Исследовательская деятельность учащихся (план подготовки для научно-практических конференций)


Исследовательский
метод
обучения
Составитель: учитель математики И.В.Гейда.

Исследовательский метод обучения- это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразной, противоречивой информации. В исторической литературе присутствуют различные подходы к освещению тех или иных событий отечественной и всемирной истории. В школе учителя используют преимущественно информационное изложение материала, организуют репродуктивную деятельность учащихся.
Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:
Расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;
Работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного объёма;
Сформировать научно-исследовательские навыки;
Реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;
Воспитать не знатока-исполнителя, а Творца.
В формировании навыков исследовательской деятельности используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований. Особенностью предлагаемой методики является выбор объекта исследования и процесс его познания. Объект исследования – объект текущего познавательного интереса школьника, который и становится темой его исследования.
Процесс исследования проводится по заранее подготовленной форме.
Последовательность этапов исследования:
Выбор темы исследования.
Ученик, в соответствии со своими познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой.
Процесс исследования.
Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:
найти и записать известные ему сведения об объекте исследования,
найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования. Работа с любым источником информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет консультации с учеными.
найти и записать новые знания.
3.Оформление результатов исследования.
Результаты исследования оформляются либо в виде текстового материала, либо презентации, либо некоего проекта. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.
4. Предварительная защита проектов.
5. Защита результатов исследования.
К концу учебного года ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на ежегодной научно-практической конференции учащихся.
Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и переходит в творческое состояние.
Здесь ученик-исследователь добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное-нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.
Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе,  наличие у них потребности узнавать новое.
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); международные проекты (5-11-е кл.);
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя  научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
1 этап: Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики)  равноправные партнеры.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами.
В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты в рамках предметных недель. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
положительное отношение к ребенку;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
признание права личности быть непохожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику
самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.










13PAGE 15