Статья Условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных классов


Сагадеева Юлия Дамировна, директор МАОУ «СОШ №17», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Условия повышения профессиональной компетентности педагогов профильных классов.
Анализ публикаций, посвященных изучению вопросов профильного обучения, позволяет констатировать, что профильное обучение, в отличие от традиционного, предоставляет ученикам возможность выбрать для более глубокого изучения конкретную приоритетную область, связанную с их личностными интересами и наклонностями. Переход к профильности – расширение свободы, вариативности и доступности школьного образования. Это создаст возможность более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, формировать интерес к продолжению образования и получению современной профессии.
Введение профильного обучения порождает один из вопросов: «Что необходимо для обеспечения профильного обучения?». В некоторых исследованиях (А. М. Новикова, Н.Э. Онищенко) установлено, что для этого необходимо повышение профессиональной компетентности учителей профильных классов. Проблему профессиональной компетентности педагогов исследовали многие философы, ученые. Вопросы повышения профессиональной компетентности педагогов рассматриваются в трудах Э.Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А.М. Трофимовой. Возросли требования к профессиональной компетентности учителя в современных условиях профильного обучения.
Возникает вопрос: «Каковы педагогические условия повышения компетентности педагогов в системе профильного обучения?» На страницах педагогических публикаций выделяют 3 основных условия повышения компетентности педагога.
1.Разработка личностного плана профессионального роста педагога. Он разрабатывается самим учителем при поддержке администрации психолога. План профессионального роста должен носить развивающий характер или компенсаторный, направленный на восполнение «пробелов».
2.Использование педагогом в профессиональной деятельности активных методов обучения: коллоквиумы, дискуссии, «круглые столы», тренинги, способствующие развитию инициативы и коммуникативных качеств педагога, внедрение учителем педагогических инноваций.
3. Формирование рефлексивных умений педагога, его потребностей в самосовершенствовании и самоутверждении. Следует отметить, что к препятствующим факторам в саморазвитии педагогов относятся: недостаток времени, состояние здоровья, отсутствие поддержки со стороны администрации, отсутствие объективной информации о себе. К стимулирующим саморазвитие факторам можно отнести: интерес к работе, занятие самообразованием, обучение на курсах, получение признание коллег.
Реализация вышеперечисленных условий повышения профессиональной компетентности педагога делает данный процесс более осознанным и целеустремленным для учителя, способствует повышению уровня обученности педагогов, развитию его способностей, дарований.
Литература:
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.-М.:Знание,1993.-96 с.
Онищенко Н.Э. Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов гуманитарных классов в системе профильного обучения.- Ижевск,2007.-21с.
Тахтамышева Г.Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки//Профильная школа.-2004.-№3.-с.46-48