Статья Разработка рационализаторских предложений студентами Донецкого электрометаллургического техникума


Разработка рационализаторских предложений студентами Донецкого электрометаллургического техникума
За время работы в Донецком электрометаллургическом техникуме, а особенно последние пять лет я большое внимание уделяю роли студенческим конструкторским бюро. Целью моей работы является повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности студентов техникума, участия студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве, в выполнении реальных курсовых и дипломных проектов. В техникуме имеется богатый опыт разработки рационализаторских предложений студентами и подачи их на предприятия, а также использования их в курсовом и дипломном реальном проектировании. Выявление среди студентов способной молодежи, во время преподавания лекций по предметам «Технологическое оборудование», «Машины и агрегаты металлургических предприятий», «Охрана труда», а также развитие студенческой конструкторской деятельности, обеспечивающей отбор в вузы молодежи, проявившей склонность к технике, творчеству и науке. Постоянно работаю с методической литературой, провожу конкурсы и семинары, составляю методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования. Регулярно выступаю с докладами на заседаниях педагогического совета техникума. Поддерживаю тесню связь с преподавателями других техникумов по специальности механического оборудования, технического обслуживания, и технической механике, а также с представителями цехов подготовки к ремонтам Донецкого металлургического завода, где знакомлюсь с последними разработками в области современных технологий проведения ремонтов, новыми монтажными изделиями и способами монтажа.
В процессе преподавания предмета „Машины и агрегаты металлургических предприятий” использую компьютерную технику и мультимедийные средства на различных этапах: в процессе объяснения нового материала, закрепления, выполнения лабораторных и практических работ и при выполнении курсового и дипломного проектирования.
В связи с этим обучаю студентов умению исследовать и анализировать представленный материал.
Большую часть исследовательской работы возлагаю на студентов при прохождении всех видов практики на предприятии, после завершения теоретического обучения.
Студентам предлагается во время практики ознакомиться с агрегатными журналами механического оборудования и агрегатов. По агрегатному журналу студенты выявляют узкие места оборудования, формулируют вопросы и цели исследовательской работы. После этого на совещании СКБ тема (вопрос, цель) утверждается.
Такое проведение курсового и дипломного проектирования также позволяет лучше усвоить изученный материал, улучшает навыки поисковой и исследовательской работы в дальнейшей профессиональной деятельности, а именно особенно если выпускник будет работать в проектной организации.
Графическая часть курсового и дипломного проектов также выполняется студентами с помощью компьютерных программ Компас-3D, AutoCAD.
Большое значение при изучении разных тем предметам уделяю использованию различных наглядных стендов, действующих макетов, что позволяет изучать их условия работы, знакомиться с разнообразными видами ремонтов, их недостатками и предложениями по их устранению. Это и является первыми шагами творческой, исследовательской работы студентов во время изучения теоретического материала.