Работа с понятиями и терминами на уроках обществозания


Работа с понятиями и терминами на уроках обществознания (слайд1)
(доклад подготовил учитель истории и обществознания МБОУ «ПригороднаяСОШ№1» Оренбургского района Гайдук С.С.)
В современных условиях каждый учитель вынужден выстраивать свою работу с прицелом на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Учитывая, что обществознание является самым популярным предметом по выбору, для каждого из нас важно успешно подготовить выпускника к государственной итоговой аттестации. Краеугольным камнем в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию является знания понятий и терминов, и умения оперировать ими. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Поэтому важно уже со среднего звена с 5 класса успешно выстраивать методику преподавания обществознания с прицелом на работу с новыми понятиями.
Значительное число заданий ГИА и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированным научным текстом. (слайд2) Понятие – отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль, или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Так, например, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего. Термин – слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. «Зазубривание» определений понятий и терминов невозможно и не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений.
В 5 – 9 классах, когда происходит процесс накопления понятийного аппарата, широко использую для формирования понятий ассоциативный метод. Этот метод предполагает обучение понятию с представления ученикам различных предметов или явлений, наблюдения над этими предметами или явлениями, выставляя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия. Ученики анализируют выявленные свойства, выделяя из них и систематизируя общие для всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от других объектов. Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение. (слайд3)
Например, на уроке обществознания по теме «Социализация и воспитание» в 8 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «роль». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие роли могут играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Затем учитель формирует определение понятия «социальная роль»: «модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе. (слайд 4)
В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт».
Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт»: «это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов».
С ассоциативным методом сходен индуктивный метод. Отличием является лишь то, что при индуктивном методе рассматриваются не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению. Обучающиеся абстрагируясь, обобщают свойства объектов соответствующим термином - названием понятия, а затем применяют введённый термин к различным объектам, имеющим свойства, выявленные в результате анализа. (слайд 5)
Например, в 10 классе на уроке «Нации и межнациональные отношения» рассматриваются понятия «народ», «этнос», «народность», «нация», «национальность». Основная задача при работе с ними сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие данные понятия.
Для введения этих понятий можно опереться на исторические знания обучающихся о многообразии этнического состава населения в различные исторические эпохи, о путях формирования отдельных этносов, об их взаимодействии с институтом государства. Формой организации работы может стать заполнение таблицы «Виды этнической общности», используя материал учебника. (слайд 6)
Когда у школьников нет начальных представлений и при введении понятия учителю не на что опираться, используется дедуктивный метод. Это метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего. Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание. Ко времени обязательного введения понятия ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. (слайд 7)
Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы. женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).
При подготовке заданий 29, предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Например, 11 классе по теме «Слагаемые успеха в бизнесе» анализируя высказывание А. Моруа: «Бизнес — это сочетание войны и спорта», учащимся важно знать смысл таких понятий как фирма, банки, банковский кредит, налоги, амортизация и т. д. Таким образом, новые понятия должны вводиться в связи с уже известными понятиями. (слайд 8)
Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях. Возможны традиционные методы контроля: опрос по терминам, а можно применить различные способы и приёмы, активизирующие процесс и запоминание, и воспроизводства: 1) «терминологическая змейка» (выучить термины и понятия, и по цепочке всем учащимся повторить); 2) «терминологический диктант» (много разновидностей – закончи предложение, вставь термин, референдум– это…); 3) «дифференцируй» (предложить 10 терминов по теме на любых 5 определений).; 4) «терминологическая разминка» (Синквейны); 5) кроссворды – «творение работы; 6) Задания на проверку умений соотносить видовые понятия с родовыми (в демоверсии ЕГЭ есть такие задания).
Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4)перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия средства массовой информации (№5) и государство (№7);
7) Словесно-логическая игра «Составь предложение»: из приведённых слов составить обществоведческое определение и назвать понятие.
Например, в 9 классе на уроке «Правонарушения и юридическая ответственность» после объяснения учителем признаков правонарушения ученикам можно предложить составить из приведённых слов обществоведческое определение и назвать понятие.
Это, антиобщественное, правонарушение, деяние, виновно, совершённое, противоправное. – Правонарушение – это виновно совершённое антиобщественное противоправное деяние.
Задание можно усложнить включением в его содержание слова, не относящиеся к определению.
8) Объяснить понятие и составить два предложения, содержащие информацию о данном понятии;
9) Терминологический диктант (работа с карточками и т.д.)
Систематическая словарная работа должна пронизывать весь процесс обучения обществознанию. Её цель – формирование умения активно пользоваться обществоведческими терминами и понятиями, употреблять их в своей речи. Приведенные упражнения направлены на развитие критического мышления обучающихся, формированию навыков выделения признаков общественных явлений. Добиться правильного произношения и употребления помогает систематическая запись новых слов на доске и в тетрадях с правильной расстановкой в них ударения.
В результате целенаправленной работы с понятиями и терминами успешнее решаются задачи обучения обществознанию. По мере того, как речь школьников приобретает всё большую содержательность, расширяется возможность пользоваться речью как средством интеллектуальной деятельности. Обучающиеся не испытывают дискомфорта в дискуссиях, приобретают навыки написания эссе на поставленную проблему, работы с научным текстом, что важно при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.