Методика проведения конференций и семинаров

Методика проведения конференций и семинаров
Клочкова Нина Федоровна учитель физики
МБОУ СОШ №39 городской округ город Воронеж

Конференции и семинары позволяют усвоить и закрепить знания по большим темам курса физики, то есть эти уроки включают в себя несколько уроков по данной теме. Я рассмотрю методику проведения конференций и семинаров на примере проведения семинаров: «Производство и передача электрической энергии», «Ультразвук и инфразвук», «Спектр электромагнитных излучений»; конференции «Типы самостоятельного разряда в газах»
Конференции и семинары позволяют формировать научное мировоззрение учащихся на основе знаний о переменном токе; ультразвуковых и инфразвуковых волнах; электромагнитных волнах; о коронном, дуговом, искровом и тлеющем разряде.
комплексно решать проблемы на основе знаний математики, физики и информатики;
развивать аналитико-синтетическое и образное мышление учащихся, побуждать учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
формировать и развивать ключевые компетенции: информационную, организационную, самоорганизационную, коммуникационную.
Проведение уроков семинаров и конференций требует длительной и кропотливой подготовки. Она начинается за месяц до проведения урока. Даю задания для групповой работы: историков, инженеров-конструкторов, теоретиков-эрудитов, практиков и других. В каждой группе назначаю координатора, который распределяет обязанности учащихся в группе. Каждая группа готовит свою таблицу, где будет представлен материал по заданной теме. Например: «Ультразвук и инфразвук»,
Частота
Источники и приёмники
Свойства
Применение






«Спектр электромагнитных излучений»

·
История открытия
Источники и приемники
Свойства
Применение







Например:
Историк изучал и записывал в свою таблицу историю открытия излучения,
Конструктор изучал источники и приемники различных типов излучений,
Теоретик-эрудит изучал характерные свойстваэлектромагнитных волн,
Практик изучал практическое применение электромагнитных излучений в различных сферах деятельности человека.
Каждый учащийся к уроку чертил несколько таблиц, одна из которых дома заполнялась им.

№п/п
Виды разряда
Условия возникновения
Чем сопровождается
Применение

1
Искровой




2
Дуговой




3
Тлеющий




4
Коронный





И другие.
В начале урока провожу актуализацию знаний, работая парами. Вопросы даю учащимся на уроке для пятиминутного повторения, затем веду опрос. Например:
Вопросы для работы в парах:
Может ли звук распространяться в газах, жидкостях, в твёрдых телах, в вакууме? Приведите примеры.
Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.
Какую волну – продольную или поперечную – представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? В воде?
Приведите пример, показывающий, что звуковая волна распространяется не мгновенно, а с определённой скоростью?
В каком веке и как была измерена скорость звука в воздухе?
Чему равна скорость распространения звука в воздухе при 20 0С?
В результате чего образуется эхо?
Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом полупустом зале?
Приведите примеры проявления звукового резонанса?
Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках?
Каково назначение резонаторов, применяемых в музыкальных инструментах?
От чего зависит громкость звука?
От чего зависит высота звука?
Что является источником голоса человека?
После обсуждения вопросов в парах учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
При работе в паре и в группе формируются такие важные качества и умения школьника, как: желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от совместной деятельности;
умение презентовать себя и свою работу,
умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения результата предложенной цели);
анализировать и оценивать полученный опыт взаимодействия.
развитие эстетического восприятия материала, так как используется в презентации оригинальный дизайн и эффекты анимации;
воспитание культуры восприятия теоретического материала с помощью компьютера и приборов для показа получения и применения ультразвуковых и инфразвуковых волн; электромагнитных волн; переменного тока; искрового, дугового, тлеющего и коронного разрядов.
воспитание чувства гордости за свою Родину, за отечественных ученых, которые работали в области электромагнитных волн, ультразвуковых и инфразвуковых волн; переменного тока; искрового, дугового, тлеющего и коронного разрядов, применили их в жизнедеятельности человека.
воспитание навыков здоровьесбережения.
Следующий этап урока - целеполагание. Вместе с учащимися формулируем обучающие цели урока. Например:
Обучающие цели:
Усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока:
Инфразвуковые и ультразвуковые волны, их применение в жизнедеятельности человека.
Закрепить знания о звуковых волнах.

Следующий этап урока - изучение нового материала.
Прежде всего знакомлю уч-ся с элементами кодификатора по данной теме. Далее я планирую самостоятельную деятельность уч-ся на основе групповой работы. Предварительно определяю несколько групп, которые получили опережающие исследовательские и проектные задания: производство электроэнергии на тепловых электростанциях, на гидроэлектростанциях, исторические исследования, проектное задание об уменьшении потерь тепла при передаче электроэнергии на большие расстояния. Координатор у доски освещает материал, который приготовила группа. А остальные учащиеся при рассказе координатора работают в тетради. заполняя таблицы, которые они заранее приготовили дома, выбирая главное из выступления и занося этот материал в соответствующую графу таблицы
Следующий этап урока - закрепление нового материала. Например:
Вопросы: 1.Расскажите об источниках ультразвуковых волн.
2. Расскажите о свойствах ультразвуковых волн.
3. Расскажите о применении ультразвуковых волн.
4.Расскажите об источниках инфразвуковых волн.
5.Расскажите о свойствах инфразвуковых волн.
6.Расскажите о применении инфразвуковых волн.
7. Сравните свойства инфразвуковых, звуковых и ультразвуковых волн.
8.Расскажите о применении ультразвуковых волн, основанном на проникающем свойстве их.
Следующий этап урока - встраивание новых знаний в два из законов диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные и закона единства и борьбы двух противоположностей на примере свойств инфразвуковых, звуковых и ультразвуковых волн, переменного тока, радиоволн, видимого излучения, рентгеновых лучей, гамма-лучей.
На примере свойств и применения различных волн подтверждаются два закона диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы двух противоположностей.
Например: свойство ультразвука (проникающая способность) используется в медицине (из урока «Ультразвук и инфразвук»),
Из урока «Спектр электромагнитных излучений»;
Вывод 1 Количественные характеристики волн: длина и частота определяют их качество.
Пройдем снова по свойствам волн слева направо. При этом переходе (длина волны уменьшается, а частота увеличивается) нарастают квантовые свойства, а уменьшаются волновые.
Вывод 2. Все излучения объединяют, казалось бы, противоположные свойства: волновые и квантовые.
Здесь четко выражен дуализм в природе, единство и борьба двух противоположностей
(чем короче длина волны, тем четче выражены квантовые свойства).
Учитель: Мы видим на уроке подтверждение двух законов диалектики: закона перехода количественных изменений в качественные на примере свойств НИ, РВ, ИКИ, ВИ, УФИ, РИ, гамма-излучения и закона единства и борьбы двух противоположностей на основе волновых и квантовых свойств света.
Следующий этап урока - сверка таблиц с электронным экраном.
Например: (из урока «Ультразвук и инфразвук»),
Частота
Источники и приемники
Свойства
Применение

Более 20000Гц
Собаки, летучие мыши, веслоногие рачки, «плавающие острова» планктона, мотыльки, рыбы, киты, специальные ультразвуковые излучатели.
Распространение, отражение, преломление, поглощение, интерференция, обладают большой проникающей способностью. Оказывают механическое, тепловое, физико-химическое воздействие на ткани.
Применяются ультразвуковые волны в эхолокации, дефектоскопии, медицине(УЗИ внутренних органов – диагностика и лечение).



Частота
Источники и приемники
Свойства
Применение

Менее 20 Гц
«Шум моря», медузы, ракообразные, морские блохи и другие, способные воспринимать «голос моря» специальные излучатели и приёмники инфразвука.
распространение, отражение, преломление, поглощение, интерференция.
в военном деле, в рыболовецком промысле.– возможность сооружения мобильных инфразвуковых «прожекторов», которые способные повреждать зрение, вызывать тошноту, страх, смятение.


Следующий этап урока - домашнее задание, как полноценный этап урока сочетает в себе инструктирование, обобщение и рефлексию.
Например: 1.Записи в тетрадях – рассказы по таблице.
2.Учебник 2003г.(пар.41) Напоминаю правила работы с текстом.
3.Творческое задание. Найти в интернете видеоролики и видеофильмы об ультразвуковых и инфразвуковых волнах. Ваша работа будет храниться в школьной медиатеке.
1.записи в тетрадях, дополнить записи.
2.§84-86 Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин
Литература:
1.Учебник физики-11 Г.Я. Мякишев Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин
2.Резников Л.И. «Физическая оптика в средней школе»
3.Орехов В.П. «Колебания и волны в курсе физики средней школы»
4.А.Луизов, Н.Теребинская «Свет без тепла»
5. Материалы Интернета
и другие.
Уроки-семинары и уроки-исследования, разработанные мною в соответствии с требованиями ФГОС, размещены на сайтах: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наибольший образовательный эффект достигается при организации групповой или парной исследовательской работы учащихся. Главный смысл исследования я вижу в развитии личности ученика через приобретение собственного опыта. Я считаю, что учебный материал и применяемые при его изучении методы должны дать каждому ученику возможность в рамках групповой или парной работы реализовать свои способности, применить имеющиеся знания и умения.
Использованные источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15