Консультация для педагогов Развитие ориентировки в двухмерном пространстве у школьников с косоглазием и амблиопией












КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по теме: « Развитие ориентировки в двухмерном пространстве у школьников с косоглазием и амблиопией »















Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системы, воспринимающей 80% всей поступающей информации является зрение. Человеческий глаз – это воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность которого в сочетании с другими видами восприятия ( слуховое, обонятельное, осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания. В процессе изучения явлений окружающего мира человек с помощью зрительного анализатора узнает о форме, величине, цвете, пространственном расположении предметов (объектов), степени их удаленности, определяет их движение и направление движения.
К сожалению, с каждым годом врачами – офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы. Зрительная патология очень разнообразна по степени выраженности и характеру проявления. Любые нарушения зрения сопровождаются снижением базовых зрительных функций ( острота зрения, глазодвигательные функции, цветоразличение, поле зрения) и неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество воспринимаемой информации.
Недостатки зрения становятся причиной нарушения непроизвольного внимания (недостаточный запас знаний и представлений), а снижение произвольного внимания обусловлено проблемами в эмоционально-волевой сфере, что и ведет к расторможенности – низкому объему внимания, хаотичности (т.е. нецеленаправленному переходу от одного вида деятельности к другому) или, наоборот, к заторможенности детей. Такая рассеянность нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Вообще, у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. Большинству слепых и слабовидящих детей трудно удержать внимание на выполняемой деятельности до её завершения, они легко отвлекаются не только на внешний раздражитель, но и на собственные, не относящиеся к уроку мысли. Эта особенность присуща не только непоседливым ученикам, подобную неустойчивость внимания можно наблюдать и у тихих, спокойных, медлительных детей. Такие ученики обычно не выслушивают вопроса, не вникают в содержание предложенного им задания. У многих из этих учеников сужен объём внимания, они не могут распределять его между разными элементами деятельности – слушать и записывать, следить за объяснением и записывать главное и т.д. все эти отклонения мешают ученику успешно использовать в учебной деятельности свои нормальные и иногда высокие интеллектуальные возможности.
При отборе методов учебной и воспитательной работы необходимо иметь чёткое представление об учениках, их интеллектуальных возможностях, сопутствующих заболеваниях, особенностях развития и т.п. Необходимо знать условия (освещение, средства оптической коррекции), при которых может ухудшаться или улучшаться зрение конкретного ученика; знать его диагноз, состояние зрительных функций. В случае каких-либо сомнений педагогу необходимо лично проконсультироваться у врача-офтальмолога и получить рекомендации.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учёте особенностей их психофизического развития, необходимости опоры на их сохранные анализаторы, на возможности дефектного зрения и компенсаторные возможности мышления. Она проявляется в применении специальных форм и методов работы, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения, использовании дидактических материалов, наглядных пособий.
Особое внимание следует обращать на создание санитарно-гигиенических условий, позволяющих дифференцированно подходить к каждому ученику в зависимости от состояния его зрительных функций и зрительной патологии. А так же продуктивная учебная деятельность может осуществляться только при положительном отношении ученика к работе, устойчивости его внимания, хорошей работоспособности, эмоциональной устойчивости. И всё это для каждого ученика очень индивидуально. Поэтому важным принципом обучения детей с нарушением зрения является принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Очень важно учитывать зрительные возможности учащихся. Например, если у ученика частичная атрофия зрительного нерва, он обязательно должен заниматься по системе Брайля, так как при этом заболевании очень быстро развивается зрительное и общее утомление.
А так же в школе много детей с диагнозом миопия. Они часто жалуются на быструю утомляемость глаз, когда им приходится смотреть вдаль (списывать с доски, рассматривать демонстрационный материал). Следовательно, надо педагогу проговаривать все записи на классной доске, а при высокой степени близорукости следить за тем, чтобы для работы на близком расстоянии у ребёнка были очки с менее сильными линзами.
Дети с диагнозом гиперметропия больше устают от работы на близком расстоянии. Особенно это относится к письму и чтению. Работа у классной доски утомляет их глаза меньше, значит, им надо чаще заменять работу в тетради записями на индивидуальной или классной доске. При таком подходе они меньше жалуются на головную боль, возникающую от работы на близком расстоянии.
У больных глаукомой при слабом освещении появляется сильная головная боль и боль в глазах, отмечается резкое затуманивание зрения. Это вызвано тем, что при плохом освещении расширяются зрачки, а это сначала провоцирует повышение внутриглазного давления, а затем - приступ глаукомы.
Надо отметить, что занятия должны проводиться с соблюдением допустимой зрительной нагрузки. Для профилактики зрительного утомления непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15 – 20 минут, а для некоторых учащихся 8 – 10 минут. Небольшие паузы на 2-3 минуты для выполнения упражнений для снятия напряжения глазных мышц позволяют сохранять работоспособность учащихся. В противном случае происходит не только снижение работоспособности, но и ухудшается общее самочувствие, снижается способность к логическому мышлению, что снижает эффективность урока.
Всё вышеизложенное, с одной стороны, вам, педагогам, вроде бы хорошо известно, все мы об этом много слышим и читаем. Но, с другой стороны, зачастую эти знания не достаточно применяются на практике, как бы существуют сами по себе. А ведь знание тифлопедагогических требований необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса.
































15