Индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/ находящегося в трудной жизненной ситуации, и семьи



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская СОШ №6»
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении, и его семьи
Инструкция
об организации и порядке ведения внутришкольного
и межведомственного учета обучающихся и семей
Общие положения
1.1. Нормативно-правовая база настоящей Инструкции:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»;
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;
Приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края 18.10.2012 г. № 4 «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении»;
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 22.05.2009 № 2 «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, осужденными условно, к обязательным, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также обвиняемыми в совершении преступлений».
Методические рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края по вопросу определения основных критериев отнесения семей к категории «семья, находящаяся в социально опасном положении»;
Методические указания по разработке межведомственных индивидуальных программ реабилитации семьи и несовершеннолетнего / Под общей редакцией Т.В. Антроповой, Ю.А. Ковалевой – Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2014, 78 с.
1.2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – настоящий Федеральный Закон в соответствующем падеже) организации, осуществляющие образовательную деятельность:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
1.3. В Инструкции применяются следующие понятия:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия (на основании постановления муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – «КДНиЗП»);семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (на основании постановления муниципальной КДНиЗП);несовершеннолетний, нуждающийся в особом внимании общеобразовательной организации, - обучающийся, в отношении которого Советом профилактики общеобразовательной организации принято решение о постановке на внутришкольный учет и проведении индивидуальной профилактической работы в целях предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации; СЕМЬЯ???
антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимания общеобразовательной организации, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и (или) нуждающимися в особом внимании общеобразовательной организации;учетная карта несовершеннолетнего, нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации и (или) находящегося в социально опасном положении, его семьи – документ, в котором отражаются предоставленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и (или) нуждающегося в особом внимании общеобразовательной организации, его семьи; межведомственный учет несовершеннолетних и семей – единый учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в отношении которых проводится профилактическая и реабилитационная работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии;
внутришкольный учет обучающихся и семей – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая общеобразовательной организацией в отношении:
1) обучающихся, нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации (с отклонениями в поведении либо имеющих проблемы в обучении – нуждающихся в социально-психологической и педагогической помощи);
2) обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении;
Индивидуальные профилактические мероприятия направлены:
на предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;
на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и совершению правонарушений и преступлений обучающихся;
на оказание социально-педагогической помощи и поддержки и психологического сопровождения обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) нуждающихся в особом внимании общеобразовательной организации;
межведомственная индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей (далее – «МИПР») – форма ведения документации, содержащая сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и других мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретным несовершеннолетним и конкретной семьей, находящимися в социально опасном положении.
индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, и их семей (далее – «ИПР») – локальный акт, содержащий сведения о несовершеннолетнем и его семье; перечень социально-психологических, социально-педагогических мероприятий, иных мероприятий по реабилитации несовершеннолетнего и его семьи согласно основаниям для постановки на внутришкольный учет в части компетенции общеобразовательной организации.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОО______________________________
_________________________________________
«________» _______________________ 20 _____
Индивидуальная программа реабилитации и адаптации
несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении, и его семьи
________________________________________________________________
ФИО
Категория несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учете/находящегося в социально опасном положении (указать):
проживающий в семье, находящейся в социально опасном положении;
совершивший правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания
совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста;
употребляющий спиртные напитки;
употребляющий наркотические, токсические вещества (нужное подчеркнуть);
занимающийся бродяжничеством или попрошайничеством;
вступивший в конфликт с законом:освобожденный из учреждений уголовно-исполнительной системы;
вернувшийся из специальных учебно-воспитательных учреждении закрытого типа;
осужденный к мерам наказания, не связанным с лишением свободы:
осужденный условно;
осужденный к исправительным работам;
осужденный к обязательным работам;
осужденный к ограничению свободы;
освобожденный судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
обвиняемый в совершении преступления;
в отношении которого уголовное дело закрыто за примирением сторон;
по другим основаниям (указать) ________________________________________________________________________
Категория семьи, состоящей на внутришкольном учете/находящейся в социально опасном положении (указать):
имеющая детей, состоящих на внутришкольном учете/находящихся в социально опасном положении;
семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними
1. Результаты первичной диагностики ситуации в семье несовершеннолетнего
(на момент постановки на учет/поступления в общеобразовательную организацию)
Уровни социального благополучия в семье Субъект профилактики Краткое описание
Социально-бытовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень CемьяСоциально-медицинские проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-психологические проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-педагогические проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-трудовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-правовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель 2. Перечень реабилитационных мероприятий (услуг), направленных на решение проблем, выявленных
в ходе проведения первичной диагностики
1) Ресурсы (сохранные возможности, положительные качества несовершеннолетнего, членов его семьи, на которые можно опираться при разработке и реализации программы реабилитации и адаптации): ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
2) Цель программы _________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
3) Задачи программы _______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
4) Участники реализации программы:
директор ОО
заместитель директора по ВР/лицо, ответственное за организацию ВР
заместитель директора по УВР
педагог-психолог
социальный педагог
школьный общественный инспектор по охране прав детства
старший вожатый
учителя-предметники
семья
родственники, ближайшее окружение
общественные организации
иные (указать конкретно) ________________________
5) Направления, по которым будет реализовываться программа:
социально-педагогическое социально-трудовое социально-правовое социально-психологическое социально-медицинское (при наличии специалиста)
6) Формы, методы, технологии организации социально-реабилитационного процесса (реализации мероприятий программы): _________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Предполагаемый результат реализации программы: _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
8) Лица, ответственные за реализацию индивидуальной программы реабилитации и адаптации (согласно п. 2.4.):
ФИО Должность Контакты
Классный руководитель 3. Программа действий, направленных на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи*
Субъект реабилитации Формы, методы и технологии Наименование мероприятий (услуг) Сроки Ответственный Прогнозируемый результат
Социально-бытовое направление
Семья Социально-психологическое направление
Ребенок Родитель Социально-педагогическое направление
Ребенок Родитель Социально-трудовое направление
Ребенок Родитель Социально-правовое направление
Ребенок Родитель Заместитель директора по воспитательной работе (лицо, ответственное за ВР) __________________
Социальный педагог (при наличии) __________________
Классный руководитель __________________
«_____»__________20_____г.
* Составляется на период не менее 6 месяцев
4. Результаты повторной диагностики ситуации в семье несовершеннолетнего от «____» ___________ 20___ г.
Уровни социального благополучия в семье Субъект профилактики Краткое описание
Социально-бытовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень CемьяСоциально-медицинские проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-психологические проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-педагогические проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-трудовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель Социально-правовые проблемы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Ребенок
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень Родитель 5. Рассмотрение хода реализации ИПР на Совете профилактики
Дата проведения: «_____» _____________ 20_____ г., протокол № _____
Участники заседания:
директор ОО
заместитель директора по ВР/лицо, ответственное за организацию ВР
заместитель директора по УВР
педагог-психолог
социальный педагог
школьный инспектор по охране прав детства
старший вожатый
учителя-предметники
семья
родственники, ближайшее окружение
общественные организации
иные лица (указать конкретно) __________________________
Рекомендовано:
Направление реабилитации Содержание рекомендаций
6. Форма отчета о реализации ИПР
№ п/п Наименование мероприятия (перечень услуг) Ответственный Ожидаемые результаты Фактические результаты, содержание деятельности несовершеннолетнего и его семьи, изменения в их поведении
Предложения по дальнейшей работе ______________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма 8-1
Сведения о семьях, состоящих на внутришкольном учете, в т.ч. находящихся в социально опасном положении
Ф.И.О. родителей Место работы Домашний адрес Основание постановки на учет Вид учета (ВШУ, ПДН, КДНиЗП) Ф. И. детей Дата рождения Место учебы Примечание
Итого семей _________,
в них детей дошкольного возраста ________,
обучающихся _________, в т.ч. в данной школе ___________,
прочих _________,
состоят на учете в ТОВД _________,
состоят на учете в КДНиЗП ____________,
состоят только на ВШУ _______________,
состоят на учете в КЦСОН ______________
Форма 8-2
Сведения о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, в т.ч. находящихся в социально опасном положении
Ф.И. ребенка Дата рождения Место учебы Домашний адрес Ф.И.О. родителей Место работы Основание постановки на учет Вид учета (ВШУ, ПДН, КДНиЗП) Занятость
Итого несовершеннолетних _________ из ___________ семей,
состоят на учете в ТОВД _________,
состоят на учете в КДНиЗП _________,
состоят только на ВШУ _________,
состоят на учете в КЦСОН ______
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии и показатели оценки уровня
социального благополучия в семье
Высокий уровень
(показатели) Средний уровень
(показатели) Низкий уровень
(показатели)
Критерий 1. Социально-бытовое благополучие семьи
Жилое помещение соответствует санитарным нормам, нормам предоставления площади жилого помещения, жилье содержится в чистоте и порядке, семья владеет навыками ведения хозяйства Состояние жилого помещения удовлетворительное, вместе с тем имеется определенная степень загрязненности и захламленности, помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы, члены семьи пренебрегают правилами, установленными в семье Отсутствие жилья, ветхое, аварийное жилье, антисанитарное состояние жилого помещения, в семье отсутствуют правила, режим, в доме атмосфера «хаоса»
Критерий 2. Социально-медицинское благополучие семьи
Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме. Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания. Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу. Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены, аккуратный внешний вид детей. Члены семьи не имеют вредных привычек. Наличие отдельных проблем. Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний. Частые болезни детей. Не выдерживаются сроки иммунизаций. Недостаточное внимание к качеству питания. Несистематическое соблюдение правил гигиены. Одежда не по погоде. Дети не получают профилактической стоматологической помощи. Члены семьи имеют вредные привычки, но без ущерба для нормальной жизнедеятельности. Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода. Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом. Имеются потенциальные угрозы жизни и здоровью. Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Ребенку не сделаны прививки. Плохое выполнение рекомендаций врача. Регулярное употребление членами семьи алкоголя, психоактивных веществ, хроническая зависимость. Наличие социально значимых заболеваний. Риски суицидального поведения членов семьи.
Критерий 3. Социально-психологическое благополучие семьи
Психологический климат в семье благоприятный, члены семьи поддерживают друг друга, имеют навыки решения проблем и преодоления стресса; способны предугадывать ситуацию и намечать возможные варианты действий, знают о собственных недостатках и ищут способы компенсировать их
Нарушение взаимоотношений в семье, пренебрежение нуждами ребенка, безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе (например, оставляет ребенка под присмотром друга-алкоголика), ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем, семья признает наличие проблем, но не знает, как с ними справитьсяНеблагоприятный психологический климат в семье, нарушение межличностных отношений, девиантное поведение членов семьи, бродяжничество, конфликтные отношения в семье, нарушение детско-родительских отношений, личностная дезадаптация членов семьи, жестокое обращение в семье, члены семьи неспособны определить возможные варианты действий при решении проблем, не в состоянии справиться со стрессом, не признают наличие у себя слабых сторонКритерий 4. Социально-педагогическое благополучие семьи
Применение мер воспитания носит систематический и предсказуемый характер. Соответствие принимаемых мер поступку ребенка, его возрасту и обстоятельствам. Случаи, когда меры воздействия применяются под влиянием эмоционального состояния родителя, достаточно редки
Меры воздействия на ребенка не носят достаточно систематического характера. Родители не осознают важность систематичности в воспитании ребенка. Применение мер воспитания иногда происходит под влиянием эмоционального состояния родителя, в некоторых случаях их выбор не соответствует возрасту ребенка и обстоятельствам совершения поступка, неорганизованный досуг несовершеннолетних, недостаточная педагогическая компетентность родителей, низкая мотивация к учебе Несформированность нравственных норм и ценностей у членов семьи, отсутствие ведущих интересов, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних, неорганизованный досуг несовершеннолетних, низкая педагогическая компетентность родителей или ее отсутствие, пропуски занятий, нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями, родители не интересуются развитием, успеваемостью ребенка
Критерий 5. Социально-трудовое благополучие семьи
Члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход семьи адекватен и покрывает нужды семьи, семья обеспечена всем необходимым Не все члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода (работа, частное, семейное дело). Доход нерегулярен, имеются посильные финансовые затруднения Отсутствие социально одобряемого источника дохода (работа, частное, семейное дело). Отсутствие дохода, либо доход не покрывает потребностей семьи. Семья не обеспечена предметами первой необходимости
Критерий 6. Социально-правовое благополучие семьи
Совершение правонарушения несовершеннолетним носит случайный характер, в семье отсутствует отрицательное влияние на ребенка Совершение правонарушения носит случайный характер, вместе с тем в семье есть негативный пример со стороны взрослых
Отрицательное влияние на несовершеннолетних, асоциальное окружение, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия отсутствие документов у членов семьи
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный перечень мероприятий (услуг) органов и учреждений образования, направленных на решение проблем несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении/состоящего на внутришкольном учете, и его семьи
Субъект реабилитации Возможные проблемы несовершеннолетнего и его семьи Задачи, выполнение которых способствует решению проблем несовершеннолетнего и его семьи Перечень мероприятий (услуг) органов и учреждений системы профилактики, общественности, направленных на решение проблем несовершеннолетнего и его семьи Субъекты системы профилактики, ответственные за реализацию мероприятия Содержание деятельности несовершеннолетнего и его семьи, изменений в их поведении
Социально-медицинское направление
Несовершеннолетний Вредные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение). Актуализация потребности в здоровом образе жизни.
Профилактика вредных привычек.
Избавление от вредных привычек. Вовлечение в смыслосодержащий досуг.
Содействие в медицинском обследовании и консультировании. Индивидуальные консультации «Как отказаться от предложения закурить», «10 причин не употреблять наркотики», «Ягуар – напиток-убийца», «8 способов сказать: нет», «Мифы и реальность».
Групповые и индивидуальные занятия «Я выбираю…», «Несколько граммов «для храбрости», «Быть уверенным – это здорово!». Беседы с ближайшим окружением по формированию мотивации к решению проблемы зависимости, профилактике вредных привычек. Просмотр видеофильмов, организация массовых оздоровительных мероприятий. Консультирование по принципу «равный равному».
Работа школьного наркопоста.
Заседание клуба «Здоровый выбор».
Реализация Программ «Полезные привычки», «Твой выбор», «Полезные навыки».
Интернет-урок «Имею право знать!». Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора, учителя-предметники (н-р, биологии, химии, физической культуры). Во взаимодействии с учреждениями здравоохранения. Пассивное (активное) участие в мероприятиях. Прошел (не прошел) медицинское обследование, лечится добровольно (не лечится). Пассивная (активная) реакция на консультирование «равный равному». Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения, подтверждение их поступками (прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет).
Несовершеннолетний вовлечен в объединения дополнительного образования, родители приходят на мероприятия поддержать ребенка.
Безответственное отношение к здоровью. Привлечение несовершеннолетних к организованному смыслосодержащему досугу.
Оздоровление и укрепление физического здоровья. Проведение семинаров, бесед, классных часов, просмотров видеофильмов по организации здорового образа жизни. Вовлечение в различные спортивно-массовые, досуговые мероприятия.
Содействие в организации комплексного медицинского обследования.
Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора, учителя-предметники (н-р, биологии, химии, физической культуры).Пассивное (активное) участие в семинарах, беседах, классных часах, просмотрах видеофильмов, спортивно-массовых досуговых мероприятиях. Снято (не снято) эмоциональное и физическое напряжение подростка.
Прошел (не прошел) комплексное медицинское обследование.
Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу оздоровления и укрепления физического здоровья, подтверждения их поступками (посещение спортивных секций, прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет).
Безответственное отношение к отцовству и материнству. Подготовка детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническое и половое просвещение, профилактика венерических заболеваний и СПИДа Реализация программ, направленных на сознательное ответственное материнство и отцовство, половое просвещение (например, «Девочка. Девушка. Женщина» и др.). Проведение лекториев, классных часов по организации здорового образа жизни, просмотр видеофильмов.
Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора, учителя-предметники (н-р, биологии, физической культуры). Во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социального обслуживания населения).Пассивное (активное) участие в программах, лекториях, классных часах, просмотрах видеофильмов по данным вопросам. Высказывания, суждения несовершеннолетнего по поводу отношения к вопросам материнства, отцовства.
Нарушение состояния здоровья несовершеннолетнего, в том числе наличие социально значимых заболеваний.
Содействие направлению ребенка на обследование и консультации специалистов Лектории по здоровому образу жизни: профилактике табакокурения, алкогольной зависимости, употребления наркотиков, заболеваний, передающихся половым путем, вирусных паразитарных инфекций, соблюдения санитарно-гигиенических норм Классный руководитель, медицинский работник, заместитель директора (во взаимодействии с учреждениями здравоохранения). Пассивное (активное) участие несовершеннолетнего в лекториях. Мотивация на здоровый образ жизни, прекращение употребления ребенком алкоголя и курения, снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет, улучшение самочувствия ребенка, полноценная адаптация к нагрузкам (физическим, умственным), активный образ жизни.
Семья Алкоголизм родителей, употребление наркотических веществ. Привитие навыков ведения здорового образа жизни.
Содействие в медицинском обследовании и лечении.
Индивидуальные беседы, беседы с ближайшим окружением по формированию мотивации к решению проблемы зависимости.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи (вовлечение в реабилитационные группы, объединения, мероприятия).
Содействие в организации медицинского обследования несовершеннолетнего.
Памятка «Как уберечь ребёнка от наркотиков».
Родительский урок «Влияние психоактивных веществ на растущий организм».
Интернет-урок «Имею право знать!».
Использование медиативных технологий (семейные конференции). Орган управления образованием, директор, заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог классный руководитель, медицинский работник (во взаимодействии с учреждениями здравоохранения). Пассивное (активное) участие в беседах, массовых оздоровительных мероприятиях.
Снижение уровня употребления алкогольных напитков и сигарет. Прекращение употребления алкоголя и курения.
Родители направлены (посетили) врача-нарколога, проходят лечение.
Несовершеннолетний вовлечен в объединения дополнительного образования, родители поддерживают ребенка на мероприятиях
Нарушение здоровья, безответственное отношение к здоровью, в том числе несовершеннолетнего. Санитарно-просветительская работа.
Содействие в прохождении лечения в стационаре или амбулаторно.
Участие в родительских клубах с проведением мероприятий, лекториев, направленных на привитие здорового образа жизни (планирование семьи, гигиена питания, жилища, профилактика вредных привычек и др.).
Классный руководитель, медицинский работник, заместитель директора (во взаимодействии с учреждениями здравоохранения). Активное (пассивное) участие в родительских клубах, лекториях по данному вопросу.
Участие в жизни ребенка, исполнение рекомендаций врачей-педиатров и иных детских специалистов.
Здоровый образ жизни.
Социально-психологическое направление
Несовершеннолетний Несформированность образа «Я», низкие самооценка и социометрический статус, неразвитые коммуникативные умения. Определение личностного профиля, установление акцентуированных черт.
Поиск внешних и внутренних ресурсов ребенка и семьи.
Развитие личностной, мотивационно-потребностной, эмоциональной и поведенческой сферы несовершеннолетнего. Формирование коммуникативных умений, навыков саморегуляции. Комплексное психодиагностическое обследование.
Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга.
Консультирование. Коррекционные занятия на самопознание и саморегуляцию. Тренинг общения.
Вовлечение в культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную деятельность. Педагог-психолог, классный руководитель, заместитель директора, педагоги дополнительного образования. Добровольное участие в процедуре диагностики.
Регулярное посещение групповых и индивидуальных занятий; проявление навыков взаимодействия с другими участниками группы. Несовершеннолетний легко дифференцирует свое эмоциональное и физиологическое состояние.
Сформирована иерархия мотивов. Несовершеннолетний инициирует обращение за психологической помощью.
Конгруэнтность в действиях, поступках и высказываниях ребенка. Изменение социометрического статуса. Вовлечение в группу сверстников по интересам.
Демонстрация навыков ассертивного поведения, адекватная самооценка.
Девиантное/ делинквентное поведение. Выяснение причин и мотивов противоправного поведения подростка.
Использование ресурсов семьи и референтных лиц в профилактической работе с подростком.
Предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетнего.
Развитие навыков саморегуляции и релаксации.
Освоение способов позитивного моделирования перспектив и будущего. Формирование рефлексии, коммуникативных умений, организационной культуры деятельности (анализ, планирование, контроль, коррекция). Формирование референтной группы с позитивной Я-концепцией. Диагностический срез: акцентуированные черты в характере подростка, заполнение оценки рисков и потребностей, уровень субъективного контроля.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Коррекционные занятия с несовершеннолетним по развитию адаптационных возможностей организма.
Использование медитативных техник и ресурсов сенсорного кабинета при обучении подростка способам релаксации.
Группы личностного роста, социально-психологический тренинг. Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения). Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Применение несовершеннолетним сначала в игровых, а потом и практических целях конструктивных способов разрешения возникающих проблем.
Познание подростком особенностей и ресурсов своего организма и их использование при действиях внешнего раздражителя. Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов по моделированию будущей жизни, профессиональных перспектив.
Ликвидация имеющихся задолженностей по учебным предметам. Разработка личностного профиля, профессиограммы.
Отсутствие повторных правонарушений.
Снятие с профилактического учета.
Нарушение поведения возбудимого круга (раздражительность, возбудимость, агрессивность). Выяснение причин аффективных реакций подростка.
Развитие пластичности и гибкости мышления при построении социальных контактов. Развитие толерантного восприятия недостатков и личностных особенностей оппонентов по взаимодействию. Диагностика эмоциональной сферы подростка (Люшер, Басса-Дарки и т.д.).
Проведение комплексного медико-психологоческого обследования и лечебных мероприятий (по показаниям).
Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций. Педагог-психолог (во взаимодействии учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения). Искренние ответы несовершеннолетнего при диагностическом обследовании.
Снижение раздражительности, возбудимости. Проявление толерантности. Использование в повседневной деятельности навыков саморегуляции, посредством диафрагмально-релаксационого типа дыхания; снятия мышечного расслабления, через напряжение (по Джекобсону), повышения периферической температуры тела.
Сохранение состояния психологического комфорта при проигрывании конфликтных ситуаций, в условиях групповых занятий. Умение устанавливать, поддерживать и развивать разновозрастные коммуникации на уровне: сверстник, взрослый.
Произвольность поведения, адекватная самооценка, позитивная Я-концепция, рефлексивность деятельности.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье. Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование социально-психологических компетенций, навыков конструктивного разрешения конфликтов. Диагностика внутрисемейных отношений, психологических особенностей каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения, референтных лиц в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.). Индивидуальные и групповые психологические занятия с использованием методов арттерапии, гештальтпсихологии, психодрамы, ролевых и деловых игр направленных на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, формирование коммуникативных и поведенческих умений, социально-психологических компетенций у всех членов семьи.
Формирование (возрождение) внутрисемейных ритуалов и традиций. Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, здравоохранения), классный руководитель, заместитель директора. Добровольная вовлеченность членов семьи в диагностическую деятельность.
Гармонизация внутрисемейных отношений. Снижение конфликтности. Проявление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Использование конструктивных моделей семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие членов семьи в мероприятиях социо-культурной направленности, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Сформированность позитивной родительской компетентности, внутрисемейных ритуалов и традиций.
Снятие с профилактического учета
Суицидальное поведение несовершеннолетнего.
Выявление скрытых и явных причин, способствовавших суицидальному поведению подростка.
Выявление проблем семейного воспитания.
Профилактика повторных суицидальных действий.
Мобилизация родительского потенциала.
Улучшение семейных взаимоотношений.
Содействие в оказании медицинской помощи (стационарно или амбулаторно).
Определение положительного ресурса в среде сверстников (в школе, во дворе и др.), определение референтной группы. Реализация программы по формированию жизнестойкости.
Диагностика внутрисемейных взаимоотношений, суицидальных рисков, уровня жизнестойкости.
Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.
Вовлечение несовершеннолетнего в групповую досуговую деятельность.
Реализация основных и дополнительных профилактических программ, разработанных с учетом возраста несовершеннолетних: «Здоровье», «Твой выбор», «Не допустить беды», «Все цвета, кроме черного», «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», «Все, что тебя касается» и др.
Индивидуальные (групповые) психологические консультации по проблемам психоэмоционального и социального развития подростков.
Реализация индивидуальной и групповой психологической коррекции.
Информирование о детском телефоне доверия. Орган управления образованием, директор, заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель. Проявление доверия к действиям специалиста, участие в процедуре тестирования.
Открытость для получения психологической поддержки, заинтересованность в индивидуальном консультировании.
Участие в социальных проектах, мероприятиях по организации смыслосодержащего досуга.
Изменение эмоционального фона жизнедеятельности (устойчивый, положительный, активный).
Сформированность устойчивой референтной группы, мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических компетенций, чувства психологической безопасности и комфорта. Построение позитивного личностного профиля, профессиограммы. Создание портфолио достижений и добрых дел.
Отсутствие попыток повторных суицидов в дальнейшем.
Активность ближайшего окружения в решении проблем подростка и его семьи
Неготовность к профессиональному и личностному самоопределению. Формирование готовности к профессиональному самоопределению. Психологическая поддержка несовершеннолетних. Социальная адаптация несовершеннолетних на рынке труда.
Расширение познавательных интересов, коммуникаций, возможностей самореализации. Диагностика склонностей и профессиональной направленности личности.
Профессиональная ориентация в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Заместитель директора, педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог (во взаимодействии со службой занятости населения). Несовершеннолетний определился с выбором профессии.
Семья Изолированность семьи в сфере внешних контактов. Установление ближайшего окружения семьи (близких родственников, соседей, друзей).
Стимулирование членов семьи к налаживанию коммуникативных связей.
Постепенное включение семьи в систему социальных контактов. Составление карты социальных связей.
Индивидуальное психологическое консультирование.
Организация родительских клубов общения.
Проведение психологом семейных встреч. Педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения). Откровенность при заполнении карты социальных связей, отражение эмоциональных связей, в том числе и их отсутствие.
Совместное посещение и участие членов семьи в досуговых мероприятиях и родительских клубах.
Постепенное включение внешних ресурсов в повседневную жизнь семьи.
Использование семьей конструктивных способов взаимодействия с ближайшим окружением.
Напряженные (конфликтные) отношения в семье. Восстановление личного статуса.
Улучшение психологического климата в семье.
Снятие эмоциональной напряженности членов семьи.
Формирование навыков конструктивного разрешения конфликтов. Комплексная психологическая диагностика каждого члена семьи.
Индивидуальное и семейное консультирование.
Привлечение узких специалистов (психотерапевт, невролог и др.).
Привлечение ближайшего окружения в активную поддержку родителей (тренинги антиагрессивности, беседы, клубы общения, досуговые мероприятия и др.). Педагог-психолог, классный руководитель (во взаимодействии с органами и учреждениями социального обслуживания населения). Участие каждого члена семьи в процедуре тестирования.
Укрепление семейных ценностей у подростка и членов его семьи.
Качественное изменение стиля семейного воспитания и общения между членами семьи.
Совместное участие в мероприятиях, проявление интереса к успехам ребенка.
Активность и заинтересованность родителей в улучшении взаимоотношений в семье.
Проявление позитивной родительской компетентности.
Снятие с профилактического учета.
Социально-педагогическое направление
Несовершеннолетний Отчуждение от школы (пропуски, низкая успеваемость и познавательная мотивация). Равнодушное отношение к учебе, неумение планировать учебную деятельность. Восстановление утраченных связей с образовательным учреждением.
Повышение учебной мотивации.
Проведение социально-педагогической диагностики.
Помощь в освоении школьной программы, развитие познавательной активности.
Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.
Привлечение несовершеннолетних в посещение низкопорогового клуба.
Использование технологии социального проектирования.
Вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.).
Проведение бесед, презентаций по ознакомлению с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Изучение одаренности несовершеннолетнего.
Социально-педагогический патронаж. Орган управления образованием, директор, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования (во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения). Добровольное участие в процедуре диагностики.
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Несовершеннолетний принимает помощь в освоении школьной программы, развития познавательной активности.
Несовершеннолетний посещает низкопороговый клуб.
Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов различной направленности (каких конкретно) совместно с образовательной организацией, в том числе в рамках определенных учебных предметов.
Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования детей (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его успехи).
Активно (пассивно) участвует в беседах презентациях по ознакомлению с Федеральным законом. Высказывания, суждения несовершеннолетнего по данному вопросу.
Несовершеннолетний разработал (не хочет разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения одаренности) (в чем одарен) и его достижения в этой области. Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины.
Несовершеннолетний заинтересовался изучением конкретных предметов.
Включение в социальную значимую деятельность на основе интересов и склонностей. Самоанализ включенности, интереса и эмоционального благополучия на уроках.
Анкетирование «Степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе».
Профориентация.
Индивидуальная беседа «Мир моих увлечений». Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Несовершеннолетний вовлечен в образовательную деятельность, посещает учреждения дополнительного образования, профессиональные организации, учреждения культуры, спорта. Привлекается к участию в мероприятиях в качестве организатора, помощника, судьи, эксперта.
Психолого-педагогическая помощь в развитии и формировании интеллектуальных способностей и мотивации личности. Психолого-педагогическая коррекция познавательной мотивации.
Планирование работы по устранению пробелов в знаниях с учителями-предметниками.
Мини-опрос «Я учусь, потому что…».
Час общения «Доволен ли я результатами своей учебы за четверть, учебный год».
Беседа «Кто или что мне мешает хорошо учиться».
Контроль за посещаемостью и успеваемостью (явка на учебные занятия на начало учебной четверти).
Посещение уроков: наблюдение за работой, контроль за наличием учебных принадлежностей, за выполнением домашнего задания. Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники. Несовершеннолетний посещает дополнительные занятия по предметам, не пропускает без уважительной причины учебные занятия, не опаздывает. Имеет на всех уроках учебные принадлежности. Выполняет домашнее задание.
Несовершеннолетний инициирует проведение консультаций, дополнительных занятий с учителями-предметниками.
Отсутствие ведущих интересов, неразвитость ведущей деятельности. Формирование активной деятельности самого несовершеннолетнего.
Развитие познавательных навыков несовершеннолетнего. Изучение интересов и склонностей несовершеннолетних.
Использование социального проектирования.
Организация позитивного смыслосодержащего досуга (в первую очередь, вовлечение в мероприятия военно-спортивной направленности, продуктивную деятельность). Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации совместных с образовательной организацией проектов (каких конкретно) различной направленности (в том числе в рамках определенных учебных предметов). Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования детей (какие конкретно посещает объединения, его успехи). Несовершеннолетний разработал (не желает разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения интересов, склонностей) и его достижения в этой области (что изготовил, где принимал участие).
Отчисление и не обучение в каком бы то ни было образовательном учреждении. Обеспечение права на получение несовершеннолетними основного общего образования.
Проведение социально-педагогической диагностики.
Помощь в выборе и устройстве несовершеннолетнего в образовательное учреждение.
Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.
Контроль посещения образовательного учреждения (в т.ч. профессиональной образовательной организации), контроль за успеваемостью ребенка.
Социальное проектирование.
Вовлечение несовершеннолетнего в систему дополнительного образования (секции, кружки и др.).
Изучение одаренности несовершеннолетнего.
Социально-педагогический патронаж.
Содействие посещению несовершеннолетними низкопорогового клуба. Орган управления образованием, директор, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения). Добровольное участие в процедуре диагностики.
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Несовершеннолетний выбрал и обучается в образовательном учреждении (каком).
Несовершеннолетний посещает низкопороговый клуб.
Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно) (хорошо бы совместно с образовательной организацией) различной направленности (в том числе в рамках определенных учебных предметов). Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его успехи). Несовершеннолетний (и его родители) разработали (не хотят разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения одаренности) (в чем одарен) и его достижения в этой области.
Нарушение взаимоотношений в коллективе (классе), отсутствие позитивной референтной группы и группы принадлежности. Сплочение классного коллектива, создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, предупреждение конфликтных ситуаций.
Вовлечение несовершеннолетнего в процесс социального проектирования. Организация позитивного смыслосодержащего досуга.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Использование медиативных технологий, социального проектирования.
Наблюдение за взаимоотношениями в коллективе.
Наблюдение за внешним видом ребенка.
Индивидуальные консультации «Если ты поставлен на учет», «Как наладить отношения со сверстниками». Классный руководитель, заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог.
Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов (каких конкретно, каков результат) различной направленности (в том числе в рамках определенных школьных предметов). Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования детей (какие конкретно посещает объединения, его успехи). Несовершеннолетний разработал (не желает разрабатывать) портфолио, где отмечены его интересы (по результатам изучения) и достижения в этой области.
Несформированность духовно-нравственных норм и ценностей, отсутствие культурных потребностей, социальных инициатив. Содействие в формировании нравственных норм и ценностей. Организация смыслосодержащего досуга (посещение секций, кружков, в том по этнопедагогике).
Использование современных социальных технологий, форм, методов (социальное проектирование, этнопедагогика).
Цикл классных часов (часов общения) нравственной тематики.
Включение подростков с нарушениями норм поведения в совместную деятельность с волонтерами, активистами, представителями школьного самоуправления, предоставляя возможность проявить себя с положительной стороны, увидеть альтернативные способы самовыражения.
Содействие учреждениям культуры в посещении несовершеннолетними и их семьями мероприятий, привлечение несовершеннолетних к занятиям в клубных формированиях учреждений культуры, привлечение к участию в социально значимых акциях учреждений культуры. Заместитель директора, классный руководитель, старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования (во взаимодействии с органами и учреждениями культуры, социального обслуживания населения). Несовершеннолетний вовлечен в систему дополнительного образования (посещает секции, кружки, в том числе по этнопедагогике) (какие конкретно), участвует в выставках, массовых мероприятиях (каких, в роли кого).
Несовершеннолетний участвует в разработке и реализации проектов различной направленности (каких конкретно).
Активно (пассивно) участвует в прослушивании цикла классных часов.
Несовершеннолетний активно включается в совместную деятельность с волонтерами, активистами, представителями школьного самоуправления.
Пассивное (активное) участие несовершеннолетних и их семей в культурных мероприятиях, активное развитие творческих способностей, приобщение несовершеннолетних к ценностям отечественной и мировой культуры, воспитание культурного поведения в социальной среде.
Включенность в асоциальные группировки.
Агрессивное поведение по отношению к людям другой расы и иной социальной группы. Укрепление внутрисемейных связей.
Повышение педагогической компетентности родителей.
Повышение правовой грамотности.
Пропаганда экстремизма, толерантного отношения к людям иной социальной группы и расы. Диагностика круга общения.
Анкетирование, тестирование «Я и моя семья».
Опросник для детей «Наедине с собой».
Групповые и индивидуальные занятия «Главные события моей жизни», «Организация моего свободного времени», «Отчего бывает одиноко? Учись общаться».
Классные часы, видеоуроки, индивидуальные беседу на тему «Многонациональность – сила нашего государства», реализация проекта «Этностиль». Орган управления образованием, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, органами внутренних дел, органами по делам молодежи). Несовершеннолетний вовлечен в организованную внеурочную занятость, участвует в правовом просвещении младших школьников, исполняет обязанности шефа в младших классах.
С помощью родителей составляет генеалогическое древо, знакомится с историей фамилии, рода, малой родины, страны. Знакомится с биографиями знаменитых, выдающихся, уважаемых людей, принадлежащих к разным этническим группам.
Нарушение взаимоотношений в семье. Гармонизация детско-родительских отношений. Социально-педагогическая диагностика детско-родительских отношений.
Социально-педагогическое консультирование.
Отслеживание динамики семейных отношений (социально-педагогический патронаж).
Участие в детско-родительских клубах.
Использование технологий: «Активная поддержка родительства», «Интенсивная семейная терапия на дому», «Сеть социальных контактов» (организация семейных встреч).
Использование элементов восстановительной медиации. Заместитель директора, классный руководитель, старший вожатый, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями культуры, социального обслуживания населения). Добровольное участие в процедуре диагностики.
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностики.
Несовершеннолетний участвует в работе детско-родительских клубов.
Семейные встречи помогли членам семьи понять друг друга и организовать разработку и реализацию плана по выполнению обязательств.
Встречи в рамках восстановительной медиации помогли членам семьи урегулировать конфликтные ситуации и гармонизировать детско-родительские отношения.
Семья Низкий уровень психолого-педагогической культуры.
Повышение уровня психолого-педагогической культуры.
Социально-педагогическая диагностика.
Организация участия родителей в массовых мероприятиях.
Организация детско-родительских клубов.
Организация школы родительского мастерства, ответственного родительства.
Индивидуальные консультации.
Педагогическое просвещение, направленное на повышение уровня психолого-педагогической грамотности.
Социально-педагогический патронаж. Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения). Родители (законные представители) добровольно участвуют в процедуре диагностики. Личная заинтересованность родителей в процедуре диагностики.
Родители (законные представители) активно (не активно) принимают участие в детско-родительских клубах, консультациях, в организации совместного смыслосодержащего досуга.
Нарушение взаимоотношений в семье Гармонизация детско-родительских отношений. Социально-педагогическая диагностика детско-родительских отношений.
Социально-педагогическое консультирование.
Отслеживание динамики семейных отношений (социально-педагогический патронаж).
Организация детско-родительских клубов.
Организация школы родительского мастерства, ответственного родительства.
Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»
Беседа «Как наладить отношения с ребенком, с родителями». Анкетирование «Социальные связи подростка».
Игра-опросник «Письмо-обращение к родителям, которое никогда не дойдет до адресата» (анонимно, с рассмотрением результатов на родительском собрании).
Дискуссии «Роль родительских ожиданий. Как наши страхи становятся страхами детей», «Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям», «Нравственные основы родительства», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей».
Библиотерапия (обсуждение специально подобранных по единой теме книг).
Использование технологий восстановительной медиации. Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения). Родители (законные представители) добровольно участвуют в процедуре диагностики. Личная заинтересованность родителей в процедуре диагностики.
Семейные встречи помогли супругам понять друг друга и организовать разработку и реализацию плана по выполнению обязательств.
Встречи в рамках восстановительной медиации помогли супругам урегулировать конфликтные ситуации и гармонизировать детско-родительские отношения.
Отчуждение от школы несовершеннолетнего (пропуски, низкая успеваемость и познавательная мотивация). Психолого-педагогические консультации для родителей по вопросам обучения ребенка. Вовлечение родителей в образовательный процесс ребенка.
Психолого-педагогическое консультирование («Как организовать каникулы ребенка/свободное время ребенка», «Где и какую помощь может получить семья»).
Карта самонаблюдения и самоконтроля.
Педагогический треугольник, психологические гостиные.
Социально-педагогический патронаж. Орган управления образованием, директор, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, учителя-предметники (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения). Активное (не активное) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс несовершеннолетнего.
Активное (не активное) участие в консультациях, беседах, психологических гостиных.
Социально-трудовое направление
Несовершеннолетний Не информированность несовершеннолетних о возможностях выбора профессии.
Неорганизованный досуг. Профориентационная работа, помощь в трудоустройстве или организации самозанятости. Организация работы по профессиональной ориентации несовершеннолетних (экскурсии в профессиональные училища, государственные колледжи).
Содействие и организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (как в период летних каникул, так и в течение года). Орган управления образованием, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии со службой занятости населения). Несовершеннолетний трудоустроен во время учебного года и/или в каникулярное время.
Несовершеннолетний отказался от трудоустройства/прекратил работу до окончания срока договора.
Несовершеннолетний направлен на профессиональное обучение.
Несовершеннолетний активно участвует в работе мастерских для получения профессиональных навыков.
Социально-правовое направление
Несовершеннолетний Правонарушения, общественно опасные деяния, преступления. Предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.
Правовое просвещение (в т.ч. информирование об ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях за совершение преступлений и правонарушений).
Организация конструктивного досуга для подростка. Комплекс мероприятий правовой направленности (указать конкретно в данном периоде).
Индивидуальные правовые уроки «Мое и чужое. В чем разница», «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Ответственность несовершеннолетних за побои и оскорбления», «Административная ответственность несовершеннолетних», «Шалость или хулиганство», «Незнание закона не освобождает от ответственности», «Это полезно знать не только мальчикам».
Групповые и индивидуальные занятия «Для чего мне нужны деньги?», «Как быть: учимся разрешать конфликты», «Учитесь властвовать собой».
Вовлечение подростков в проведение профилактических мероприятий (лектории, информминутки, особенно для школьников младшего возраста). Орган управления образованием, директор, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с органами внутренних дел, учреждениями социального обслуживания населения, органами по делам молодежи). Несовершеннолетний внимательно (не внимательно) выслушал предоставленную информацию, прислушивается (не прислушиваются) к рекомендациям.
Несовершеннолетний заинтересовался (не заинтересовался) предоставленной информацией, задавал (не задавал) уточняющие вопросы.
Во время беседы несовершеннолетний слушал (не слушал) специалиста. Он был открыт (закрыт) к контактам со специалистами.
Несовершеннолетний участвует активно (пассивно) в разработке и реализации проектов, в конкурсах, грантах.
Несовершеннолетний демонстрирует положительную установку на ведение законопослушного образа жизни.
Отсутствие правонарушений со стороны несовершеннолетнего.
Бродяжничество, нарушение временного режима пребывания на улице и в общественных местах. Правовое просвещение несовершеннолетних.
Организация временной занятости. Социально-педагогическая диагностика причин бродяжничества.
Организация позитивного смыслосодержащего досуга, в том числе с вовлечением в систему дополнительного образования.
Использование технологии социального проектирования.
Индивидуальные беседы с несовершеннолетним, его ближайшим окружением о соблюдении закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».
Обмен мнениями «Почему подростки нарушают Закон АК № 99?» Орган управления образованием, директор, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, органами внутренних дел). Добровольное участие в процедуре диагностики.
Личная заинтересованность несовершеннолетнего в процедуре диагностик.
Несовершеннолетний вовлечен в организацию смыслосодержащего досуга, систему дополнительного образования (посещает секции, кружки) (какие конкретно, его достижения).
Несовершеннолетний вовлечен и активно участвует реализации проектов различной направленности (каких конкретно, каков результат) (в том числе в рамках правового просвещения).
Несовершеннолетний активно (пассивно) участвует в беседах по соблюдению закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края». Высказывания, суждения несовершеннолетнего по данному вопросу.
Виктимное поведение несовершеннолетних. Предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних.
Формирование безопасного поведения детей. Памятки, правовые уроки «Если ты попал в трудную ситуацию», «НЕ» для твоей безопасности», «Осторожно: вымогательство», «Виды насилия и как они проявляются», «Как избежать негативного давления сверстников», «Скажи «нет» насилию», «Как не стать жертвой преступления».Орган управления образованием, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с органами внутренних дел, по делам молодежи, учреждениями социального обслуживания населения). Несовершеннолетний участвует в обсуждении ситуаций, влекущих виктимное поведение, в изготовлении памяток, информации для правового уголка
Семья Правонарушения, общественно опасные деяния, преступления несовершеннолетнего, в отношении него. Предупреждение преступлений и правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних. Консультации (например, «Если ваш ребенок поставлен на учет» и др.).
Родительские уроки (например, «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних детей за правонарушения и преступления» и др.). Заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, органами внутренних дел). Пассивное (активное) участие в родительских уроках, консультациях.
Уклонение родителей от обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Изучение ЖБУ.
Общественный контроль за родителями, уклоняющимися от своих родительских обязанностей.
Посещение квартиры (контрольные – 1 раз в квартал), оформление акта обследования ЖБУ.
Беседы с лицами, осведомленными о положении дел в семье.
Памятка «Ответственность родителей за содержание, воспитание, обучение несовершеннолетних детей».
Заседание школьного Совета профилактики правонарушений. Директор, заместитель директора классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, (во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания населения, органами внутренних дел). Родители (законные представители) заслушиваются на Совете профилактики о выполнении обязанностей, исполняют рекомендации Совета.
Знакомятся с ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего.
Бродяжничество, нарушение временного режима пребывания несовершеннолетних на улице и в общественных местах. Информирование родителей о требованиях законодательства.
Формирование позитивного восприятия родителями требований законодательства.
Разъяснение родителям (законным представителям), его ближайшему окружению о соблюдении закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края».
Индивидуальные беседы «Бродяжничество, его причины и последствия», «Как организовать каникулы ребёнка с СДВГ», «Родительский контроль: за и против».
Контроль за занятостью детей во время каникул. Орган управления образованием, заместитель директора, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог (во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, органами внутренних дел). Активное (пассивное) участие в получении информации о соблюдении закона Алтайского края от 07.12.2009 № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края», беседах. Соблюдение требований законодательства.