Доклад на тему «Организация деятельности классного руководителя с учащимися, требующими повышенного внимания»


МБОУ Кочуновская ООШ
Доклад
на тему
«Организация деятельности классного руководителя с учащимися, требующими повышенного внимания»
Подготовила:
социальный педагог
Стрекалова И.С.
с.Кочуново, 2014
Каждый ученик уникален и каждый достоин и требует повышенного внимания, каждому необходимо понимание индивидуального восприятия его классным руководителем, а корни большинства проблем, возникающих у ребенка, нужно искать в семье, где он вырос…
(слайд 2) Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, применяя дифференциальный подход, как при изучении дисциплин, так и в воспитательной работе. К сожалению, такой подход в осуществлении воспитательной работы классного руководителя часто сводится к работе с учащимися, по тем или иным причинам, требующим повышенного внимания педагога.
По мнению психологов, в стране возрастает количество негативных поступков, которые совершаются детьми не только старшего, но и даже младшего возраста. В образовательных учреждениях появляется все больше детей, которые психологи и педагоги называют проблемными («трудными»). Часто возникают ситуации, когда проблемность в поведении проявляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни классный руководитель.
Это своего рода сигнал протеста против ханжества, вранья, агрессивности мира взрослых. Проблемный ребенок появляется и в неблагополучной семье, и в семье суперблагополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений и т.д.
Поведение таких детей вызывает беспокойство у кл.рук-ля, психологов и родителей.
(слайд 3) Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
Делинквентное поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличии от криминального поведения). Это своего рода балансирование на грани закона.
Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребенка, например, учащиеся, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.
(слайд 4) Социально-педагогическая поддержка семьи – совокупность мер, в зависимости от конкретных потребностей различных групп семей, по обеспечению адекватных внутрисемейных отношений на всех этапах жизнедеятельности. Осуществляется она как временная помощь семье по разрешению ее проблем, восстановлению активного функционирования и развитию способности самостоятельно предупреждать и преодолевать трудности. Социально-педагогическая поддержка семьи учащегося осуществляется прежде всего в школе, самом доступном социальном институте государства.
(слайд 5) Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствие в реализации важных жизненных целей, с которым нельзя справиться с помощью привычных средств, ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям,, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществлять адресность социально-педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с семьей.
Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и (или) социально опасном положении, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении в семье,. Классным руководителям необходимо проводить своевременное выявление несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу с детьми на принципах доверительного, не ущемляющего достоинство общения и соблюдая принцип конфеденциальности полученной информации.(слайд 6) Перечислим условия, наличие которых служит причиной для посещения ребенка на дому:
неопрятный внешний вид
ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей, учебников и т.д.
у ребенка проблемы в поведении на уроках, переменах
ребенок систематически опаздывает, получает неудовлетворительные оценки, не выполняет домашние задания, пропускает занятия без уважительной причины
имеются сообщения от родственников или других лиц о ситуации неблагополучия в семье и т.д.
При проведении обследования жилищно-бытовых условий семьи и ребенка классный руководитель беседует с родителями и составляет представление о причинах проблем, возникших у ребенка . Результаты бесед должны быть также отмечены в акте обследования.
(слайд 7, 8) ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов
– отставания в интеллектуальном развитии
– ориентации на другие виды деятельности
– отсутствия познавательных интересов
2. Общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений
– пренебрежительное отношение к делам класса
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах
– пренебрежение к общественной собственности, ее порча
3. Негативные проявления:
– употребление спиртных напитков
– употребление психотропных и токсичных веществ
– тяга к азартным играм
– курение
– нездоровые сексуальные проявления
4. Негативизм в оценке явлений действительности
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость
– драки
– прогулы
– пропуски занятий
– недисциплинированность на уроках
– избиение слабых, младших
– вымогательство
– жестокое обращение с животными
– воровство
– нарушение общественного порядка
– немотивированные поступки
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное– скептическое– негативное– ожесточенноеСамая сложная задача классного руководителя и родителя – найти ключик к пониманию «трудного» ребенка. Тот ключи, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
При разработке стратегии работы с такими детьми классному руководителю и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка может быть вызвано стремлением к доминированию, развитию лидерских качеств, у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения. Таким образом, классному руководителю и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, то есть понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» ребенка.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» учащемуся. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудному» ребенку, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и другие, которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов.
(слайд 9) Конструктивное общение с «трудным» подростком:
«Трудные» дети требуют особого внимания и общения:
«Я узнала, что…», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан»
Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выражение чувств:
«Я огорчена, обеспокоена»
Мнение о последствиях такого поведения:
«Это, на мой взгляд, может привести…»
Выражение желания:
«Я хочу, чтобы ты бросил курить, но решение за тебя принимать не могу».
Вы передаёте ответственность за его поведение ему самому.
Предложение помощи:
«Чем я могу тебе помочь?»
Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни.
«Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому».
Подчеркните важность для Вас по поводу этого разговора.
«Я рада, что мы с тобой поговорили». «Спасибо, что ты меня выслушал». «Мне было очень важно поговорить с тобой на эту тему»
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины.
Умение классного руководителя и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть.
(слайд 10) Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к «трудному» учащемуся.