Проектная деятельность в старшей группе для детей с ОВЗ Здравствуй зимушка-зима


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 компенсирующего вида», ул. Свердлова, 4
Проект «Зимушка - зима»
(старшая группа для детей с ОВЗ (ЗПР))
Составители: педагоги группы №1 «Пчёлка»
Воспитатели: Колосова З.Г., Таипова Г.Х.
Учитель-дефектолог: Рыжкова Е.Н.

-7100214473212-2659349451725
Проект «Зимушка – зима» в старшей группе
Тип проекта: творческо-информационный
Вид проекта: групповой, краткосрочный (2недели)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги группы, муз. руководитель, родители.
Возраст участников: 5-6 летАктуальность.
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Дети в течение двух недель работали над одной темой и смогли получить ответы на интересующие их вопросы.
Так, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Так же работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечит выход каждого на более высокий уровень.
Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Цель: формирование у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей
Задачи:
Образовательная область Задачи
Физическая культура Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами.
Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость,
Поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни.
Социально-коммуникативное развитие Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.
Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.
Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период
Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым
Познавательное развитие Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.
Речевое развитие Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественно-эстетическое развитие Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.
Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.
Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемый результат:
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
Этапы проектной деятельности:
1 этап– подготовительный.
-выявление субъективного опыта: «Что мы знаем о зиме?».
- разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.
Сотрудничество с родителями:
• Оформление родительского уголка и папок-передвижек для родителей: по теме«Зимние подвижные игры».
Подбор стихов для разучивания с детьми дома,
подкормка птиц, и изготовление кормушек.
Консультация для родителей «Предупреждения простудных заболеваний в холодный период».
• Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
2 этап – практический.
В ходе данного проекта было проведено:
Образовательные области Виды детской деятельности
Физическое развитие П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».
Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».
Социально-коммуникативное развитие Беседы-рассуждения:
«Пришел мороз – береги ухо и нос»,
«Если хочешь быть здоров – закаляйся»,
«Одевайся по погоде, а не по моде».
Игровые ситуации:
«Не идется и не идется, потому что гололедица»,
«Как на тоненький ледок».
Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости».
Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик».
Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Расчистка дорожек от снега на участке.
Познавательное развитие НОД
Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».
Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и лед».
Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и водой.
Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «Снежное одеяло для земли».
Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».
Речевое развитие НОД: составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Зимние игры и забавы»
Творческое рассказывание
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега - нежная и т.д.), «Скажи наоборот», составление рассказа по серии сюжетных картин по данной теме.В ходе НОД по данной теме детям была прочитана следующая художественная литература:
М.Пришвин «Этажи леса»,
В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью»,
Г. Скребицкий «На лесной полянке»,
В.Архангельский «Летят пушистые снежинки»,
Э.Успенский «Проказы старухи зимы»,
Н.Носов «На горке».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».
Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик».
Дети заучивали стихи, отгадывали загадки, знакомились с пословицами о зиме.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Деревья в инее», «Снежные человечки», «Лесные звери зимой»
Аппликация: «Снегири на ветке», «Снеговик»
Лепка: «Зимние забавы», «Лесные звери зимой».
Конструирование: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты), «Зимовье зверей» (оригами).
Свободное творчество – изготовление ёлочных игрушек из солёного теста и раскрашивание их, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.
Слушание «Времена года» П.И.Чайковского,
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»,
Разучивание песен «Что нам нравится зимой».
3 этап – заключительный.
Оформление макета по теме «Зимний лес».
Демонстрация данного макета перед родителями и воспитанниками ДОУ.
Проведение утренника, посвященного времени года зима и демонстрация фото на сайте учреждения.
Результаты проекта:
Повышение у воспитанников уровня познавательного развития.
Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о природе родного края;
Знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе;
выставка творческих работ детей;
Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
разработаны рекомендации для родителей;
оформлена выставка семейных работ;
повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
Приложение
Рисование
Зимний лес
1829072-46264202157-4626-609327-4626
38100008362951350010798830-565785367030Снежные человечки

Лесные звери зимой
158686511430-81343511430401574011430
Аппликация
10815274456489Лена
Максим
Дима
Лера
27238916
Настя

Паша

Лепка
Лесные звери зимой
-152400109855
-152128427899Зимние игры и забавы

Конструирование«Зимний лес»
-618948-4475
Игрушки на елку (из солёного теста)
-533887-11873
310197596520