Урок математики в 1 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова по теме: «Математический рассказ и задача»








Урок математики в 1 классе
по системе развивающего обучения Л. В. Занкова















Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Миненкова Т. Н.















Ефремов

2013 г.
Цели: создать условия для формирования представления о структуре задачи,
содействовать развитию умений выделять в задаче условие, вопрос, выбирать ход решения, формулировать ответ;
учить выделять главное, сопоставлять, сравнивать, включать в систему имеющихся знаний, осуществлять самоконтроль и взаимопроверку;
развивать внимание, память, усидчивость;
способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

воспитывать культуру общения при фронтальной работе, индивидуальной работе;

создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.

Формировать УУД:

- Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.



Оборудование:
для учителя: персональный компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку;
для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки

Методы: продуктивный, частично-поисковый, проблемный.








Ход урока



Этапы урока

Деятельность
учителя






Деятельность
учащихся


Формируемые
на данном этапе
УУД


Эмоционально-психологичес-
кий настрой.

Слайд №1.
(На фоне музыки из мультфильма «Крошка Енот» учитель произносит слова.)
- Улыбка и добрые слова помогают сохранять хорошее настроение. Именно такими словами я хочу начать наш сегодняшний урок.
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Подарите друг другу улыбку. Улыбнитесь нашим гостям. Подмигните нашему солнышку.

(На классной доске – рисунок солнышка.)
- Пусть сегодняшний урок принесет всем радость. А чтобы все получили удовольствие от урока надо не забывать о культуре общения.





Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
 
Личностные УУД
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Использование стихотворных строчек позволяет активизировать внимание, мотивировать детей на деятельность.




































Подготовка к работе на основном этапе.

- Девизом нашего урока будут слова: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
(Девиз урока записан на доске.)
- Значит, чему будет посвящен наш урок?
- Какие шаги мы делаем при открытии нового знания?
Слайд № 2










Высказывают свои предположения. (Открытию нового знания.)
Что я не знаю? Сам найду способ.


Личностные УУД
(Осознание  своих эмоций, интереса к изучению математики)



Актуализация опорных знаний.


Мотивация к учебной деятельности.
Задание на проверку внимания.


- Нам сегодня особенно понадобится внимание. Проверим, внимательны ли вы.
Cлайд № 3.
Я предлагаю вам такое задание: в каждом ряду чисел зачеркните цифру 1 и
обведите цифру 2.
- Как эти цифры связаны с сегодняшним уроком?

-Что вы можете сказать о числе 12?






Учащиеся выполняют задание на карточках, один ученик работает на интерактивной доске.

С помощью этих цифр можно записать сегодняшнюю дату.

Учащиеся дают характеристику этому числу.


Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения, выделять несколько существенных признаков объекта; под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям.


























Проверка выполненной работы.

- В конце урока вас ждет сюрприз.
Слайд № 4.
(На интерактивной доске записаны выражения)

- Что записано на доске?
- Сгруппируйте их.


- Запишите выражения и найдите их значение: девочки – суммы, мальчики – разности.


- Расположите значения равенств в порядке:
а) девочки – возрастания;
б) мальчики – убывания.
(На интерактивной доске появляются два ряда чисел.)



- Что заметили?
Докажите.




-Подчеркните наибольшее и наименьшее числа ряда.
Какое задание с этими числами вы можете предложить?

- К этим равенствам мы еще вернемся в конце урока.

Слайд №5
Логическая задача.























(Выражения.)
На интерактивной доске делают классификацию выражений.
(1 столбик – суммы, 2 столбик - разности)

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают ответы.















Значения одинаковые. В первом случае – это отрезок натурального ряда, а во втором – нет)




Записать сумму чисел, разность. Сравнить числа.




Решают логическую задачу и аргументируют ее решение, передвигая
на интерактивной доске слова.


На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:
анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.



Динамическая электронная физкультминут-
ка «Елочка».




Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые на слайде.




4.Самопределе-
ние к деятельности. Открытие темы урока.


Слайд № 6.

-Прочитайте рассказы и сравните их.


- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?














Регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи.
Коммуникативные действия: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управление поведением партнёра.
Логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.







Слайд № 7.
- Сравните эти тексты. Что вы можете сказать о них?



Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что в первом случае – математический рассказ, а во втором – задача.

Познавательные: использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии.
Регулятивные: учить принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль своей познавательной деятельности; учить выполнять учебные действия в устной и письменной речи.


Формулирова-
ние темы урока учащимися

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?



Дети формулируют тему урока.
(Тема урока: «Математический рассказ и задача».)
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.


Сообщение темы учителем.






Слайд №8

- Мои юные математики, сегодня мы откроем еще одну тайну о задаче и её составных частях.
(Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.)

- С этой целью предлагаю провести небольшое исследование по теме.

Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности.




- Мы выяснили, что последний текст – это задача.

Слайд № 9.
- А что же такое задача?


 





Слайд №10
- Что вы знаете
о задаче? Ваши ответы
должны быть
доказательными












Слайд №11.
(На доске постепенно
появляются составные
части задачи)





Коммуникативные: 
учить воспринимать точку зрения других людей; контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы. Предметные:
знать структуру текстовой задачи.


Самостоятельная работа.



- Решите эту задачу.



Дети записывают  решение задачи в рабочую тетрадь.
Взаимопроверка.


Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.



Физкультминут-
ка для глаз «Снеговик».

Дети выполняют движения
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья


Открытие новых знаний.



Слайд № 12.

- Исследуйте запись на слайде. Что вы можете сказать?

Читают текст, размещенный на слайде.

Формулируют выводы наблюдений.

Коммуникативные: формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.










Слайд № 13


Учащиеся делают вывод о соответствии вопроса и условие

Познавательные: создавать условия для проявления аналитических способностей ребенка в восприятии и словесной интерпретации способа решения задач;
выявлять существенные признаки математических объектов для формулирования обобщенных выводов;
учить строить математические рассуждения, формулировать выводы.


Закрепление полученных знаний.


Работа в парах.





Отчет о выполнении задания.











-А сейчас вам предстоит поработать в парах. Вспомните правила работы. Постарайтесь договориться между собой, кто какую работу будет выполнять.





Учащиеся работают по учебнику.(№88, стр.36)

Выполняют упражнение в тетради.


Учащиеся обсуждают задание, высказывают свои предположения в паре, готовят отчет о его выполнении.






Познавательные: понимание  смысла  задания; возможность применить первоначальные способы поиска информации.
Коммуникативные: осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания;
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
учить сотрудничеству;
учить умению договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.



Итоговый контроль усвоения новых знаний.



Дифференциро-ванная работа.

















Проверка выполненной работы

(Учитель предлагает индивидуальные задания.)



Слайд № 13
Дифференцированные задания.
Сильным учащимся.
- Если вы считаете, что легко справитесь с любой задачей, возьмите карточку с желтым солнышком.

Средним учащимся.
- Если вы считаете, что легко справитесь с задачей, но возможны какие-то сложности, то возьмите карточку с оранжевым солнышком.

Слабым учащимся.
- Если у вас задачи пока вызывают затруднения, то возьмите карточку с красным солнышком.
( Учитель осуществляет выборочный контроль,
организует проверку выполненной работы)










Выполняют задания по карточкам.






















Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; активизация мыслительной деятельности через проблемное задание.



Коммуникативные: оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений.


Слайд № 14
- Что вы теперь можете сказать о задаче?


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.



Рубрика «Это интересно».

Расширение кругозора учащихся.



























































Итог урока.















Рефлексия.








Слайд № 15
- Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии.
- Февраль назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра.
- Самый короткий месяц года - 28 дней, в високосный год - 29.
- Название месяца февраль отражают состояние погоды в этот период:
- Бокогрей - самое меткое название: на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев».
- Лютый зовется за морозы, иногда они доходят и до - 30.
- Межень - календарная межа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Вьюговей - назвали за снегопады и морозы, метели, вьюги, приходящиеся на эту пору.
- Снежень - много снега.
С 12 февраля в природе наступает конец зимы (происходит перелом зимы, предвесенье).
- Значимое явление природы этого времени – весенний голос большой синицы. Первые колена ее песни мы слышим в среднем 12 февраля.
- Вашему вниманию были представлены зимние зарисовки. Вам знакомы эти уголки природы?

- Городская роща - прекрасное место отдыха жителей нашего города. Мы стремимся туда в любое время года. Но, к сожалению, так и не научились беречь эту красоту.

- Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?



- Назовите ключевые слова урока.

- Что особенно понравилось? В чем испытывали затруднения?

- Кого вы хотели поблагодарить за помощь?

- У каждого из вас на столе лежат солнечные лучики разных цветов.

- Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите желтый лучик.

- Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите лучик оранжевого цвета.

- А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красный лучик.

- Прикрепите эти лучики вокруг солнышка.
- Посмотрите, какое получилось у нас яркое солнце. Оно способно растопить не только снег в природе, но и лед в душе. Ведь мы его создали вместе.


Слайд № 16
- Молодцы! Большое вам спасибо за понимание и активность. Попрощайтесь с нашими гостями.


































































Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


Высказывают свое мнение.





















Дети прикрепляют лучики вокруг солнышка, находящегося на доске)








































































Регулятивные: учить проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности, осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности; совместно с учителем оценивать результат своей деятельности; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;











15