Проектная деятельность по экологии в средней группе на тему Секреты воды


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»
Муниципального района БР РБ
Проект по экологии в средней группе
«Секреты воды»
Разработчик проекта
Гумерова М.М.
Белебей
2016-2017 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Паспорт проекта
План реализации проекта в средней группе
Анализ результатов диагностики дошкольников
Список литературы
Приложение 1. Конспекты ООД по экологии: «Для чего нужна вода?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в жидком состоянии», «Что такое облака?», «Секреты воды в твёрдом состоянии».
Приложение 2. Непродолжительный коллективный труд
Приложение 3. Эксперименты.
Приложение 4. Наблюдения
Приложение 5. Игры
Приложение 6. Сценарий развлечения «Секреты воды»
Приложение 7. Художественное творчество.
Приложение 8. Творческие работы детей и их родителей.
Пояснительная записка.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней длительности (ноябрь 2016– февраль 2017)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) детского сада «Буратино», педагог группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;
Задачи проекта:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде. Просмотр презентации проекта: «Секреты воды».
План реализации проекта в средней группе ДОУ
Подготовительный этап проекта:
Задачи Формы работы Сроки
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Составление диагностики.
Диагностирование детей. 1-2 недели ноября
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта Создание экспериментальной лаборатории в группе.
Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разрабатывание конспектов НОД по разным областям программы.
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте Анкетирование родителей
Родительское собрание 3 неделя
ноября
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Беседы
Консультации На протяжении всего проекта
Исследовательский (основной) этап проекта:
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды»
для детей среднего дошкольного возраста
Сроки: декабрь – январь
Вид деятельности
Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Познавательно-исследовательская
Опыты : «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии» , «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».
Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».
Наблюдения: « Куда исчезла лужа», « Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».
Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.
Развлечение «Секреты воды»
Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Игровая Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», « Найди снежинке пару».
Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».
Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».
Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель»
Коммуникативная Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».
Двигательная Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
Комплекс утренней гимнастики «Снежки»
Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»
Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»
Трудовая Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
Продуктивная Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».
Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».
Создание панно: «Ходит капелька по кругу».
Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран
ные знаки»
Чтение (восприятие художественной литературы) Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,
Е.Благина «Снег»,И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».
Загадки о воде.
Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»Музыкальная Использование музыки Прослушивание шума водопада Заключительный этап проекта:
Сроки: февраль
Мероприятия Ожидаемый результат
Развлечение на тему: «Секреты воды» Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ результатов диагностики дошкольников Подтверждение актуальности реализации данного проекта
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»
Выставка фоторабот по опытнической деятельности.
Оформление альбома «Секреты воды»
Презентация результатов проекта
Оформление проекта Предоставление материалов для конкурса
Анализ результатов диагностики дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.
Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Я считаю, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
Диагностика по проекту
Ф.И.
ребёнка Свойства воды Свойства пара Свойства снега Свойства льда Что такое туман Что такое дождь Что такое облако Круговорот воды Роль воды
Начало и конец проекта нк нк нк нк нк нк нк нк нк
1.Азизов А. 1 2 1 2 2 3 1 3 1 2 2 3 1 3 1 2 2 3
2.Баринова М. 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2
3.Горбачёв А. 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
4.Горелов Д. 1 2 1 2 2 3 1 3 1 2 1 3 1 2 1 2 2 3
5.Дорофеев В. 1 3 1 2 1 3 1 3 1 2 1 3 1 2 1 2 2 3
6.Жаворонкова Д3 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
7.Задворнов Ю. 1 2 1 2 2 3 1 3 1 2 2 2 2 3 1 3 2 3
8.Коноплёв Л. 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 3 1 2 1 2 2 3
9.Крамаренко М. 3 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
10.Кузнецов Н. 3 3 1 3 3 3 3 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
11.Куликов А. 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 3 3
12.Курбанова Л. 3 3 1 3 3 3 3 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
13.Мосалов М. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 2
14.Наумов Н. 2 3 1 2 2 3 2 3 1 2 2 3 2 2 1 3 3 3
15.Нех А. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2
16.Никитин Д. 1 3 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 2 2
17.Ромашкина М. 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 3 1 2 1 2 2 3
18.Савелова В. 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 3 1 2 1 2 2 3
19.Силаева С. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 1 1 1 1 2
20.Соломатин Д. 2 3 1 2 2 2 1 2 1 3 2 3 1 2 1 2 2 3
21.Соломатина А. 3 3 1 3 3 3 3 3 1 3 3 3 2 3 1 3 3 3
22.Черненко А. 1 3 1 3 1 3 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 2 3
23.Шаменкова У. 2 2 1 3 1 3 2 3 1 3 2 3 2 3 1 3 2 3
24.Шахназарян Э. 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2
25.Шахназарян Д. 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2
26.Шипов Д. 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2
Диагностические методики
1. Что такое вода? Вода, какая?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
2. Что такое пар? Какой он?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что пар - это вода, и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
3. Что такое снег? Какой он?
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно отвечает, что снег - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах снега: прозрачный (белый, без вкуса, нет запаха, не имеет формы и т. д. Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
4. Что такое лед? Какой он?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это замерзшая вода и рассказывает о свойствах: прозрачный, без вкуса, нет запаха, твердый, не имеет формы и т. д.
Средний уровень. Называет не все свойства.
Низкий уровень. Называет несколько свойств.
5. Кому нужна вода и зачем?
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.
Средний уровень. Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Низкий уровень. Справляется с заданием с помощью иллюстраций.
Уровень знаний детей до начала проекта:
Высокий – 11,5%
Средний – 21,8%
Низкий – 66,7%

Уровень знаний детей на завершении проекта:
Высокий – 49,6%
Средний – 37,2%
Низкий –13,2%

Список литературы:
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Методические рекомендации к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка» для работы с детьми дошкольного возраста. Шпотова Т.В., Старых Л.П. – Обнинск: ЦЭО, 2012.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 2015.
Приложение к методическим рекомендациям к программе «Цвет Природы: Экологическая прогулка». Сост. Шпотова Т.В., Старых Л.П., Кочеткова Е.П. – Обнинск: ЦЭО, 2011.
Рыжова Н.А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
Рыжова Н.А. Непросто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка-Пресс,Ю 2012 г.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2013.
Шишкина В.А. Прогулки в притроду: Учеб.-метод. Пособие длявоспитателей дошк. образоват. учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2012.
Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.