ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е. В. БАРАТЫНСКОГО, Ф. И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С. В. РАХМАНИНОВА».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ Е. В. БАРАТЫНСКОГО, Ф. И. ТЮТЧЕВА И В МУЗЫКЕ С. В. РАХМАНИНОВА».

Цель мероприятия: читать стихи Баратынского, Тютчева о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В. Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту, а значит, и мира, попытаться присоединиться к её божественной гармонии; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэтов и в жизни композитора, прочесть стихи поэтов и прослушать музыкальные произведения композитора так, чтобы их голоса отозвались в сердце.

Ход мероприятия.

Оргмомент.
Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит «Вокализ»)
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу,
Сердце своё, сердце, полное песен,
Не расплескав до Тебя донесу.
(В. Набоков)

В этих стихах В. Набокова, поэта 20 века, восхищение красотой и совершенством мира, и прежде всего восхищение природой, ощущение себя частью природы, приобретение духовного богатства от общения с ней, то есть чистоты и благоговения, доброты и любви ко всему, что нас окружает.
Эти мысли мы находим в стихотворениях о родной природе в поэзии русских поэтов 19 века: Полонского, Тютчева, Фета, Майкова, А. Толстого и в музыке русских композиторов: глинки, Чайковского, Рахманинова.
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить её, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого. (Музыка звучит ещё немного. Затем музыку выключить).

Объявление темы занятия.
На уроках литературы мы познакомились со стихами Полонского, Фета и Тютчева о родной природе. Тема нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия – «Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В. Рахманинова».
Эпиграфом к нашему занятию будут строки из стихотворения Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев).
В этих строках заключена основная мысль нашего внеклассного мероприятия.

Беседа о «Вокализе» С.В. Рахманинова и его жизни.
Мы начали мероприятие с музыки Рахманинова. Прослушайте эту композицию ещё раз и ответьте на вопросы.
(Звучит «Вокализ», 30 сек).
Как называется это музыкальное произведение Рахманинова? (Это «Вокализ».
Что такое вокализ? (Запись на доске и в тетрадях) ( вокализ – это песня без слов).
Что вы представляете себе, слушая эту музыку? (Природу, широту полей, раздолье степей, богатство лесов, ширину рек).
Как вы думаете, почему в вокализе нет слов? (Они не нужны, так как понятны без слов).
Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый «Вокализ», вспоминала: «Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
- Давайте поговорим о композиторе, которого слушает не одно поколение. Мы знаем, что его жизнь связана с тамбовским краем. Одна из учениц готовила дома рассказ о С.В. Рахманинове по книге «С.В.Рахманинов» (сост. Е.Рудакова). (Название книги и составителя записывается на доске и в тетрадь).
Затем рассказывается о биографии композитора.
Вопросы для учащихся.
Как С.В. Рахманинов связан с тамбовским краем? (С.В.Рахманинов лето и начало осени часто проводил в Ивановке, своём имении, которое находится под Тамбовом).
Почему ему нравилось проводить лето в Ивановке? (Его восхищали великолепные русские пейзажи).
После революции 1917 года Рахманинов навсегда уезжает из России сначала в Европу, а затем в Америку. Но там, в далёкой Америке, он часто вспоминал родную Ивановку: поля и степи, леса, луга.
Вспоминал о свой родной тамбовский край, долгое время живя вдали от родины, и поэт 19 века Е.А. Баратынский.
Рассказ о поэзии Баратынского.

И, пробуждённый вдохновеньем,
Природу снова обниму
(Е.А.Баратынский).

(Один из учеников знакомит всех присутствующих с биографией поэта, а затем читает его стихотворение).
Я хочу прочитать отрывок из стихотворения «Стансы», написанного в 1827 году, когда поэт приезжал весной в Мару. Это стихотворение я хочу прочитать в сопровождении «Вокализа» Рахманинова.

Судьбой наложенные цепи
Упали с рук моих, и вновь
Я вижу вас, родные степи,
Моя начальная любовь.
Степного неба свод желанный,
Степного воздуха струи,
На вас я в неге бездыханной
Остановил глаза мои.
Но мне увидеть было слаще
Лес на покате двух холмов
И скромный дом в садовой чаще –
Приют младенческих годов.
- Что объединяет поэта и композитора? (Оба любят тамбовский край, природу родного края, восхищаются красотой, чувствуют себя счастливыми среди родных далей)
- Кто желает прочитать стихотворение Баратынского о природе родного края?
Один из учеников читает отрывок из стихотворения «Запустение», оно написано в 1834 году, и речь в нём идёт о Маре.

В осенней наготе стояли дерева
И неприветливо чернели,
Хрустела под ногой замёрзшая трава.
И листья мёртвые, волнуяся, шумели.
С прохладой резкою дышал
В лицо мне запах увяданья,
Но не весеннего убранства я искал,
А прошлых лет воспоминанья.

В этом стихотворении поэт рассказывает нам о том, как он бродит по саду, где всё указывает на запустение. Один из соседей Баратынских - Б.Н. Чичерин вспоминал: «Недалеко от дома лежит овраг, покрытый лесом, с бьющимся на его ключом. Здесь были устроены пруды, каскады, каменный грот, с ведущим к нему из дома потаённым ходом, беседки, мостики, искусно проведённые дорожки. Поэт Баратынский в своём стихотворении «Запустение» в трогательных чертах описывает эту местность, где протекли дни его детства, но которая была более или менее заброшена после смерти отца его в 1810 году».
Запустение навевает уныние и грусть, и кажется, что природа сочувствует поэту – она такая же грустная и унылая, они как бы понимают друг друга с полуслова. На это указывают олицетворения: стояли дерева и неприветливо чернели, хрустела замёрзшая трава, листья мёртвые шумели, дышал запах увяданья. Этому же служат и эпитеты мёртвые листы, замёрзшая трава.
1. Как состояние героя связано в стихотворении Баратынского с изображением природы? (Душа природы созвучна душе человека. Если человек грустит, то природа грустит вместе с ним).

2. На уроке литературы вы учили стихотворение Е.А.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист» и анализировали его, а также выполняли иллюстрации к этому стихотворению. Кто желает прочитать стихотворение?
В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Природа пробуждается, во всём стихотворении чувствуется движение, оно быстрое, стремительное, увлекает за собой читателя и создаёт радостное, приподнятое настроение. Олицетворения летают облака, шумят ручьи, блестят ручьи, река ревёт оживляют природу, рисуют её движение к жизни. Метафора своей лазурию слепит мне очи небосклон рисует яркую и образную картину. Эпитеты торжествующий хребет, яркая вышина, заздравный гимн создают торжественное, праздничное настроение. Поэт намеренно употребляет устаревшее слово древа, чтобы подчеркнуть торжественность момента.
3. Какие ещё метафоры и олицетворения вы нашли? (Лист шумел – олицетворение, река несёт на торжествующем хребте поднятый ею лёд – метафора, облака летают на крыльях ветерка – метафора).
4. Обратите внимание на последнее четверостишие. Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы. Если природа радостна, весела, то и настроение человека становится радостным, весёлым).

«Поэт русской природы».
Так называли русского художника 19 века И.И. Левитана его современники. А А. П. Чехов считал его русским пейзажистом.
- Кто такой пейзажист? (Это художник, рисующий пейзажи.)
Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
Давайте рассмотрим картину Левитана «Вена – большая вода».
1. Какова композиция картины? (Композиция – это построение. На переднем плане мы видим стоящие в воде берёзки, вода залила их во время весеннего паводка. На заднем плане виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой).
Обратите внимание, что это сельский пейзаж, такой пейзаж любили изображать Рахманинов и Баратынский.
Каков ритм картины: быстрый, стремительный или спокойный, тихий? (Движение еле-еле чувствуется).
Какие краски использует художник? (Коричневые и голубые). Коричневый – это цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой цвет у Левитана - это цвет надежды на лучшее.
Какое настроение выражает художник?.(Радостное).
Какое чувство хочет передать зрителю? (Надежду).
Какие строки из стихотворения Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист» созвучны репродукции картины Левитана? Прочитайте их.
Что различного в этих двух произведениях? (Ритм. В стихотворении быстрый, стремительный, а на репродукции картины медленный, спокойный).
Левитан – любимый художник Рахманинова.
Давайте послушаем романс Рахманинова «Весенние воды». На стихи Ф.И. Тютчева. Какую весну изображает Рахманинов: тихую, спокойную или яркую, радостную?
Слушаем романс.
Какую картину весны вы увидели у Рахманинова? (Радостную, яркую).
Какому произведению наиболее созвучно настроение и содержание романса: стихотворению Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист..» или репродукции Левитана «Весна – большая вода»? (Стихотворению).
Какие строки это подтверждают? (Шумят ручьи).
Какими средствами музыкальной выразительности передано настроение?
В романсе Рахманинова есть эпизод, близкий по своей красочности к репродукции Левитана «Весна – большая вода» (Слушаем фрагмент) Весна, о которой трубили ручьи, приход которой ждали, наконец-то пришла и разлилась по всему миру, поит своими живительными водами всё вокруг.
Мы нашли общие элементы в разных произведениях: в стихотворении Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», в репродукции картины Левитана «Весна – большая вода» и в романсе Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды».
- Что объединяет все эти произведения? (Природа).

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело»
Анализируется также, как и первое стихотворение.

6.Прослушивание стихотворения Ф.И. Тютчева в исполнении А.С. Смирнова.
Сегодня мы с вами читали стихи, а теперь послушаем, как читают мастера слова. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» прочтёт артист и кинорежиссёр Андрей Сергеевич Смирнов. (включается запись).
- Определите на слух, с помощью каких изобразительных средств автор рисует живописную картину осени?
- Как поэт относится к родной природе?
7. Прослушивание романса Рахманинова «Сирень».
Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией, простотой и величием, и находит счастье, полностью раскрыв своё сердце навстречу природе, как у Рахманинова в романсе «Сирень».
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт
Звучит романс «Сирень»
Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой, ликованием чувств, проникновенным человеческим теплом и светом. Здесь в колыханье ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать все эти ощущения? Оказывается, может.
8. Подведение итогов.
Итак, вернёмся к эпиграфу:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И.Тютчев)

Что увидели и почувствовали в произведениях о природе мы на нашем внеклассном мероприятии?

Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой природы.
Душа поэта и композитора созвучна душе природы и образует единое целое.
Природа сближает людей.
Человек, наблюдающий природу, становится лучше.
Какие стихи вы сами написали оприроде?




15