Тренинг адаптации и партнерского общения «Мы такие разные» (5 класс).


Тренинг адаптации и партнерского общения
«Мы такие разные» (5 класс).
Цель: снижение эмоционального напряжения. Раскрытие индивидуальных качеств учащихся.
Образ «Я».
В каждом человеке, в том числе, и в нас с вами, внутри живет необыкновенное существо. Это такой маленький живой комочек, который реагирует на все жизненные ситуации. Закройте глаза и представьте себе его. Какой он? Он может менять свой цвет и формы в зависимости от того, как он себя чувствует в жизни. Он может быть мягким и пушистым, когда ему хорошо и приятно. Он может стать черным, холодным и твердым как камень, когда его никто не понимает, а только все ругают. Он может становиться большим и ярким, когда ему весело. Он может вдруг стать колючим и металлическим, когда его обижают и ему больно. Этот маленький живой комочек - наше «Я». Он живет в нас всегда: когда мы спим, и когда бодрствуем, когда решаем какие-то проблемы и когда просто счастливы (открываем глаза). Поделитесь, какое ваше «Я» сегодня?
А сейчас представьте себе ваше «Я»,
когда вы злитесь,...
Когда вы счастливы, что кому-то помогли, поддержали....
Когда вас обижают...
Когда вам весело, и вы смеетесь...
Наше «Я» - это наш внутренний мир, наша душа.
Психологическая разминка.
Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия.
Прикоснитесь к кончику носа те, кто сегодня проснулся рано,
Похлопайте в ладоши те, кто вчера катался на велосипеде;
Прикоснитесь к правому уху те, у кого сегодня хорошее настроение;
Топните одной ногой те, кто сегодня был активен на уроке;
Улыбнитесь те, кто сегодня был вежлив;
Все люди разные и каждый человек исключителен, необыкновенен в своем роде, уникален, он может быть именно таким и никаким больше, других таких нет. Чем могут отличаться друг от друга люди? Ребята, все вы очень разные, и этим все вы отличаетесь друг от друга. Чем отличаетесь друг от друга конкретно?
Ребята, хорошо ли вы знаете своих одноклассников.
Игра «Чей голосок?»
Один участник выходит из круга и поворачивается к нему спиной. Остальные по очереди зовут его по имени, ему необходимо угадать, кто его позвал.
Игра «Я отличаюсь»
(Участники, передавая мяч, говорят, чем они отличаются от других сегодня). Хорошенько подумайте о себе, чем вы можете отличаться от других, чтобы ни у кого больше этого отличия не было. Продолжите фразу: «Я отличаюсь сегодня от вас тем, что …» (что-то умею делать, у меня большие ресницы, умею ездить на машине…)
Упр. «Выше-ниже»
Участники начинают по кругу двигаться по классу. Каждому нужно представить, что он в чем-то лучше других. Необходимо показывать это всем своим видом. После этого замереть на несколько секунд, и продолжать двигаться дальше, представляя, что он хуже других, показывая это всем своим видом. Затем встряхнуть руками и ногами.
Рефлексия.
Что вы чувствовали, когда представляли себя лучшим (худшим)?
Когда вы чувствовали себя более уверенными?
Какое поведение мы называем неуверенным? (беспокойное, запуганное, нерешительное)
Игра «Я – король»
Группа делится на две команды, каждая команда пишет как можно больше хороших качеств или свойств характера о каждом члене противоположной команды. Затем, поочередно, каждого из команд садят на стул в центр круга и говорят ему комплименты, как королю: «Ваше величество, вы самая…».
Так продолжается до тех пор, пока через «короля» не пройдут все члены группы.
Рефлексия: Какие чувства вы испытывали, когда были «королем»?
Почувствовали ли вы уверенность в своих силах, поверили ли в себя?
Неуверенным в себе людям бывает очень неуютно и тревожно среди людей, в коллективе. Они чувствуют себя нерешительными в любом деле. Им кажется, что если они что–то скажут или сделают, над ними все будут смеяться, их будут критиковать, осуждать.
Как вам можно помочь вашему товарищу стать более уверенным?
Введение в тему. Сказка «Я – могу!»
Ребята, мы поговорим с вами о том, что такое самооценка и как развить свои лучшие качества и, тем самым повысить свою самооценку. А сейчас Сказка:
В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда этого не забудет. Тебе интересно узнать, кто такой фламинго? Тогда слушай.
Жило было маленькое облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда дует ветер, и больше всего на свете оно любило смотреть на закат.
Однажды мимо облачка пролетали маленькие цветные птички. Они ему очень понравились, ему захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.
-Куда вы летите? - спросило облачко.
- Мы птички, куда хотим, туда и летим, - сказала одна
- Да, да,- сказала другая- мы можем летать, куда нам хочется.
- Возьмите меня с собой, - попросило облачко.
-Ха-ха-ха,- засмеялись птички- да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер- сказали птички и улетели.
Облачку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало, и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее серое облако». Однажды вечером, когда приближался закат, облачко как всегда летело по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.
-Какая разница, - подумало облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким, серым облаком. Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.
-как ты посмел забраться на мою территорию. Вы, облака, только мешаетесь нам, ветрам. За это я разобью тебя о скалы, - сказал ветер.
Облачко пыталось справиться, сказать, что это какой-то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но ветер не хотел ничего слышать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило в последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив. – Неужели я его больше не увижу, - подумало облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день. – Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра. В этот момент ветер со всей силой кинул облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и пыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил облако. Разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся»,- решило облако и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птицы. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за облаком. Облачко старалось лететь скорее, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу, и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что облако … Что за чудо произошло и почему?... Облако попыталось оценить себя, свои силы, поверило в себя, и все у него получилось. Так же, как и человек, когда начинает верить в свои силы, всегда может добиться своего.
Релаксация. Круг уверенности.
Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.
Когда нам будет не хватать уверенности, мы вновь представим себе падающий луч, дающий силу и энергию.
Пути уверенного поведения
Когда появляется уверенность?
Когда я хорошо знаю, о чем говорю
В знакомой ситуации
Когда знаю, что будет дальше
Когда есть человек, который мне поможет
Что можно сделать, чтобы стать более уверенным в себе?
Научиться выполнять позу, жесты, взгляд уверенного человека (когда ты это делаешь, совершенно по-другому себя чувствуешь)
Нужно попытаться представить себя в ситуации, когда все получается и вас хвалят
Нужно поверить в себя, в то, что ты сможешь, ты добьешься
Нужно научиться ставить себе правила и их выполнять: «у меня получится», «я – сильный», «я смогу!», «я не хуже других»
Упр. «Я горжусь собой!»
Я горжусь собой! (руки вверх)
Я имею право на самое лучшее! (развести руки в стороны)
Я могу говорить себе нет! (ногу в сторону, руку в сторону и вверх)
И даже если жизнь иногда сгибает меня! (согнуться)
Я все равно нахожу в себе силы, чтобы подняться! (подняться)
Чтобы дарить радость людям (руки – к людям ) и самому себе (руки к себе)!