее губительно: быстро грубеет голос, портится цвет лица, желтеют зубы, интенсивно множатся морщины, возникает дурной запах изо рта. Образно говоря, вместе с сигаретным дымом улетучивается женственность, красота, организм быстро увядает.


Учитель: Дайте характеристику алкоголизму как вредной привычке. Чем алкоголизм отличается от пьянства?



Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»

С проектом « О вреде алкоголизма» выступает Сарсенбекова Айслу. Алкоголь – (слайд 14-25) – этиловый или винный спирт – относится к категории наркотических веществ. Главные его мишени – головной  мозг, сердце  и печень. Попадая в  организм даже в небольших дозах, алкоголь угнетает все органы и системы организма, нарушает  привычный биологический ритм. И происходит всё это на протяжении 15-20 дней, так как алкоголь  обладает способностью задерживаться и накапливаться в организме. Все «веселящие» и «горячительные» напитки губительно влияют на половую сферу. Поклонницы хмельных застолий  в 2,5 раза чаще страдают гинекологическими заболеваниями. Более 9%  детей, страдающих умственной неполноценностью, физическими и психическими пороками, рождаются у родителей, которые начали пить в молодые годы.

Учитель: Дайте характеристику наркомании как вредной привычке.

С проектом « Наркомания – трагедия личности» выступает Казиева Асель. Наркотики  (слайд 26-42) не только безвозвратно разрушают здоровье, но и ведут к полной деградации личности. Цель жизни постепенно сводится лишь к одному: приобрести очередную порцию дурмана и забыться, медленно умирая в полусне-полубреде.  Порабощение «белой смертью» ужасно потому, что, в отличие от курения и алкоголизма, преодолеть наркотическую зависимость усилием воли практически невозможно.  С первого вдоха, первого укола организм человека поражается столь глубоко, что уже не  в  силах вырваться из цепких объятий недуга. Без целенаправленного медицинского лечения здесь не обойтись. Хотя в последнее время врачи,  к сожалению  не всем могут помочь, и после лечения пациент возвращается к наркотикам. Наркомания существенно молодеет. Уже зафиксированы случаи


Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»

выявления хронической стадии заболеваний у детей 8-9 летних детей! Все они обречены. Лишь единицы с трудом доживут до 30-35 летнего возраста.
В последние годы у наркомании появилась «младшая сестра» - токсикомания. Арсенал классических наркотических средств пополнился снотворными препаратами, фармакологическими изделиями, средствами бытовой химии.

Учитель: предлагаю обсудить проблему таких вредных привычек, как пьянство и алкоголизм, табакокурение и наркомания.

Каковы причины столь широкого распространения алкогольных напитков?
Одна из них свойства самого алкоголя, его способность оказывав эйфорическое действие, создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов. Другая его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия.
Каковы причины столь широкого распространения табакокурения?
Возможно, подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению.
В чем конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?
Наркоманы, деградируя физически и морально, становятся опасны для общества: втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, входят в группу риска распространения СПИДа и т.д.
Учитель: В таблицах на ваших столах установите соответствие, согласно характеристикам, укажите последствия пагубного влияния вредных привычек.
Учитель.
2.Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в
котором он живёт.

Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»

Демонстрация видеоролика « Вредные привычки»

3.Вредные привычки, которые человек может начать приобретать ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредит здоровья.
Поэтому важное значение имеет профилактическая работа по противостоянию и сопротивлению распространения вредных привычек.

Учитель:

4.Задание командам.
































Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»




Вредные привычки человека
Краткая характеристика
К чему приводит

Пьянство и алкоголизм

Психологическая (пьянство) и физиологическая (алкоголизм) зависимость организма человека от приема этилового спирта
Приводит к деградации личности, потере трудоспособности, разрушению организма и часто к смерти

Табакокурение

Зависимость организма от поступления в него никотина
Приводит к серьезным заболеваниям, включая онкологические, общему ослаблению организма, что усугубляет течение многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В мире ежегодно от последствий табакокурения умирает несколько миллионов человек

Наркомания



Физиологическая зависимость организма от наркотиков веществ естественного и искусственного происхождения, оказывающих одурманивающее и галлюциногенное действие за счет химического воздействия на центральную нервную систему
Приводит к полному разрушению личности, потере физического и психического здоровья, абсолютно антисоциальному поведению, включая совершение преступлений, смерти. Не излечивается. Средний срок жизни наркомана после начала систематического приема наркотиков 57, иногда до 9 лет



Учитель.
2.Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает , от умения разумно распорядиться потенциальными
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»
возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором он живёт.
Демонстрация видеоролика « Вредные привычки»


3.Вредные привычки, которые человек может начать приобретать ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредит здоровья.
Поэтому важное значение имеет профилактическая работа по противостоянию и сопротивлению распространения вредных привычек.

Учитель:
Предлагаю поработать в группах.
4.Задание командам.
Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?
Каждая команда получает задание.
Вопросы 1 группе.

За приобретение и хранение наркотика ( ответ : Лишение свободы на срок до 3 – лет.ст.228 УК РФ)
За сбыт наркотика или попытку сбыта ( продажа, дарение, обмена, уплаты долга)
(ответ: Лишение свободы от 3 до 7 лет с конфискацией имущества, ст.228 УК РФ)
За употребление наркотиков.
( ответ: Административное наказание:
- постановка на учёт в органы полиции;
- постановка на учёт у нарколога;
- отказ в приёме экзаменов на право вождения автомобилем, мотоциклом;
-отказ в приобретении охотничьего ружья;
-отказ в трудоустройстве в органах ФСБ,МО,МВД.
Вопросы 2 команде:
1.За склонение к употреблению наркотиков.
( ответ: Лишение свободы от3 до 5 лет. Ст. 230 УК РФ)

2. За выращивание растений, содержащих наркотические вещества.
( ответ: От крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет.
Ст.231 УК РФ,)
3.Если вовлечённый наркопреступником человек умер от передо-
зировки или наступили другие тяжкие последствия для его здоровья.
( ответ: Лишение свободы от 6 до 12 лет. Ст. 230 УК РФ)
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»


5.Профилактика Вредных привычек.

Защита проектов – плакатов.
- «Рекомендации по профилактике наркомании»
1 команда, защищает свой проект.
команда, защищает свой проект.


6.Учитель рассказывает о выставке книг и конкурсе рисунков, которые были подготовлены к уроку.

7.рекомендации памятки, чтобы никогда не принимать наркотики.





Вопросы для закрепления знаний.
Тестирование. ( задание тестов прилагается)
Вопросы.
Дайте определение понятия «вредная привычка», назовите их и дайте каждой краткую характеристику.
В чем состоит социальная опасность вредных привычек?
–– На какие стороны жизни и деятельности человека влияют вредные привычки?
–– Что ты знаешь о политике государства по профилактике вредных привычек?
–– Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?
Проверка домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
Что такое двигательная активность?
На какие системы организма она влияет?
Как двигательная активность влияет на дыхательную систему?
Как двигательная активность влияет на мышечную систему?
Как двигательная активность влияет на кровеносную систему?
Как двигательная активность влияет на восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям?
В чем заключается особенное значение двигательной активности для школьников?
Каковы основные проблемы, порождаемые гиподинамией учащихся?
Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»



Каковы основные виды двигательной активности учащихся? Выводы.
Курение, употребление алкоголя и наркотиков считаются  вредными   привычками , но это заболевание, зависимость.
 Профилактика  наркомании – это, прежде всего, исключение первого употребления наркотического вещества. Если первая проба состоялась, то надо думать уже не о  профилактике , а о серьёзном лечении.
Для тех, кто осознал, что принятие наркотика несовместимо со здоровьем человека, ещё раз повторим, что самая главная опасность стать наркоманом кроется в желании (из глупого любопытства, за компанию или по другой причине) первый раз попробовать наркотик.

Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать мини- сочинения « Вредные привычки- враг человека»

Рефлексия
Давайте выразим своё отношение к сегодняшнему уроку.



Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»









Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»









Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»








Покусай Галина Юрьевна МБОУ « Соболевская средняя общеобразовательная школа»


15