Программа индивидуального развития обучающегося, состоящего на учёте КДН и ЗП



Рассмотрено и принято на Утверждаю
заседании Совета профилактики директор МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей
Протокол от _____ 201 г. № ___ ______________________ Г.А.Литвишко
«_____ » ____________201 г.



Программа
индивидуального развития обучающегося МБОУ «СОШ №1» п. Ханымей
состоящего на учёте КДН и ЗП


















Пояснительная записка.
В последнее десятилетие отмечается увеличение числа общественно опасных действий, совершаемых несовершеннолетними. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющим поведением, что проявляется в асоциальных действиях: алкоголизме, бродяжничестве, мелком хулиганстве, вандализме и других противоправных действиях. С одной стороны у подростков назрело множество серьёзных социальных проблем, решать которые самостоятельно он не в силах. С другой стороны, общество справедливо беспокоит запоздалое гражданское созревание части молодежи, их социальная пассивность.
Учитывая, что воспитание молодых людей с девиантным поведением процесс очень сложный, воспитание необходимо рассматривать не просто как целенаправленное воздействие на личность в традиционных формах, а как широкое общественное влияние через различные социальные институты, воздействие среды и активность самой личности как субъекта этого процесса.
Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально-запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники.
Асоциальные проявления у подростков выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонении от общественных норм, закона, но и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Актуальность проблемы обусловлена изучением механизмов формирования личности в подростковом возрасте, практическими задачами преодоления отрицательных явлений в становлении личности подростка. Подростковый возраст характеризуется свойственными только ему особенностями: чувствительность к оценки внешности посторонними, крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих, болезненная застенчивость, и развязность, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами. Положение подростка в группе, качества, которые он приобретает в коллективе, влияют на его поведенческие мотивы, иногда провоцируя конфликтные ситуации. Усиливается стремление к самовыражению, самоутверждению к самостоятельной деятельности.
Цель программы: коррекция личностного развития подростков с девиантным поведением через психологическую поддержку и сопровождение. изменение девиантного поведения детей «группы риска» в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Задачи программы
Активизация самопознания подростков с девиантным поведением, которая включает понимание себя, своих чувств, мотивов своих поступков;
Психологическая поддержка решении проблем подростка в сфере взаимоотношений, как в установлении позитивных контактов, так и в избегании конфликтов, развитие навыков общения;
Психологическая поддержка в формировании навыков самоконтроля поведения у подростков.
Программа содействует снижению уровня агрессивности, тревожности, неуверенности в себе, способствует доверительной и дружеской атмосфере в коллективе, поддержанию эмоционального комфорта подростков, к снижению количества правонарушений.
Программа может быть использована для работы с подростками 13-16 лет с девиантным поведением, которое проявляется в пропусках уроков, нарушении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Участники программы: подростки девиантного поведения, педагоги, родители.
Программа краткосрочная, рассчитана на 10 занятий. Продолжительность одного занятия 45-60 минут, которые проводятся 1 раз в неделю. Цикл занятий предполагает работу одновременно с детьми, испытывающими различные трудности поведения. Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения. Для занятий берутся дети, вызывающие беспокойство учителей. Используются также данные обследований детей. Для контроля результатов обследование проводится до и после окончания цикла занятий. Для занятий отбираются дети с "плохим поведением".

Организация и содержание коррекционной работы
Занятия проводятся в группе из 4-10 детей. Число занятий - 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить  их ежедневно, но можно через день и даже по 1 разу в неделю. Более частые занятия приводят к более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из детей заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с детьми лучше не в классной комнате, а в помещении, позволяющем проводить игровые занятия. Потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши. 
Каждое занятие включает в себя: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию и ритуал прощания.
В ходе работы используются: игровые технологии, метод групповой дискуссии, психогимнастика, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арт-терапии, мини-лекции, работа в парах.

Ожидаемые результаты
частичный или полный отказ подростков от девиантных форм поведения;
заинтересованность школьными и внешкольными мероприятиями;
появление познавательного мотива и улучшение успеваемости;
рост социальной активности;
сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: толерантность, патриотизм, гражданственность, права и обязанности человека и гражданина;

Структура программы.
1 этап - подготовительный
На данном этапе необходимо овладеть теоретическими знаниями по следующим аспектам:
педагогическая запущенность, причины, пути перевоспитания трудного подростка
это содержательный аспект.
понятие об умениях и навыках работы с трудными подростками - это методический
аспект.
Задача этапа заключается в формировании умений установления позитивных контактов с трудными подростками. Это становится возможным при овладении методикой Л.Б. Филонова, целью которой является: сокращение дистанции между людьми и его окружением.
В диагностических целях используется опросник для выявления признаков педагогической запущенности личности – положительные и отрицательные особенности личности. После изучения личности подростка ставится социальный диагноз и переход к следующему этапу.
2 этап – исследовательский
Задача этапа заключается во включении в процесс деятельности некоторых элементов исследований. Теоретическая основа умения базируется на знании ряда методик по изучению педагогической запущенности и коррекции поведения. В практике школьной работы диагностика девиантного поведения чаще всего носит симптоматический характер [по запросам и жалобам]. Гораздо реже используются причины и условия формирования этих девиаций. Предлагаются разнообразные методики, но самыми распространенными являются: тест «несуществующее животное», опросник ПДО (Шмишек, Леонгард), опросник «Оценка уровня тревожности»(Спилбергер, Ханин), методика «Незаконченные предложения», комплексная экспресс-диагостика социально-педагогической запущенности детей.
Показателем уровня сформированности данного этапа является составление психолого-психологической характеристики трудного подростка и планирование коррекционной работы с ним. На этом этапе решается задача программы, раскрытие положительных качеств ребенка, выявление интересов и увлечений, выявление отрицательных факторов, влияющих на воспитание.
3 этап – продуктивный
Задача данного этапа заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на развитие личности и ее формирование, формирование личностной и социальной компетентности подростков. Коррекцию их негативных поведенческий проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «я», чувство самоуважения, развития способности критически мыслить, принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать выбор, его следует обучать умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагировать на критику, сопротивление давлению со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально- позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
успешности учебной деятельности;
эмоционально положительной системы, удовлетворяющей учащихся и их взаимоотношения со сверстниками;
психологической защищенности, (т.е. знание учащимися своих прав и обязанностей, соблюдение учителями учебно-воспитательного процесса, равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию, соблюдение прав учащихся и самоопределение).
Оказываемая подросткам помощь при соблюдении данных требований позволяет обеспечить равномерное, гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности, поведении.
Положительные качества, которые выявляет педагог, являются базовым ориентиром в воспитательной работе. Опираясь на них, педагог может создать конструктивные взаимоотношения. А вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.
Коррекционная работа также направлена на:
оздоровление условий воспитания и развития ребенка;
устранение неблагоприятного влияния со стороны ближайшего окружения;
формирование у подростка положительной «Я- концепции»;
повышение мотивированности обучения, коррекцию его поведенческих реакций;
развитие способностей и нравственных личностных ориентаций.
Все результаты первоначального диагностического тестирования подростков, отметки об участии их в мероприятиях, их поведение на них, изменения в поведении подростков в течение всего периода коррекции отмечаются в индивидуальных картах коррекции. На данном этапе реализуются все задачи программы.
4 этап – заключительный
Задача данного этапа заключается в подведении итогов и результативности. Итоговая диагностика предполагает использование диагностического пакета, примененного при наборе в группу. Проводится повторное тестирование, и сравниваются результаты. Если результат не совпал с ожидаемыми результатами, то производится анализ затрат и разработка рекомендаций.

Оценка эффективности реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.

Тематическое планирование
Занятие №1 Знакомство
Цель: создание условий эмоциональной безопасности в тренинговой группе. Ознакомление участников с основными принципами работы в группе, снятие психологического напряжения. Освоение активного стиля общения

Занятие №2 Общение
Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Раскрытие качеств важных для эффективного общения. Закрепление активного тренингового стиля общения.

Занятие №3 Умение слушать
Цель: формирование у подростков умения выслушивать друг друга, обучение технике «активного слушания». Содействие в развитии навыков слушания и привлечение внимания подростков к личности собеседника в общении. Профилактика конфликтов с родителями и психологическая поддержка подростка в поиске конструктивного стиля взаимодействия в семье.
Занятие №4 Преодоление
Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности. Развитие у участников умения видеть свои проблемы и ресурсы для их решения. Коррекция страхов негативной оценки и стериатипов агрессивной реакции на критику.

Занятие №5 Мой идеал
Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников. Работа с ценностными ориентациями подростков с использованием элементов гештальт-терапии и арт-терапии. Психологическая поддержка подростков в обретении адекватной самооценки и принятии себя как личности.

Занятие №6 Эмоции
Цель: сформировать у подростка представление о понятии «эмоции», рассказать о видах эмоции, выработка навыков совладения со своими отрицательными эмоциями. создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Занятие № 7 Среди людей
Цель: Осознание своей позиции в коллективе сверстников. Оказание помощи подросткам в проведении анализа коммуникативных проблем (манипулированиев целях привлечения внимания, эгоизм, зависимость и др.) Тренировка навыков взаимодействия в группе. Овладение навыками культурного общения, умение контактировать с другими людьми, определение оптимальной позиции в отношениях с окружающим миром.
Занятие №8 Мотивы наших поступков
Цель: совершенствование коммуникативных навыков подростков через развитие умения выражать свои чувства. Способствовать формированию у подростков навыков распознавания и преодоления собственной агрессивности, научить различать демонстрируемые другими агрессивность и неуверенность

Занятие № 9 Благодарность
Цель: формирование некоторых навыков установления добрых взаимоотношений с родителями и с другими взрослыми. Содействие развитию позитивных чувств благодарности к ним. Актуализация в сознании подростка проблемы благодарности, долга, и ответственности за другого.

Занятие №10 Завершение занятий группы
Цель: психологическая поддержка и закрепление позитивных изменений в личностном развитии подростков. Совместная оценка результативности саморазвития.
















МБОО «СОШ № 1» п. Ханымей,
Данилевская Тамара Александровна, социальный педагог высшей квалификационной категории


13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 6 Заголовок 715