Особенности работы социального педагога с трудными подростками



Особенности работы социального педагога с трудными подростками

1. Актуальность проблемы «трудных подростков»
2. Педагогическая запущенность
3. Кто он, трудный подросток?
4. Профилактика поведения «трудных подростков»
5. Особенности работы с трудными подростками
















Актуальность проблемы «трудных подростков»
Проблема “трудных подростков” актуальна не только потому,
что их армия постоянно пополняется, принимает тяжёлые формы, но и
ещё потому, что эта проблема ложится на плечи тех, кто с ней
самостоятельно не справится. Оптимизм в этот вопрос вносит то, что
открываются центры реабилитации, службы педагогической помощи, в некоторых школах есть специалисты - психологи, заместители по
правовому воспитанию, социологи. Но это “лечение болезни”, а речь
идёт о том, чтобы не допускать эту болезнь, то есть о
профилактике. И здесь есть решения. Одна из основных причин
массовости этой проблемы - это социальная среда. Подростки должны
быть заняты, организованы в общегосударственном масштабе, нужны
кружки, секции, клубы, оздоровительные, трудовые, экологические
лагеря в системе, в единстве с воспитательными целями школ,
общества и государства.
В настоящее время и не менее важно восстановление института
семьи. Государство должно помогать воспитывать своих маленьких граждан, но семья, очевидно, уже не будет носить тот патриархальный состав, как
раньше, она приобретает различные виды. Современные технологии
предоставляют возможность иметь женщине ребёнка без участия мужчины, то есть зачатие осуществляется искусственно, из пробирки - это семья. Мать или отец, оставшиеся с детьми - это семья. Разрешено усыновление детей двумя мужчинами – гомосексуалистами. Это семья? Есть многодетные семьи и так далее. Хотя основная масса семей состоит из матери, отца и одного или двух детей, но удельный вес нетрадиционных семей будет со временем увеличиваться, обостряя проблемы воспитания. И проблема здесь будет в том, чтобы родители знали и умели воспитывать правильно, а государство создавало условие для этого. И тогда от проблемы останется биологическая и психологическая составляющая, но это, конечно, в идеале. В жизни всегда всё сложнее и многогранней.
Итак, резюме:
. тема трудных подростков в условиях нестабильного общества становится очень актуальной;
. эта тема будет оставаться актуальной ещё длительное время;
. эта проблема напрямую затрагивает значительные слои населения;
. проблема отягощается вовлечением подростков в наркоманию,
алкоголизацию, безнравственное поведение;
. решение этой проблемы требует грамотных, профессиональных
педагогических кадров и государственной семейной политики;
. необходима система детских организаций и общественных объединений (базирующихся на национальной идее).






















Педагогическая запущенность
Термин “трудный подросток” - один из самых неопределённых в
психологии подросткового возраста. Подростковый возраст как кризисная стадия развития личности скрыто предполагает, что всякий подросток - трудный, и для себя и для других.
Биологические, психические и личностно-характерологические особенности подростка, его неустоявшийся социальный статус, то есть сама ситуация развития подростка, по своей сути предполагают кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Более распространённое понимание этого термина - трудный подросток, не сумевший преодолеть новый этап становления своего биологического и психосоциального развития, подросток, отклонившийся в своём развитии и поведении от общепринятой нормы. Сюда относят прежде всего детей с асоциальным поведением - нежелающих учиться или работать, нарушающих гражданские законы.
Под педагогической запущенностью подростков понимается
стойкое, отчётливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств и навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятным влиянием микросреды и недостатками учебно-воспитательного процесса.
Возникновение педагогической запущенности - длительный процесс, проходящий несколько стадий, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и доминирующим факторам его нравственного развития.
ПЕРВАЯ - возникновение предпосылок педагогической
запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольный период. Доминанта отклонений: недостаточное развитие индивидуально- психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искажённая информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков - счёта, чтения).
ВТОРАЯ - появление начальных форм отклонений в поведении,
то есть негативного отношения к нормам и правилам классной жизни.
Возникает у учащихся младших классов. Доминанта отклонений:
отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной деятельности,
неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых
отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.
ТРЕТЬЯ - стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении
школьников. Возникает преимущественно у младших подростков (4-6
классы). Проступки связаны с нарушениями норм жизни классного
коллектива, носят преимущественно ситуативный, в отдельных случаях -
предметный характер. Школьник способен осознать нарушение норм,
глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный
результат своих действий.
ЧЕТВЁРТАЯ - возникновение устойчивых признаков асоциального
поведения. Характерны для старших подростков (8-9 классы) как итог
неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате
промахов педагогического воздействия семьи и школы. Поступки носят
нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.
Подобные состояния являются серьёзной предпосылкой возможных
правонарушений и даже преступлений учащихся.
Часто в повседневной педагогической практике нет возможности
осуществлять научный системный мониторинг, и учитель пользуется
более упрощёнными и доступными методами: наблюдением анкетированием, тестированием и т.д.
Категория “трудных подростков” требует гораздо больше педагогических и воспитательных усилий, в силу своей запущенности.
Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность
учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак.
По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.
Педагогическая запущенность проявляется в определённых симптомах, то есть имеет характерный комплекс признаков. Они особенно выражено проявляются в следующих сферах деятельности и отношении личности: в учении, общественно-трудовой активности, отношении к коллективу, в интересах и потребностях, в поведении.



























Кто он, трудный подросток?
Представляется более приемлемым следующее широкое
толкование термина “трудный подросток”. Биологические или
социокультурные факторы - условия, благоприятствующие или
затрудняющие прохождение этой фазы развития личности. Физическая ослабленность, черты характера, затрудняющие общение, эмоциональная незрелость или неблагоприятные семейные отношения - всё это факторы риска, наличие которых безусловно делает этот трудный подростковый возраст ещё более трудным.
Понятие “трудный подросток” очень многогранно, его
определяют ещё как возраст тревог, этим уже многое сказано.
Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться, приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется. Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если находят взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей, собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он начинает претендовать на н е з а в и с и м о с т ь суждений и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать н а ч а л о м подросткового возраста.
Современная психология выделяет несколько ведущих
потребностей, в которые воплощается стремление подростка к
независимости в поступках, мыслях и побуждениях. Они получили
название подростковых личностных реакций: эмансипации, группирования, имитации и оппозиции. Задача же педагогики создать условия для того, чтобы эти подростковые реакции проходили менее болезненно и вывели в итоге подростка на правильную взрослую дорогу. Итак, из нескольких определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении воспитании таких подростков:
. трудности в общении, непонимание;
. отторжение, невосприятие требований;
. искажённые нравственные ценности;
. отвержение положительных авторитетов;
. сильное влияние отрицательной микросреды;
. наследственные и семейные проблемы.





















Профилактика поведения «трудных подростков»
С точки зрения профилактики будущих трудных подростков и
нравоучений, большую актуальность принимает диагностика, выявление таких детей ещё на первой стадии педагогической запущенности и оказание психолого-педагогической помощи таким детям уже на этой стадии. Такую помощь может оказать учитель как на уроке, так и во внеурочное время, то есть во внеклассной работе.
Какую же помощь может оказать учитель?
. психологическую;
. психолого-педагогическую;
. организационную;
. эстетически художественную;
Реабилитационные мероприятия
(виды помощи трудным подросткам).
1. Психологическая помощь.
На уроке:
. создать атмосферу доверия;
. возможность отдохнуть, отвлечься;
. помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
. помочь разобраться в себе;
. развивать рефлексию;
Внеурочное время:
. диагностика;
. вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие
ребёнка;
. “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;
2. Психолого-педагогическая помощь.
На уроке:
. правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся
должны быть важнее учебных;
. соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и индивидуальный подход);
. постоянно держать на негласном контроле;
. контроль должен быть поощряющим;
Внеурочное время:
. вовлекать во все внеклассные мероприятия;
. помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
. заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;
. формировать у них навыки здорового образа жизни;
3. Организационная помощь.
На уроке:
. создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
. поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
Внеурочное время:
. предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,
где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна
нацеливать и на успешную деятельность на уроках;
4. Эстетически-художественная помощь.
На уроке и во внеурочное время:
. влияние на эмоциональную сферу;
. создание красоты, привитие чувства прекрасного;

Особое место в работе учителя с трудными детьми занимает
диагностика, так как именно с неё начинается планирование всего
учебно-воспитательного процесса, схема которого выглядит таким
образом:
цель
планирование
диагностика
коррекция
мероприятие
анализ
Особую сложность для психолого-педагогической диагностики при выборе воспитательной тактики представляют собой дети,
отклонения в поведении которых обусловлены индивидуальными
отклонениями в процессе развития их психики, характера и личности.
Ведь если в одном ученическом коллективе (это 28- 32 ученика) находятся одновременно и хорошо развитые, и педагогически запущенные, и инфантильные, и прочие дети, учителю приходится в одно и то же время применять методы воздействия, сильно отличающиеся по своему направлению.
Естественно, что для таких детей при использовании уравнительного,
стандартного педагогического приёма, сильно повышается риск оказаться вне круга коллективных интересов. Справедливости ради необходимо заметить, что при реальном столкновении с необходимостью изменить поведение трудновоспитуемого ученика или повлиять на его образ мыслей, педагог испытывает немалые затруднения. Начиная с того, что само понятие “отклонения”, предлагаемое педагогической наукой академической ориентации, указывает, главным образом на ф а к т отклонения от нормы, но не раскрывает содержания переживаний, на которые учитель должен воздействовать. Педагогу же в любом случае необходимо не констатировать сложившееся положение вещей, а действовать п р а к т и ч е с к и, использовать конкретные приёмы воздействия. И здесь особую значимость приобретает дифференцированный подход к учащимся на уроке.
В современных условиях, когда образование перестраивается в
соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё
возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.
Для трудных подростков вопрос своего статуса в классе очень
важен. Чтобы такой ученик не ушёл в уличную компанию, в
“подворотню”, он совершенно определённо должен ощущать, что его в
классе признают, уважают, дают возможность и создают условия для
самопроявления и самоутверждения.




Особенности работы с «трудными подростками».. ..В работе с «трудными» подростками самая сложная задача учителя - найти ключик к пониманию «трудного» подростка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых подросток захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими подростками педагогам необходимо понимать, что за любым проблемным поведением учащегося стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение у одного учащегося в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения подростка. .
Работая с «трудными» подростками учителю приходится, как бы, «плыть против течения», то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, которыйломиться в закрытую дверь. ..Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: «Как дела?» и подросток успокаивается. Некоторым, особо расшалившимся, достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. .Тончайшим инструментом воздействия на душу подростка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость... Анализируя особенности работы учителя с «трудными» подростками очень важно отметить, что, работая с такими подростками, учитель, прежде всего, должен видеть в «трудном» подростке, лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним... Умение педагога увидеть себя глазами подростка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» подростка таким, какой он есть. Учитель может помочь «трудному» подростку только в том случае, когда он чувствует и понимает, что педагог понимает его проблемы. Только тогда подросток будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение.
..Понять, принять, помочь – основа психолого – педагогического подхода к «трудным» подросткам.




15