Конспект по биологии по теме Классы рыб. Костные рыбы. (7 класс)

Тип Хордовые ( 17 часов )
Урок 2 ( 23 )
Тема: Классы Рыб. Костные рабы.

Задачи: дать общую характеристику надкласса рыб; сформировать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения рыб; о прогрессивных чертах строения по сравнению с беспозвоночными и бесчерепными животными.
Оборудование: МК, табл. «Внешнее строение рыбы», «Внутреннее строение рыбы», влажный препарат «Речной окунь»

1.оргмомент

2.Ход урока
*проверка домашнего задания



*изучение нового материала



























































































































































































*закрепление нового материала
Классы


Рыбы






3.Домашнее задание



1.Дайте общую характеристику типа Хордовых?
2.Дайте общую характеристику подтипа Бесчерепные?
3.Дайте общую характеристику подтипа Позвоночные?
4.Назовите черты строения представителей класса Круглоротых, которые характеризуют их как примитивных животных?

I.Общая характеристика надкласса рыб.

1.Водные позвоночные животные
2.Имеют парные конечности, представленные грудными и брюшными плавниками.
3.Рот вооружён подвижными челюстями.
4.Органы дыхания – жабры.
5.Кровеносная система - замкнутая, сердце двухкамерное ( предсердие и желудочек )
6.Обонятельное отверстие парное.
7.Тело как правило покрыто чешуёй.

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы

1.Около 700 видов 1.Около 11 000 видов
2.Хрящевой скелет 2.Костный скелет
3.Жаберные щели. 3.Жаберные крышки.
Развиты межжаберные Жабры в виде лепестков
перегородки. сидят на жаберных дугах.
4.Нет плавательного 4.Есть плавательный
пузыря пузырь
5.Чешуя плакоидная, 5.Чешуя костная.
или кожа голая.
6.Череп имеет вырост –
Рострум


Черты приспособленности к водной среде обитания:
- обтекаемая форма тела
- тело покрыто чешуёй
- кожа выделяет слизь ( уменьшение трения )
- орган передвижения - плавники

II.Класс Костные рыбы. Внешнее строение рыбы.

1.Тело делится на три отдела – голову, туловище, хвост. Границей между головой и туловищем служит жаберная щель, между туловищем и хвостом – анальное отверстие.
2.Форма тела зависит от образа и места жизни ( придонные – плоские, мурены – змеевидная, т.к. прячутся в расщелинах ).
3.По бокам головы располагаются крупные плоские глаза.
4.Впереди лежат парные ноздри, которые открываются в парные обонятельные ямки и не сообщаются между собой
5.Окраска тела зависит от цвета воды, но всегда спина окрашено более тёмно, а брюшная сторона светлее.
6.Кожа выделяет много слизи, покрыта костной чешуёй ( по количеству годичных колец можно определить возраст рыбы ).
В коже есть ядоотделительные железы.
7.Плавники:
- парные – грудные, брюшные ( прогрессивный признак по сравнению с беспозвоночными и бесчерепными )
- непарные – спинной, анальный, хвостовой ( равнолопастной )

III.Внутреннее строение рыбы.

1.Опорно – двигательная система.
А) скелет
- череп – характеризуется наличием большого количества костей, полностью сформированной черепной коробкой; одна пара жаберных дуг преобразована в челюсти с зубами, а остальные пять пар несут жабры и прикрыты жаберными крышками.
- позвоночник – состоит из двух отделов – туловищного и хвостового, которые состоят из позвонков. Между ними залегает хорда, проходящая сквозь тела позвонков в виде тяжа.
Позвоночник неподвижно соединён с черепом.
Значение: опора тела, прикрепление мускулатуры, защита внутренних органов.
Б) мускулатура – мышцы не сплошные, а состоят из мышечных метамеров, т.к. слабо развиты мышцы парных конечностей

2.Полость тела - вторичная

3.Пищеварительная система.
План строения тот же, появляются зубы, но служат только для удержания пищи, имеются пищеварительные железы – печень, поджелудочная, селезёнка.
Плавательный пузырь образуется как непарный спинной вырост пищевода, он выполняет функции:
- гидростатический аппарат ( при его расширении удельный вес рыбы уменьшается - она поднимается, при сжатии – увеличивается – она опускается )
- дыхание
- акустический резонатор

4.Кровеносная система – замкнутая, круг кровообращения – один, сердце двухкамерное – предсердие и желудочек ( содержит только венозную кровь ).


·5.Дыхательная система – жабры. Кроме того, в дыхание могут участвовать плавательный пузырь ( в его стенках развивается густая сеть капилляров ), кожа ( если кожа лишена чешуи )

6.Выделительная система.
Две лентовидные почки лежат под позвоночником, почти вдоль всей полости тела, два мочеточника, мочевой пузырь открывается наружу, позади анального отверстия.

7.Половая система.
Раздельнополые. У самцов – парные семенники, у самок – непарный яичник. Костные рыбы имеют самостоятельные половые протоки.
Осеменение наружное, оплодотворение происходит в воде. Развитие прямое без метаморфоза, однако у многих рыб ( угорь, камбала ) из икры выходит особь, сильно отличающаяся от взрослой, которая рассматривается как личинка.
Нерест – время размножения у рыб.

8.Нервная система.
А) Спинной мозг защищён позвоночником
Б) Головной находится в черепной коробке, делится на пять отделов.
- передний
- промежуточный
- средний – наиболее развит, особенно зрительные доли
- мозжечок – отвечает за движение
- продолговатый
В) органы чувств
- зрение – слабое, видят только на близком расстоянии
- слух – только внутреннее ухо, звуковые волны передаются непосредственно через ткани ( кости черепа, плавательный пузырь )
- обоняние – пара обонятельных мешков, не имеют выхода в ротовую полость
- вкус – представлен вкусовыми почками (рецепторами), расположенными на нижней челюсти или на коже.
- боковая линия – специфический орган – боковой длинный канал, в котором находятся чувствительные клетки, определяющие направление и скорость течения воды.

IV. Хозяйственное значение рыб.


V. ЛР № 4 «Внешнее строение и передвижение рыб»

И/К с. 102 учебника ( работа выполняется в обычной тетради ), рассматриваем рыб
( сомы ) на уроке, можно выполнить как домашнюю лабораторную работу, используя аквариумы зоомагазинов или видеофильмы ( оценивается)
Отчёт ( по вопросам 1, 2 и/к с. 102 )

Вопрос
Ответ

1. Форма тела
Удлинённая, вытянутая, обтекаемая

2.Окраска
Спинка окрашена темнее, а брюшко светлое, серебристое

3.Боковая линия
Более тёмная, чем окраска тела, но ярко не видна

4. Расположение рта
Спереди головы

5. Чешуя
Очень мелкая ( если другие виды рыб, то )

6.Движение плавников
А) стоит на месте
Б) движение

Слабо двигаются грудные и брюшные плавники
Движение вперед и повороты происходят благодаря хвостовому плавнику

7. Синхронность рта и жабр
Сначала открывается рот глоток открываются жабры вода выходит наружу

8. Взмах рукой у стекла
Рыбы, находящиеся близко к стеклу пугаются, резко взмахивают хвостом и уплывают

9. Стук по стеклу
Некоторые рыбы также пугаются и уплывают, но если рыбы получали еду после стука по стеклу, они могут подплывать к кормушке ( условный рефлекс )


2. Чешую леща сначала рассматриваем невооружённым глазом, затем под лупой, затем под микроскопом.
Вывод: на чешуе под микроскопом можно увидеть годичные кольца и сосчитать, определить сколько лет было рыбе, которой принадлежала чешуя. ( 7 лет )





Кожные Тип Кровеносная Оплодот
Покровы дыхания система и сердце ворение

Кожа с большим жаберное Один круг крово- Наруж-
числом желёз обращения; серд- ное и
(слизеотделитель- це – двухкамерное,внутрен-
ные и ядовитые), содержит только нее
покрыта чешуёй. венозную кровь.


§ 21, подготовить сообщение «Акулы», «Скаты»,
Рт 21



Фронтальная беседа






Рассказ










Слайд 2
рассказ





















Рис.83 с.99
Рассказ
























КМ, рассказ




















































































Работа с текстом с.101

Начинаем на уроке, заканчивают работу дома.













Заполнение таблицы























+

Яйцеклетка


Мелкие, лишены плотных оболочек










13PAGE 15


13PAGE 14415




15