Выступление на семинаре Работа с одарёнными детьми


Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Одарённость человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.
Так какой же он- «одаренный ребенок»?
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выделяют следующие виды одарённости:
одарённость в практической деятельности;
одарённость в познавательной деятельности;
одарённость в художественно-эстетической деятельности;
одарённость в коммуникативной деятельности;
одарённость в духовно-ценностной деятельности.
Одарённые дети имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности педагогов и нашей школы. Предлагаем вашему вниманию систему работы с юными талантами по литературному чтению и русскому языку. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, своей целью мы ставим сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов нашей школы стоят такие основные задачи как: комплексное развитие способностей
на уроках, во внеурочной деятельности, создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
На наш взгляд, наиболее эффективными мы считаем следующие формы работы с одарёнными детьми.
Работа по предмету на уроках и во внеурочное время, где организуем такие виды учебной деятельности как : проблемно-развивающее обучение,
проектно-исследовательская деятельность. Для удовлетворения познавательной мотивации применяем игровые и информационно-коммуникативные технологии , проводим кружковые и факультативные занятия, на которых применяем творческие и нестандартные задания, разноуровневые тесты, презентации, тренажёры для   развития способностей младших школьников. Вовлекаем детей в подготовку и участие во внеклассных и общешкольных предметных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Организуем работу по самопознанию, самосовершенствованию и саморазвитию личности школьника, которая заключается в занятиях, беседах, тренингах с психологом, посещение библиотеки, самостоятельное изучение дополнительной литературы и материалов из интернет-ресурсов.
6 слайд.
Как построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы? В нашей школе д работу с одарёнными детьми по предметам литературное чтение и русский язык мы ведём по следующим направлениям:
Круг детского чтения.
По данному направлению осуществляется знакомство с авторами произведений детской литературы, жанрами литературы, видами произведений, обучение детей самостоятельно выбирать произведение для ознакомления. Эффективным является следующий прием «Узнал сам - поделись с другом!»: учащимся предлагается изучение нескольких произведений, одно на выбор. Затем дети погружаются в изучение выбранного произведения, делая по ходу записи и зарисовки в «Дневнике читателя». На следующем занятии детям предлагается разбиться на пары, для обмена информацией о прочитанном произведении. Перед ними ставится задача: заинтересовать оппонента в изучении именно своего произведения путём пересказа содержания только одной из частей, показом рисунков к произведению. Тем самым у детей пробуждается интерес к изучению незнакомых произведений.
Техника чтения.
Овладение читательскими умениями, такими как чтение целыми
словами; правильность чтения , обучение чтению незнакомого текста с
соблюдением норм литературного произношения, отработка техники чтения
– установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему
осознать текст – формируются на данном направлении.
Следующее направление: Эмоциональное и эстетическое переживание
прочитанного. Элементы анализа текста.
На данном направлении осуществляются создание необходимых условий для эмоционального «проживания» текста детьми, обучение определению особенностей авторского употребления слов, выражений, эстетического значения слова и языковой точности в художественном тексте, формирование умения формулировать главную мысль и выражать своё отношение к прочитанному произведению. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Мы используем такие приемы как: «Две шляпы критического мышления», где сталкиваются два противоположных мнения, «Диалог с текстом», который заключается в том, что в процессе чтения дети заполняют схемы, делают пометки на полях, ведут «Дневник читателя».
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
На данном направлении формируются такие качества учащихся как,
умение разъяснять заглавие текста, внимание к оттенкам лексического значения слов. Ведётся обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. А так же работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания, семантизация незнакомых слов, обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста, обучение подбору заголовка к небольшим частям текста, составлению плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.
Литературоведческая пропедевтика. Данное направление позволяет ознакомить детей со следующими литературными понятиями:
стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении, рассказ, герои рассказа, рассказчик и автор, сказка, виды сказок и др., предусмотренных учебной программой.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи-927735-4860925.
На данном направлении организуется работа по развитию речи: обучение ответам на вопросы по содержанию текста, формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов, обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по серии картинок-комиксов; организация работы над грамматически правильным построением устного высказывания. Осуществляется показ способов заучивания стихотворений наизусть, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи.
Формируются умения выполнять такие творческие работы как:
иллюстрации к прочитанному, инсценировка, написание различного вида сочинений и изложений, творческое проектирование совместно с родителями. Далее, в концертной программе мы представим вашему вниманию инсценировку сказки А.С. Пушкина , подготовленную участниками кружка «Лукоморье».
Самым интересным направлением в работе с одарёнными детьми является поисковая и научно–исследовательская деятельность учащихся.
Потребность в исследовательской и поисковой активности позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Поиск и художественная обработка произведений устного народного творчества, обмен информацией и собранными материалами, организация презентаций, конференций, диспутов способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Принимая участие в различных мероприятиях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства- это то, к чему должен стремиться современный педагог.