Родительское собрание Тихоня – подарок судьбы или проблема…

Родительское собрание
Тихоня – подарок судьбы или проблема
Лучший способ сделать детей хорошими
– это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд

Сила мягкого спокойного слова так велика,
что с нею не может сравниться никакое наказание. Лесгафт

Семья – это место приземления для старших,
стартовая площадка для младших и
маячок взаимоотношений для каждого.

Цель: выявление и обсуждение проблем детей в современном мире, поиск путей помощи.

Задачи собрания:
Познакомить родителей с причинами, которые приводят к появлению проблем у детей.
Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения собрания :«Круглый стол».
Собрание в форме "круглого стола" позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Беседа с педагогическим составом «лицом к лицу», в уважительной и доверительной обстановке позволяет наладить отношения сотрудничества и партнерства. Кому-то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому-то – узнать про поведение других обучающихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что-то не замеченное ранее).
Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания:
- Сто стоит за словом «проблемный » ребенок? (портрет проблемности)
- Какие причины приводят к тому, что у ребенка появляются проблемы?

Инвентарь : маркеры, ватман, ручки, листочки.

Ход собрания

I. Приветствие. Вступительное слово.
Приходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности. А у родителей возникают многочисленные недоуменные вопросы – "Откуда что берется?".
С позиции взрослого - конечно, какие могут быть проблемы у ребенка? Расти, учись, слушайся родителей - и нет проблем! Но у нашего ребенка - своя, личная точка обозрения. И ему не понять наших затруднений, ему они кажутся пустяковыми, а вот собственные действительно не дают ребенку покоя.
Вот и получается, что мы хотим, чтобы ребенок вошел в наше положение, а он ждет того же самого, только с нашей стороны.
Почему мы не сотрудничаем со своими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты? Если мы посмотрим на ситуацию ребенка непредвзято, то увидим, что он находится в состоянии постоянной адаптации к миру. Он врастает в этот чужой для него мир, а это крайне болезненное мероприятие! Причем происходит это далеко не в самых комфортных условиях!
Психолог : Давайте с вами подумаем, а какой ребенок, для нас является «проблемным»?
Родителям предлагается нарисовать словесный портрет проблемного ребенка ( Кто то один записывает характерные слова на лист ватмана).
Психолог : Я не ошибусь, если скажу, что чаще всего – это дети с нарушениями поведения.
К детям с нарушениями поведения относят:
агрессивных
вспыльчивых
Но сегодня речь пойдет о третьей группе детей.
пассивных.
Как правило в школьной практике эти дети (назовем их условно «Середнячки») остаются без внимания. Мы привыкли считать проблемными – шумных, агрессивных детей и все свое внимание направляем именно на них ( профилактические беседы, занятия с элементами тренинга, и т.д.).
И вот если эти явно выраженные проблемные дети сразу получают помощь (проблема на поверхности), то тихони – середнячки , они как правило выпадают с поля зрения взрослых так как внешне ситуация кажется вполне благополучной.
Взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. И в этом заключается проблема , мы не знаем, что ребенка заботит, тревожит, вызывает трудности (в тихом омуте ..).
В эту категорию мы можем отнести дезадаптированных детей и детей с синдромом отличника
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, отличающийся от сверстников вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившиеся на нем, его развитии, социализации, способности решать естественные для его сверстников задачи. Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которыми они встречается в жизни. Особых трудностей у нее не возникает в процессе естественной адаптации к условиям новой для них среды. Однако, следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко испытывают в этом большие трудности. Эти трудности существенно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.
Синдром отличника
Сладкая мечта родителей ребенок, который самостоятельно, аккуратно и в срок выполняет домашнее задание, из школы несет только 5-ки и благодарственные записи в дневнике, а на родительском собрании от учителей - дифирамбы;  законная гордость у вас, а у других родителей  не менее законную зависть.
Синдром отличника (или «комплекс отличницы», потому что девочки подвержены ему больше)  на первый взгляд, подарок, а не проблема. Ребенок аккуратен, послушен, исполнителен. Выполняет все задания по максимуму  так хорошо, как может. Его обожают учителя: если никто в классе не знает ответа на сложный вопрос, всегда можно спросить «палочку-выручалочку». В начальной школе, когда мнение сверстников формируется под влиянием учителя, такой отличник  звезда класса. С ним все хотят сидеть за одной партой, приглашают на дни рождения, да и взрослые очень одобряют дружбу с таким ребенком своего чада.
В средней школе, правда, его ореол несколько тускнеет  уж очень дети с этим синдромом нетерпимы к чужому несовершенству, а кому хочется выглядеть дураком? Впрочем, если у него всегда можно «скатать домашку», отношение в классе будет неплохое  уважительно-снисходительное. Впрочем, нередко ребенок с синдромом отличника становится объектом травли. «Он какой-то ненормальный!»  говорят одноклассники.
И тут давайте посмотрим на обратную сторону .
 постоянное напряжение: все ли я сделал? Нередко это напряжение не дает ребенку уснуть  даже в кровати он перебирает в уме расписание, мысленно ставит галочки напротив выполненных уроков и несколько раз за ночь может вскочить, чтобы проверить, положил ли он тетрадь по математике и заполнен ли читательский дневник.
 боязнь совершить ошибку и выглядеть глупо. Ребенок лучше не откроет рот, если на сто процентов не уверен в правильности ответа.
 страх перед ситуацией проверки знаний. Перед контрольной или экзаменом у ребенка может подняться температура, начаться рвота, упасть давление.
 привычка все делать лучше всех не дает получать удовольствие ни от каких занятий, где ты не на первом месте. Формируется установка: «Если не можешь быть лучшим  не делай совсем»
 трудности в общении со сверстниками: их «расхлябанность и лень» одновременно и восхищают как что-то недоступное, и ужасают: «Ну, как так можно!»
Комплекс отличника формируется под воздействием родителей и при определенной психологической предрасположенности. Сначала они радуются беспроблемности и учебной состоятельности своего чада, но нередко со временем их начинает всерьез беспокоить нежелание ребенка ни на шаг не выходить за рамки привычных умений.
Что же могут сделать родители ребенка с синдромом отличника?
В первую очередь, забудьте фразы: «А почему четыре, а не пять?», «Ты можешь лучше!» и «Три? У тебя? Какой позор!». Будьте уверены, ребенок и без них себя сгрызет. Лучше приласкайте его.
Посмейтесь вместе над нелепостью ошибки. Расскажите о своих промахах  дайте понять, что и вы несовершенны. Выясните  возможно, нужна помощь?
Научите ваше чадо получать удовольствие от процесса, а не только от результата, хотя таким детям почти невозможно принять лозунг «Главное не победа, а участие».
Помогите ребенку расслабляться и отдыхать. Не бойтесь  лентяем он от этого не станет.
Ну, и, конечно, любите его. Таким, какой есть.
Психолог : Давайте подведем итог нашему собранию и обсудим, что нам делать с обнаруженными проблемами .
Родители в группах вырабатывают стратегии с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка.
В последнее время именно внешне благополучные дети уходят из дома, подвержены дурному влиянию улиц, и именно они (внешне незаметные) подвержены стрессам и депрессиям.
Более эффективным для ребенка будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое поведение, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Необходимо помочь ребенку, приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми –сверстниками и взрослыми.
Психолог : Сейчас для того чтобы подытожить и еще раз проанализировать все что мы сегодня обсудили, я предлагаю вам составить Синквейн. (счастливый ребенок)
Надеюсь, что наше сегодняшнее собрание, поможет вам лучше понять своего ребенка и найти способ быть к нему ближе. Когда же это произойдет, то у вас останутся одни только «житейские трудности», а вот проблем как «проблем» уже не будет.

Педагог – психолог Иванова Е.В.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 415