Особенности работы социального педагога с трудными детьми.Раннее выявление деструктивного поведения. Использование методик и диагностик.

Особенности работы социального педагога с трудными детьми. Раннее выявление деструктивного поведения. Использование методик и диагностик.
Актуальность проблемы воспитания трудных подростков очевидна. Кризисный возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия “трудных подростков”.
Чаще всего объектом нашей работы являются дети подросткового возраста с признаками дезадаптации.
Для того , чтобы обозначить особенности работы СП в данном направлении необходимо рассмотреть причины и основные проявления школьной дезадаптации подростков, рассмотреть существующие подходы к диагностике и коррекции поведения и личностоного развития трудных подростков, определить задачи СП в работе с данной категорией несовершеннолетних.
Понятие школьная дезадаптация во многом собирательное. Оно включает в себя понятие дезадаптации – затрудненное приспособление в каким-либо условиям, социальной дезадаптации – выражается в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения. Всё это в условиях школы и есть школьная дезадаптация, т.е. несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения. Как следствие появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, склонных к конфликтам, не способных тормозить свои негативные эмоции.
Работа по профилактике и коррекции школьной дезадаптации конечно осуществляется всеми участниками образовательного процесса: учителя-предметники, классные руководители, администрация школы и социальный педагог. Такой подход к школьной дезадаптации направляет внимание на анализ и помощь при конфликтных отношениях ребенка в социуме: "ребенок и его родители (семья)", "ребенок и сверстники", "ребенок и учитель", "ребенок и школа как институт обучения", "ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка".
Социальный педагог, являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Это и является особенностью деятельности СП, т.к. СП - посредник, эксперт, советчик, адвокат, общественный деятель, друг, тренер, помощник, психолог, особенно, когда в школе не психолога.
Возвращаясь к понятию школьная дезадаптация, остановимся на причинах её возникновения. Они могут быть различными. Особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни ребенка, когда происходит резкое изменение его ситуации социального развития. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, во время полового созревания, когда ребенок характеризует активное сопротивление воспитательному воздействию со стороны школы, семьи, неприятие социальных ценностей, не включенных в собственную субкультуру. Он не просто плохо учится, а гордится этим; не просто употребляет алкоголь, курит, сквернословит, а бравирует этим. Поведение подростков становиться разрушительным прежде всего для самого ребенка и для общества, т.е деструктивное.
Основными направлениями профилактики дезадаптивного деструктивного поведения являются следующие:
1Рання диагностика детей «группы риска».
Для этого в начале учебного года мы знакомимся с микросоциумами классов, из которых выделяются следующие группы детей:
- дети, проживающие в неблагополучных семьях;
- дети, часто пропускающие уроки
- дети, воспитывающиеся в дистанционных семьях;
- дети, воспитывающиеся в неполных, многодетных семьях;
- дети, чьи родители не работают;
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети, вынужденные переселенцы, беженцы, без гражданства
Все эти группы детей попадают в категорию социально не защищенных детей, требующих особого внимания.
Так же мы проводим социометрию с целью изучения состояния эмоционально-психологических отношений в классе и положения каждого ребенка в классном коллективе. По результатам диагностики даются рекомендации классным руководителям, продолжается индивидуальная работа с детьми, попавшими в категорию «отверженные, изолированные» Устанавливаем причины, определяющие ребенка к группе:
а) проблемы общения со сверстниками
б) внешний вид
в) внутрисемейные отношения
г) взаимоотношения с учителем
д) успешность в обучении
е) эмоционально- психическое расстройство личности (страх, тревога)
Для этого используем методики для изучения процессов т результатов развития личности учащихся, такие как Самооценка, О тебе и обо мне, Личностный рост методика Григорьева ДВ, Кулешова ИВ, Степанова ПВ,изучение мотивов участия подростков в деятельности, ситуация выбора (методика Байбородовой ЛВ) и т.д. Все эти методики собраны в брошюре Педагогическая диагностика в работе классного руководителя составитель Панченко Н.А.
В рамках работы ПМПК в начале учебного года проводим диагностику «Мотивация учения» по методике МР Гинзбурга. С результатами знакомим классных руководителей и учителей-предметников для использования в дальнейшей работе.
Для выявления нравственной воспитанности подростков используем тест «Размышляем о жизненном опыте» методика НЕЩурковой. Этот тест достаточно сложный в обработке данных, но положительный момент в том, что можно определить насколько устойчиво сформирована нравственная воспитанность, отследить если ребенок находится в пограничном состоянии, и уже индивидуально поработать с ним.
«Исходная оценка наркотизации» - анкетирование по методике Латышева ГВ. Анкета состоит из 82 вопросов, где выявляются следующие факторы риска и защиты:
- семейные;
- индивидуальные;
- взаимоотношения со сверстниками;
- Общественные
- школьные
Анкета достаточно сложная в обработке. Для того, чтобы облегчить этот процесс мы используем систему интерактивного голосования Вотум. Результат можно посмотреть по классу в целом, а также индивидуально по каждому ребенку.
2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями и педагогами. В данном направлении работа ведется индивидуальная.
3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей.
4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов. Тесно мы сотрудничаем с психологом и социальным педагогом республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи, работниками регистратуры детской поликлиники, инспектором ОДН, специалистом СПЦ-10, КДН, отделом опеки и попечительства.
Не отказались мы в своей работе от старого доброго метода Наблюдение. В нашей гимназии заведен журнал учета посещаемости уроков социально незащищенными детьми, где ежедневно, классный руководитель отмечает присутствие или отсутствие ребенка, во втором случае, если ребенка нет без уважительной причины, моментально реагируем, выясняем причины, посещаем семью, ставим в известность инспектора ОНД, если семью не застаем дома прибегаем к помощи специалиста СПЦ-10, для посещения семьи в вечернее время суток. Так же мы используем возможности Дневник.ру. Учет посещаемости в гимназии ведет социальный педагог. Алгоритм работы следующий:
Учитель предметник отмечает присутствие детей на уроке, отсутствие Н (причина не известна),Б(по болезни), П (по приказу, уважительной причине) и О(опоздание)
Классный руководитель в конце учебного дня проверяет эл.журнал, вносит изменения в обозначение, если учитель не знал причину отсутствия.
Социальный педагог один раз в неделю проверяет заполнение эл. Журнала на предмет посещаемости совместно с классным руководителем. В эл.журнале можно наглядно увидеть, если ребенок систематически опаздывает на уроки, не посещает определенные предметы , или пропуски без уважительных причин. Соответственно в дальнейшем ведется индивидуальная работа с ребенком, семьей и т.д.
В заключении:
Реалии современной социально-экономической ситуации в России таковы, что социальный педагог необходим в организации воспитательного процесса в школе. Количество социально незащищенных детей, к сожалению, увеличивается ежегодно, утверждать мы это можем, т.к. проводим мониторинг данной категории детей.
Работа социального педагога по профилактике и в дальнейшем коррекции деструктивного поведения может проходить в различных формах: индивидуальных бесед, индивидуального консультирования, посещения семей трудных подростков и т.д. Но во главе должна стоять диагностика отклоняющегося поведения. Т.К. не зная «правильного диагноза» выражаясь языком медиков, мы не можем назначить «правильное лечение».
Однако результативной эта деятельность становится лишь при поддержке и консолидации всех сил, по долгу профессии призванных заниматься помощью детям - психолога, медработника, инспектора по делам несовершеннолетних, работников органов социальной защиты и всеобщей ответственности функционирующих в этом направлении учреждений.































)
Проводить упражнения и игры для снятия эмоциональной напряженности в классе, для развития сотрудничества
Активизировать самоуправления в классе, чередовать творческие
поручения
Провести индивидуальные беседы с родителями
Способствовать вовлечению ребенка в кружки эстетического цикла
Посещение семьи обучающихся
Провести тематическое родительское собрание по теме <Я и мой ребенок>



















В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, образовательное учреждение становится чуть ли не единственным институтом социализации личности. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации.
Обострение социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение общества вызвали к жизни социального педагога в системе образования. Основная цель социального педагога в его профессиональной деятельности защита социальных прав и интересов личности ребенка.
Социальный педагог востребован жизнью, так как в школе или другом образовательном учреждении возникает множество проблем за пределами учебно-воспитательного процесса. Круг вопросов, которыми занимается социальный педагог весьма многоаспектен и обширен. Например, умер единственный родитель ученика второго класса, многие учащиеся нуждаются в льготных проездных билетах, в школе много детей из семей беженцев и мигрантов, из малообеспеченных семей, школу «присмотрели» распространители наркотиков, образовались группы асоциального поведения среди учащихся 78 классов, школьная территория вечером является местом сбора алкоголиков и бомжей и т.д. Вот почему в наиболее сильных школах создаются собственные социально-психолого-педагогические службы, которые предназначены именно для решения задач и обеспечения нормальной жизни такой сложной системы, как школа.
В штат школьной социально-психологической службы входят: психолог, педагог-организатор, социальный педагог, медицинский работник. Служба осуществляет диагностику психического развития, отклонений в развитии детей и подростков, выявляет причины, трудности адаптации учащихся в школе, отклоняющегося поведения детей в семье, различных проблем личной жизни несовершеннолетних.
Деятельность службы социальной помощи детям и подросткам должна определяться, в первую очередь, личностным подходом к ним и строиться на основе медико-социально-педагогических характеристик личности. Помощь детям и подросткам может быть непосредственной (улучшение условий проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т.д.) или опосредованной (через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие несовершеннолетних).
1. Основные виды и формы работы социального педагога с трудными подростками
Работа социального педагога с трудными подростками включает в себя три аспекта:
1. Социальный аспект - приобретение и развитие социальных качеств личности, опыта общения и освоение общественных норм поведения.
2. Культурный аспект - ознакомление с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой культурой, культурой поведения и отношений, соответствующим образованием.
3. Психолого-педагогический аспект - психическое и личностное развитие ребенка, его обучение и воспитание в семье, в школе.
1.1. Профилактика отклонений в поведении подростков
Отклонения в поведении (девиантное поведение) поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции.
Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.
Вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из формучастия подростков в труде самообслуживание, организуя которое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стирка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для подростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.
У детей с дезадаптацией нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения одно из важных направлений их социализации.
1.2. Перевоспитание трудных подростков
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания - преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.
Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование.
Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа:
· Первый этап изучение подростка и окружающей его среды.
· Второй этап обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.
· Третий этап это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему педагог.
· Четвертый этап перевоспитания самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.
Работая с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.
Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, установление контакта с подростком. Здесь можно выделить несколько этапов: нахождение точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия.
Социальный педагог должен принимать подростка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Педагог обязан проявить заинтересованное отношение к подростку, в том числе и к асоциальному, чтобы помочь ребенку открыться. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его проступку, к общественно не одобряемым действиям.
Социальный педагог школы №5 г. Люберцы А. Иванцова рекомендует социальному педагогу установить верную дистанцию с трудным подростком, не фамильярничать, не искать приятельства, не заноситься, не демонстрировать свое превосходство. Лучше всего давать такой совет, который стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по- моему », «а что, если » и др.1
Такой подход позволяет достичь положительных результатов в преодолении школьной социальной дезадаптации трудных подростков. Приведем пример из опыта работы доцента Московского государственного лингвистического университета, кандидата педагогических наук, социального педагога школы №5 г. Люберцы А. Иванцовой.
До девятого класса Оля З. училась хорошо. В 15 лет начались проблемы с учебой. Девочка стала невнимательной на уроках. Депрессия, конфликтные ситуации с учителями, дисгармония в поведении и поступках. По просьбе классного руководителя ученицу пригласили на консультацию к социальному педагогу. Девочка была замкнута, смотрела с недоверием и подозрительностью Беседа не получалась. Тогда социальный педагог дала ей лист бумаги и попросила отобразить свое настроение. Не задумываясь, Оля стала медленно, но уверенно рисовать: изобразила шарик с прикрепленной к нему открыткой. Девочка не торопилась отдавать рисунок, ей явно не хотелось с ним расставаться. Шарики и открытка были необычными: преобладали черные краски, хотя на столе было достаточно цветных карандашей. Почему именно шар? Наступила длительная пауза, после торой Оля тихо поведала педагогу о том, что года назад ее мама умерла. И каждый день ее рождения она покупает большой шар, прикрепляет к нему открытку с поздравлениями, пишет о том, как прошел год и как тоскует, как не хватает ей теплых материн рук. Потом она выходит на улицу, выпускает шарик и смотрит на него, пока он не скроется высоко в небе. Такой доверительный, эмоционально открытый разговор, сопереживание и сочувствие нейтрализуют внутреннее сопротивление подростка.
Спустя некоторое время А. Иванцова посетила семью Оли. Стало ясно, что условия воспитания в семье сложные, отсутствует взаимопонимание между дочерью и отцом, который дома бывает редко, больше с друзьями и на работе. Каждый из них был наедине со своим горем, общего дела и интересов не было. Никто и не прилагал усилий к сближению, хотя инициатива должна бы принадлежать отцу. Социальный педагог показала отцу рисунок дочери, рассказала о частых посещениях ею могилы матери. Отец Оли был очень удивлен и растроган, он понял, что девочке так же хотелось тепла, ласки, домашнего уюта, как и ему взрослому мужчине. Благодаря этой работе социального педагога были устранены причины негативного поведения девочки, а отцу возвращена дочь. 1
Одна из форм предупреждения правонарушений подростков это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где социальный педагог работает в тесном контакте синспектором по делам несовершеннолетних. Этих специалистов должна объединять помощь подростку, хотя каждый из них выполняет свою функцию. Вместе они занимаются выявлением неблагополучных семей, проведением работы по их оздоровлению, то же делают относительно проблемных подростков, выявляюти устраняют (нейтрализуют) источники отрицательных влияний на несовершеннолетних (семья, друзья, сверстники, соседи, взрослые), совместно проводят работу по исправлению детей и подростков, склонных к совершению правонарушений.
Например, Оля К, 12 лет: сквернословит, врет, ворует, уводит с уроков других детей, груба и агрессивна, нюхает клей "Момент". Мать воспитывает девочку одна, с отцом в разводе Отец пьет, приходит поздно, скандалит. По этой причине стали жить врозь. Девочка любит своего отца. Со слезами на глазах говорит, что если бы ее родители жили вместе, то за это бы она отдала большую часть своей жизни. Каждую ночь она молит Бога о том, чтобы родители помирились. Ребенок очень остро переживает разлуку своих родителей и готова на суицид.
Социальный педагог встретилась с отцом Николаем К. На вид это физически сильный человек, много трудится, но и много пьет. Хорошо помогает девочке материально, любит ее. Очень расстроился, когда узнал, что дочь стала токсикоманкой. Признал необходимость лечения дочери в стационаре.
Социальному педагогу в данном случае можно было бы выбрать самый легкий путь. За нюханье клея «Момент», засвидетельствовав данный факт у психиатра, отправить подростка в психиатрическую больницу, после которой девочка всего скорее продолжала бы токсикоманить. Однако, инспектор по делам несовершеннолетних и социальный педагог поставили задачу помочь Оле К. отыскать, обрести ее истинное внутреннее "я". Они решили найти «Особо важную персону» (термин из голландской методики ИНСТАП), которая - не всегда важно положительная она или отрицательная - понимает и поддерживает ребенка, оказывает на него сильное влияние (эмоциональное, волевое и нравственное). Благодаря "особо важной персоне" социальный педагог сможет формировать и развивать положительные личностные качества подростка.
В случае с Олей К. социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних обратились к отцу, как к особо важной персоне. Он согласился взять дочь на три летних месяца к себе. Конечно, был риск, что отец мог уйти в запой, а с девочкой случилась бы большая беда, но было решено пойти на этот риск, так как другого варианта не было, с одним условием, что отец каждую неделю будет информировать социального педагога о поведении и состоянии здоровья девочки.
Так пролетело лето, наступила осень. Девочка пришла в школу, и ее не узнали: она повзрослела, подружилась сновыми детьми, переехала с матерью в новый район и о прежней компании токсикоманов она стала забывать. Но работа социального педагога и инспектора с Олей К. продолжалась. С ней по-прежнему вели индивидуальные беседы, но не назидательные, а доброжелательные, душевные, убеждающие. Оказалось, что девочка прекрасно рисует, печет, шьет. Ее рисунки стали появляться на выставке в школе. В класс пришел новый классный руководитель, который затеял юношеские спектакли, а девочка стала выполнять к ним прекрасные декорации.1
Организацию помощи не следует ограничивать только работой с самим подростком. Обязательно надо привлекать к ней и его окружение, прежде всего его семью. Причем, формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство подростков, подрывать самоуважение и самооценку личности его и его родителей, создавать негативное отношение к родителям.
К работе с семьей подростка нужно относится очень ответственно. Практика показывает, что посещение семьи школьными специалистами многим родителям кажется малозначительным действием. Не все родители знают о существовании должности социального педагога и его функциях. Поэтому у одних родителей проявляется безразличие к такому посещению, у других вообще негативное отношение к самой попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь
Посещение семьи - дело сложное, исключающее поспешность. Малейшая недоработка - и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Например, автор статьи "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семьей" А. Иванцова так описывает свой опыт налаживания контактов с проблемными семьями. "Семья Л.: мать - молодая женщина, с мужем разведена; двое детей, Слава и Настя - учащиеся школы. Семья живет в коммунальной квартире, где царят грязь, пьянство, грубость, безработица, полное безразличие к себе и детям. Семья не ждала посетителей и встретила их без восторга, настороже. Члены семьи ожидали морализирования, готовились молча слушать, как их будут ругать, учить, как правильно жить. Но прозвучали совсем неожиданные для семьи слова: «Давайте вместе подумаем, чем вам нужно. Хотите ли вы что- то исправить в своем доме?».1
В школе №5 г. Люберцы, где работает автор данной статьи, практикуется заключение контракта с неблагополучной семьей на определенный срок от полугода до двух лет. Именно такие предложения помощи могут положить начало сотрудничеству социального педагога, школы и семьи. Используя личностно- деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство жилья, ремонт квартиры за счет материальных затрат Центра семейного воспитания, органа соцзащиты, Центра занятости. Не все семьи готовы к заключению контракта, к адекватной оценке всего происходящего вокруг.
Визит в названную семью повторяется через несколько дней, т.к. связь с семьей, с которой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть постоянной, а не эпизодической или периодической. Совместная деятельность специалистов образования и семьи способствует оздоровлению микроклимата в семье, а значит, и помогает преодолению школьной дезадаптации подростка.2
1.3. Правовая защита трудных подростков
В работе с трудными подростками социальный педагог нередко занимается их правовой защитой. Правовые акты, направленные на защиту несовершеннолетних, указаны в Приложении 1.
Однако существующее законодательство не обеспечивает в полной мере правовую защиту несовершеннолетних. Несовершенство современного законодательства привело к тому, что многие подростки, не получив среднего образования, оказываются на улице. Так, Закон РФ «Об образовании» вызвал отчисление подростков из школ. Отсутствие четкого регулирования ст. 13 Закона РФ «О занятости населения РСФСР» ведет к нерешенным проблемам их занятости, неправомерной эксплуатации их труда коммерческими структурами. Прием на работу школьников (во время каникул) должен осуществляться только с согласия их родителей, педагогического совета и профсоюзного комитета. Должен быть составлен договор, где обусловливается оплата труда. По окончании работы должна быть выдана справка, данные которой впоследствии вносятся в трудовую книжку.
Социальному педагогу при осуществлении охраны прав ребенка следует добиваться от нанимателей и должностных лиц соблюдения:
- правил приема на работу несовершеннолетних;
- норм выработки для молодых рабочих;
- условий оплаты труда (моложе 18 лет);
- требований по ограничению труда несовершеннолетних;
- предоставления подросткам льгот и преимуществ;
- предоставления льгот подросткам, совмещающим работу с учебой.
Правовая защита трудных подростков не ограничивается только защитой труда несовершеннолетних. В практике социального педагога школы №5 г. Люберцы А. Иванцовой был случай, когда классный руководитель попросил ее помочь приостановить куплю-продажу квартиры, которую затеяла семья Сергея П. Семья подростка неполная: мать - молодая женщина 30-ти лет, с мужем в разводе (он отбывает наказание), бабушка - пенсионерка, пьет. Мать ведет аморальный образ жизни, а мальчик голодает и даже просит милостыню у соседей. Социальному педагогу необходимо было срочно приостановить куплю- продажу квартиры, а для этого нужно было собрать в течение одного дня необходимые документы и передать их в отдел опеки и опекунства и комитет по образованию. Это позволило защитить интересы и права ребенка на жилплощадь, принадлежащую ему по закону. Потом социальный педагог посетила данную семью совместно с классным руководителем и инспектором по делам несовершеннолетних. Вполне понятно, что встретили их недружелюбно. Мать Сергея объяснила, что продает квартиру из-за тяжелого материального положения. Через Центр занятости ей было предложено трудоустройство. Она отказалась, но согласилась с предложением социального педагога оформить ребенка в школу-интернат.1
Таким образом, основными видами социально-педагогической деятельности социального педагога с трудными детьми являются профилактика отклонений в поведении подростков, их перевоспитание и правовая защита трудных подростков.
Работа социального педагога с подростками с социальной дезадаптацией проходит в форме индивидуальных бесед, индивидуального консультирования, посещения семей трудных подростков, привлечения внимания к ребенку других специалистов - психолога, медработника, инспектора по делам несовершеннолетних, а в случае социальных проблем в семье - работников органов соцзащиты.
2. Диагностика индивидуальных особенностей трудных подростков
Педагогическая поддержка трудного подростка выражается в том, что социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.
Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка.
В диагностической работе с социально дезадаптированными подростками следует соблюдать определенную последовательность.
1. Выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в хулиганстве, различных девиантных формах поведения. Подобные случаи относятся по существу к областям медицины и должны рассматриваться как случаи противоправного поведения, имеющего патопсихологическую природу.
3. Определить особенности общих трудностей педагогов во взаимодействии с учащимися. На основании этих жалоб и их психологической сущности могут быть выделены 2 основные группы учащихся, которым необходима психологическая помощь:
Основание для жалобы
Психологическая сущность

1. Трудности в усвоении знаний. Неспособность учащегося освоить в полном объеме школьную программу. Неуспеваемость. Ошибки в выполнении заданий
· Мотивационная незрелость
· Нарушение определенных психических функций - в диапазонах нормы и вплоть до патологии
· Нарушение динамики психической деятельности
· Особенности функционирования
· (леворукость)
· Сенсорные проблемы (зрение, слух)
· Логопедические нарушения

2. Нарушения школьных норм и правил. Неадекватное реагирование, трудности в общении.
· Социально-педагогическая запущенность, пробелы в семейном воспитании
· Несформированность или акцентуация определенных личностных
· черт.
· Эмоциональные расстройства

3. Уточнить содержание оказываемой подростку помощи на основании изучения его эмоционально-волевой и мотивационной сферы: уровня тревожности, агрессивности, эмпатии, акцентуации характера, самооценки, направленности личности, ценностных ориентаций.
4. Работу вести не только с самим подростком, но и с его взрослым окружением. Особенности включения в общественную жизнь, референтные ориентации, социальную ситуацию развития необходимо изучить в связи с тем, что она в каждом конкретном случае специфична и знание ее позволяет создавать индивидуальную программу действий.
На основании полученных диагностических данных заполняется "Психолого-педагогической карта подростка" и разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, предусматривающая комплекс различных видов помощи: медицинской, педагогической, социальной, психологической.
С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем, участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т п
Заключение
Реалии современной социально-экономической ситуации в России таковы, что социальный педагог является одной из ключевых фигур в организации воспитательного процесса в школе. Круг вопросов, которыми занимается социальный педагог весьма многоаспектен и обширен. Важная составляющая его работы - это социально-педагогическая деятельность с трудными подростками.
Трудные подростки - это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Для преодоления социальной дезадаптации им необходима помощь квалифицированных специалистов - в первую очередь социального педагога, который, учитывая психические и физиологические особенности подросткового возраста, индивидуальные особенности подростка, проводит с ним профилактическую работу, работу по перевоспитанию, защиту прав и интересов трудного подростка.
Работа социального педагога с подростками с социальной дезадаптацией может проходить в форме индивидуальных бесед, индивидуального консультирования, посещения семей трудных подростков.
Однако результативной эта деятельность становится лишь при поддержке и консолидации всех сил, по долгу профессии призванных заниматься помощью детям - психолога, медработника, инспектора по делам несовершеннолетних, работников органов социальной защиты и всеобщей ответственности функционирующих в этом направлении учреждений.