Разработка урока Отряды пресмыкающихся.Черепахи.Крокодилы.


УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кузьминская основная общеобразовательная школа»
141343, Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Кузьминотел. 8(496)-541-83-99
Открытый урок по биологии
«Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы»
(7 класс)
Учитель биологии первой квалификационной категории
МКОУ «Кузьминская ООШ», Сазанакова С.Е.
2015г.
«Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы»
Цель: получить представление об отрядах пресмыкающихся; изучить характерные признаки отрядов: Черепахи, Крокодилы; развивать навыки самостоятельной работы.
Задачи:  Обучающие: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. Развивающие: продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять признаки животных, проводить анализ, делать выводы, развивая мышление обучающихся. Воспитательные: воспитывать любовь и прививать бережное отношение к природе.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технологии: ИКТ, проблемного обучения, технология сотрудничества.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Отряды пресмыкающиеся: Черепахи, Крокодилы», видеоролик, инструктивные карточки.
План урока. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление. 
5. Рефлексия.6. Домашнее задание  Ход урока. 1.Организационный момент.  Приветствие  Подготовка аудитории к работе 2. Проверка домашнего задания.
Задание №1 Работа с интерактивной доской.
Вставьте пропуски в предложения.
Пресмыкающиеся- это наземные животные, покрытые …………….. чешуйками, дышат ячеистыми ………., сердце …..камерное( исключение …………….), кругов кровообращения …., Оплодотворение ………. Размножаются ……..
Задание №2 Тест
1. Пресмыкающиеся дышат при помощи: А) кожи; Б) легких и кожи; В) жабр; Г) легких. 2. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:
А) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
Б) появляется кожное дыхание; В) внутреннее оплодотворение;
Г) имеется третье веко.
3. Яйца пресмыкающихся покрыты:
А) известковой скорлупой; Б) тонкой нежной оболочкой; В) кожистой оболочкой; Г) не имеют оболочки. 4. Температура тела пресмыкающихся зависит от : А) температуры окружающей среды Б) температуры крови; В) регенерации; Г) выделительной системы
3. Изучение нового материала.
Отряд черепахи. Работа с изображениями. Определить особенности строения отряда Черепахи. Учитель дополняет ответы учащихся.
Черепахи – самая древняя группа среди пресмыкающихся. Их облик специфичен: тело скрыто под мощным жестким костным панцирем. Панцирь – эффективное приспособление для защиты от врагов. Костная часть верхнего щита панциря (карапакс) сложена из костных пластинок кожного происхождения, как правило, сросшихся с отростками позвонков и ребрами. Нижний щит образован ключицами, грудиной и брюшными ребрами. Сверху у большинства черепах панцирь покрыт симметричными роговыми щитками. Зубов нет. Челюсти покрыты роговыми чехлами. Яйца у большинства черепах с твердой известковой скорлупой. Черепахи не линяют, поэтому по числу полос на роговых пластинах панциря можно определить их возраст. Хотя передвигаются на суше медленно, они труднодоступны хищникам. При опасности черепахи втягивают голову и ноги под панцирь. У японцев черепаха считается эмблемой долговечности.
Виды черепах: степная черепаха, слоновая черепаха, болотная черепаха, дальневосточная мягкотелая черепаха, каретта.  Черепахи, обитающие в разных средах, отличаются своим образом существования.
Работа с текстом учебника, стр. 130. В чём отличие сухопутных черепах от водных ( пресноводных и морских) ?
Физкультминутка для глаз
Крокодилы – крупные и сильные пресмыкающиеся, обитающие в тропических странах. Длина их тела достигает 6 м. Живут по берегам рек и озёр, охотятся за добычей в воде. Затаившийся крокодил часто схватывает крупное животное (например, антилопу), пришедшее на водопой. Крокодилы хорошо плавают, используя длинный сдавленный с боков хвост и перепончатые лапы. Тело крокодила полностью погружается в воду, а над поверхностью остаются лишь расположенные на возвышенности черепа ноздри и глаза. Кожу крокодилов издавна использовали для изготовления чемоданов, портфелей и других изделий. Всего в мире 23 вида крокодилов. Среди них аллигаторы, гавиалы, кайманы, нильские крокодилы.
Просмотр видеоролика - образ жизни, особенности строения и размножение крокодилов с последующим обсуждением.
4. Закрепление.
Работа с инструктивными карточками.
Приложение№1
Физкультминутка для различных групп мышц.
5. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
6. Выставление оценок. Домашнее задание.
§ 26
Творческие задания
1. Составить кроссворд по теме: «Отряды пресмыкающихся».
2. Сообщения «Рептилии Сергиево – Посадского района» (индивидуальные задания)
(веретеница, живородящая ящерица, обыкновенный уж, обыкновенная гадюка).
Приложение №1
№п/п Признаки Ящерицы Змеи Черепахи Крокодилы
1. Количество видов 3500 3000 328 23
2. Покровы тела 3. Строение конечностей 4. Зубы 5. Особенности внутреннего строения