Урок по географии на тему «Кавказские горы. Экологические проблемы европейского Юга»(8-9 класс)


Тема урока
«Кавказские горы. Экологические проблемы европейского Юга»
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, поисковый
Цель урока: Рассмотреть особенности формирования рельефа кавказских гор, познакомиться с климатом и растительностью Большого Кавказа, затронуть экологические проблемы европейского Юга России. Учить детей работать с картой. Развивать умение рассуждать самостоятельно, делать выводы.
Наглядность: «Физическая карта мира» (На доске), рис.
«Высотная поясность». На каждой парте атлас с физической картой Кавказа.
Техническое оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.
Задачи урока:
обучающие: расширить кругозор знаний новыми фактами и интересными данными о Кавказских горах и проблемах Европейского юга.
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с картой, логически мыслить
воспитательные: культуру общения и доброго отношения друг к другу
Организационный момент:
Учитель: Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку.
Актуализация знаний:
Учитель предлагает послушать отрывок песни Владимира Высоцкого
В суету городов и в потоки машинВозвращаемся мы - просто некуда деться!И спускаемся вниз с покоренных вершин,Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.Так оставьте ненужные споры!Я себе уже все доказал -Лучше гор могут быть только горы,На которых еще не бывал.
Читает стихотворение А. Пушкина:
Великолепные картины!Престолы вечные снегов,Очам казались их вершиныНедвижной цепью облаков,И в их кругу колосс двуглавый,В венце блистая ледяном,Эльбрус огромный, величавыйБелел на небе голубом.
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему сегодняшнего урока.
Задает вопросы: О чем пойдёт речь у нас сегодня на уроке? Какие горы России вы знаете? Какие горы в России - самые высокие?
Объявление темы и цели урока.
Объяснение нового материала:
небольшая историческая справка…
В 18 веке территориальные приделы России существенно расширились. В состав Русского государства вошли народы Европейского Севера и Поволжья, Приуралья и Северного Кавказа. На Северном Кавказе в вассальной зависимости от России находилась Кабарда. Опорой служили русские крепости по рекам Тереку и Сунже – Теркский городок и Сунженский острог.
Здесь же располагались владения кабардинских князей Черкасских – которые вели торговлю с Россией и промышляли виноделием. Кабардинские отряды по указанию из Москвы или по собственному желанию, выевали против крымских татар.
Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ он тянется с Севера – Запада на Юго – Восток от Таманского полуострова на Черном море до Апшеронского полуострова на Каспийском (рассматриваем карту). Самая высокая точка Кавказа – гора Эльбрус . Высота этой вершины составляет 5642 метра. В районе Эльбруса ширина Большого Кавказа достигает 150 – 160 километров.
Красоту Эльбруса Вы можете рассмотреть на фотографии, которую я Вам предлагаю. Обратите внимание на сочетание вечности, величия холодности, с таким зеленым теплым, постоянно меняющимся – земным.
Миллионы лет тому назад на месте Большого Кавказа существовал залив древнего океана Тетис, объединивший Каспийское, Черное и Азовское моря ( учитель показывает на карте). На его дне происходили извержения, и раскаленные массы горных пород внедрялись в толщу земной коры. В открытом море отлагались известняки, мощность которых достигла нескольких километров. Многочисленные вулканы (в том числе Эльбрус и Казбек) находились в активной стадии извержения.
Учитель с учащимися работает с Физической картой Кавказа Большой Кавказ делят на три части: Западную, Восточную, Центральную. Самая высокая – Центральная расположенная между Эльбрусом и Казбеком. Здесь сосредоточены самые высокие горы и самые большие на Кавказе площади вечных снегов и льдов. Труднодоступную высокогорную часть пересекает только одна автомобильная Военно – Грузинская дорога, проходящая от Владикавказа к Тбилиси.
Учитель предлагает учащимся поработать с учебником, чтобы выяснить какова средняя температура самого теплого месяца и самого холодного месяца? Учитель предлагает ответ на вопрос законспектировать в тетрадь: Учащиеся отвечают на вопрос:
Наиболее теплой территорией является Черноморское побережье, где температура самого теплого месяца (августа) составляет + 24 градуса, самого холодного (января) от + 1 до + 5 градусов. В высокогорных районах средняя температура января – 11 градусов, а августа + 14 градусов. Максимум осадков выпадает на Черноморском побережье (с выше 1500 мм в год). У Каспийского побережья осадков уже всего 400 мм.

Если Вы внимательно посмотрите на карту то обратите внимание на то, что почти все реки Юга России берут начало с Большого Кавказа.
Давайте назовем их: Кубань, Белая, Кура, Кума, Сунжа. (учащиеся записывают в тетрадь)
Горные реки очень быстрые и своенравные. Они как-бы повторяют гордый нрав местного горного народа.
Питание рек ледниковое. Весной, когда они начинают таять, мощные грязевые потоки устремляются, сметая все на своем пути. К середине лета реки приобретают более тихий характер.
Учитель предлагает учащимся поработать с учебником и с рисунком «вертикальная поясность», чтобы выяснить какая растительность произрастает в горах Кавказа. Учащиеся конспектируют в тетрадь:
На Большом Кавказе четко выражена вертикальная поясность. В среднегорье господствуют буковые леса. С увеличением высоты к буку примешиваются хвойные деревья, образуя смешанный лес. Выше 1200 – 1500 метров преобладает хвойный лес из кавказской пихты и ели.
В долинах северного склона центральной и восточной частей Кавказа произрастают более сухолюбивые сосновые леса.
В горно - луговой зоне – субальпийские и альпийские луга. Субальпийские луга отличаются высоким и густым травостоем и зарослями кустарника рододендрона. Альпийские низкотравные луга из разнотравья, с примесью злаков и осоки; именно эти луга являются прекрасными пастбищами. Выше располагается пояс вечных снегов и льдов.
Можно предложить ученикам посмотреть отрывок из фильма « Россия от края до края. Кавказ» (на выбор учителя)
Учитель: Европейский Юг один из самых благоприятных для жизни людей районов России. Это проявляется не только в редком сочетании прекрасных почв, климата, растительности, но и в исключительном природном разнообразии. Но и в этом чудесном месте экологические проблемы стоят как нельзя остро.
Рассказывает ученик (ученик готовиться к выступлению на уроке заранее) За эти выступления оценка ставится отдельно : Распашка земель вырубка лесов, строительство дорог на крутых склонах и неумеренный выпас скота – все это приводит к интенсивному смыву почв, эрозии склонов, оползням, обвалам, селевым потокам.
Лесные поляны и высокогорные луга – прекрасные сенокосные угодья и пастбища. Но неумеренный выпас скота ведет к разрушению дерна на лугах. Поэтому сенокосы чередуются с выпасами.
Учитель: Северный Кавказ – один из главных «пищевых цехов» России. Здесь сформировался мощный Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство Европейского Юга производит 25% российского зерна, 30% сахарной свеклы, 25% подсолнечника, 20% овощей. Это единственный в стране район, где выращиваются субтропические культуры: чай, гранаты, цитрусовые.
Безумная погоня за высокими урожаями обернулась для Европейского Юга многочисленными бедами.
Рассказывает ученик (ученик готовиться к выступлению на уроке заранее) На каждом гектаре пашни здесь ежегодно выполняют 23 операции. Земли пашут, боронуют, культивируют и т.д. Плодородный слой измельчается, уплотняется колесами машин. Из – за этого способность почвы поглощать воду снижается в сто раз. Урожайность зерновых культур падает на 20%. Мелкие частицы почвы уносятся ветром, водой. Эрозии подвержено почти 60% пашни.
Другая беда – неумеренная химизация сельского хозяйства.
Рассказывает ученик (ученик готовиться к выступлению на уроке заранее): В районах рисосеяния, на каждой гектар вносится 1700 килограмм удобрений и 20 килограмм ядохимикатов. Значительная их часть смывается в реки и Азовское море. Накапливаются они и в почве, и в воздухе, и в организмах людей. Допустимые пределы давно и значительно перекрыты. В Краснодарском водохранилище запрещено купаться, а сам Краснодарский край лидирует по уровню раковых заболеваний среди населения.
Учитель: Общегосударственное значение приобрело курортное хозяйство Европейского Юга. Европейский Юг удачно сочетает благоприятные и разнообразные природные условия с выгодами географического положения и хорошей освоенностью. Здесь сосредоточено 30% запаса лечебных грязей и минеральных вод России.
Сейчас лечебные и курортные учреждения Северного Кавказа могут одновременно принять 400 тыс. человек. Половина этого потенциала приходится на Краснодарский край, с экологической ситуацией которого Вы уже познакомились.
Еще на одной экологической проблеме я бы хотела заострить внимание – это проблема Азовского моря.
Азовское море сильно отличается от других морей, омывающих Россию.
Рассказывает ученик (ученик готовиться к выступлению на уроке заранее): Многие десятилетия оно было мировым рекордсменом по продуктивности. В 30 годы нашего столетия здесь вылавливалось до 80 килограмм рыбы с 1 га. В Северном море этот показатель ниже в 1,5 раза в Каспийском в 6 раз, в Черном в 254 раза ! В связи с созданием водохранилища с большим расходом пресной воды Кубани и Дона (для орошения, обеспечения промышленности населения) соленость воды в Азовском море увеличилась. С более соленой черноморской водой в него проникли медузы. Они поедают планктон, лишая рыб корма. Из-за этого резко ухудшился породный состав рыбы. Сейчас в море поступает 28 километров кубических воды в год. Если объем сократится до 21 км. кубического, оно умрет. Если увеличится до 50 км. кубических море зацветет, как многие пруды и водоемы. Другая проблема – стоки.
Рассказывает ученик (ученик готовиться к выступлению на уроке заранее): Ежегодно в него вливается 4 миллиарда м. кубических загрязненной воды с территории Украины. Еще 3 миллиарда м. кубических вод загрязненных пестицидами, дают Кубанские районы рисосеяния. Поэтому в азовской воде можно встретить сотни техногенных соединений от солей ртути до фенола. Их содержание превышает предельно допустимые нормы в тысячи раз. Например, в 1 кг. донного ила на дне Таганрогского залива содержится 50 гр. железа. Азовское море нужно спасать.
Вопрос для обсуждения: Предложить свои варианты: «Как улучшить состояние наших южных курортов ?»
Примерный ответы:
Рациональное использование пресной воды рек Кубани и Дона.
Уменьшить химизацию сельского хозяйства.
В наш 21 век человечество должно стремиться переходить к малоотходным и безотходным процессам.

Для закрепления нового материала предлагаю Вам тест:
Большой Кавказ – это …
а. равнина
б. плоскогорье
в. курган
г. горы
Залив, какого древнего океана был на месте Большого Кавказа…
а. Тонус
б. Тетисв. Тоник
Выбери правильный ответ:
Эльбрус – это:
а. высокогорное плато Большого Кавказа
б. надгробный курган Большого Кавказа
в. самая высокая вершина Большого Кавказа
Соотнесите экологические проблемы с объектами
объекты экологические проблемы
а. Азовское море
б. Сельское хозяйство Северного Кавказа
в. Краснодарский край химизация почвы
высокий уровень раковых заболеваний
поедание медузами планктона
Выпишите реки Юга России, которые берут начало с Большого Кавказа Сура, Сунжа, Белая, Волга, Кубань, Дон, Днепр Ефрат, Кура, Кума.

Подведение итогов (выставление оценок)
Рефлексия: «Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке?»
Д/З- &30
На контурных картах обозначьте основные географические объекты района, месторождения полезных ископаемых.