Открытый урок по биологии на тему : ПОЧЕМУ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ РЫБ : СЕЛЬДЕОБРАЗНЫЕ, ТРЕСКООБРАЗНЫЕ, КАМБАЛАОБРАЗНЫЕ , КАРПООБРАЗНЫЕ ИМЕЮТ ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ.


Урок Lesson Study
Часть 3.ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ.
Глава.Хордовые животные
Cабақтың тақырыбы:
Тема урока:Почему основные группы рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные карпообразные имеют промысловое значение.
МАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Дата:
5.01.2016г
Учитель: Швецова Татьяна Алексеевна
Класс: 7
Количество присутствующих:
16,18.
Цели обучения, которые помогает достичь данный урок
выявлять причины и следствия, и распределять их по степени значимости
сравнивать отряды костных и хрящевых рыб, преемственность в них
понимать хозяйственное значение рыб в жизни человека
Сабақтың типі:
Цели урока
1.сравнивать отряды рыб изменения и рациональное
использование..2. давать оценку влияния деятельности человека на жизнь рыб
3. выявлять причинно- следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания
Языковые цели
Учащиеся могут:
1) во-первых, работать в парах и разделять утверждения на категории
2) затем оправдывать свой выбор
Предметная лексика и терминология
челюстные
холоднокровные
ихтиология
плавники
плавательный пузырь
костные
хрящевые
промысел
траулер
сейнером
Предыдущее обучение
Данный раздел построен на более раннем изучении характеристики хордовых животных. Данный раздел также закрепляет первоначальные знания о низших и высших хордовых животных,.План
Запланированные сроки Запланированные мероприятия Источники
Начало урока(7мин)
3мин
3мин
2мин
I.Организационный момент.приветствие деление на группы
I I .Актуализация знаний прием «Мозговой штурм»
- Ребята, какую тему мы изучили на прошлом уроке?
( Класс Рыбы. Подкласс Хрящевые рыбы.) - Сейчас я задам вам несколько вопросов, а вы постарайтесь на них правильно ответ и составить сравнительную характеристику.
Хрящевые рыбы Костные рыбы
.А) самооцениваниеЗадание№1
А) Дайте название слайду (обсудите в парах)


II.Объявление темы урока:Почему основные группы рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные карпообразные имеют промысловое значение,

Работа с целями урока:
Ученик умеет:
1.сравнивать отряды рыб и рациональное
использование..2. давать оценку влияния деятельности человека на жизнь рыб
3. выявлять причинно- следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания
«http://school.xvatit.com/index.phpУчебник 7 кл.К.Кайым,Р.Сатимбеков-2012г Алматы : Атамура
  
Середина урока
25 минут
   III. Изучение нового материала.
Постановка проблемы.(4 мин) Современный мир животных разнообразен. С момента появления первых организмов и до сегодняшнего времени история земли была наполнена превращениями, не прерываясь ни на минуту. Вымирают одни. Появляются другие животные. Сам процесс вымирания был растянут во времени, и само вымирание было не всеобщим, а выборочным – например, динозавры, причем некоторые организмы не были затронуты. Так, например, рыбы. Рыбы появились на Земле более 450 миллионов лет назад. Они появились раньше динозавров, пережили динозавров, и существую, по сей день. Эти удивительные животные пережили метеоритные дожди и множество климатических изменений. А в истории выделяют как минимум 5 временных точек, где происходили значительные исчезновения видов живых существ. Это так называемые "великие вымирания".
Возникает противоречие. Почему некоторые животные исчезли на земле, например, динозавры? А рыбы живы до сих пор? Почему же они тогда не вымерли вместе с динозаврами? Почему они не вымерли позднее, когда вымирали другие животные?
Какие гипотезы вы смогли бы выдвинуть, по данному вопросу?
Выдвижение гипотез детьми. После обсуждения выдвигаем общую гипотезу.
Гипотеза: мы предполагаем, что причины, позволяющие выжить, рыбам нужно искать в приспособленности рыб к изменяющимся условиям существования.
-Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с представителями отрядов промысловых рыб.
- А что означает слово прмысел? (Добывание чего - нибудь, добыча, охота.)
- В нашем случае лов рыбы.
-Ребята, а что означает слово промысловые?
(Те, которые являются предметом промысла.)
- Ребята я для вас приготовила небольшую информацию об отрядах промысловых рыб. Надо внимательно прочитать, потому что эта информация нужна будет для дальнейшей работы на уроке.. IV Физминуткапрезентация
Задание группам
Работа с текстом
Выделить ключевые фразы текста. 1.
Защита постеров (две минуты)
V Закрепление. Самостоятельная работа
Уровень АУровень ВУровень СНазовите основные отряды костных рыб. и их промысловое значение. Назовите основные отряды костных рыб и их промысловое значение.
Тип
Подтип
Надкласс
Класс
Назовите основные отряды костных рыб и их промысловое значение.
Тип
Подтип
Надкласс
Класс
Предложите
Основные принципы охраны рыб
Итог урока/ оценивание
Домашнее задание : параграф 47,? АВС уст. творческое задание: сказка, кроссворд, загадки на тему « рыбы»
Рефлексия урока
Работа с текстом
Выделить ключевые фразы текста.
1. Отряд Сельдеобразные имеет большое практическое значение.
(Типичный представитель – атлантическая сельдь. Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, Северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину. Нерестилища с каменистым грунтом, от 100 до 250 м глубины. В Атлантическом океане обитает атлантическая сельдь, которая нерестится у самого берега, приклеивая икринки к водорослям. Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые: европейские шпроты (они же кильки) и более крупные - сардинеллы. Не менее известно семейство анчоусов: японский анчоус, уловы которого исчисляются миллионами тонн.) Работа с текстом
Выделить ключевые фразы текста
2. Отряд Трескообразные– отряд лучеперых рыб. Объединяет 12 семейств и около 750 видов. Длина от 15 см до 1, 8 м.
.
Единственный пресноводный вид – налим. Морские трескообразные предпочитают придонные биотопы холодных и умеренных вод. Многие ведут стайный образ жизни.
Один из самых крупных видов – атлантическая треска, которая живет до 30 лет, достигая длины 1, 5 м и массы более 40 кг.) Выделить ключевые фразы текста
3Отряд Камбалообразные (Рleuronectiformes)
Камбалообразные - морские рыбы, обитающие преимущественно в прибрежной зоне. Некоторые виды заходят в реки, очень немногие живут на больших глубинах. Взрослые камбалы, как правило, ведут донный образ жизни, лежа неподвижно на слепой стороне тела, закопавшись в грунт так, что видны лишь верхняя часть головы и глаза. Зарываются камбалы быстро; лежа на дне, энергичными волнообразными движениями краев тела они мгновенно взмучивают грунт и опускаются в образовавшееся углубление. Взмученный грунт, осаждаясь, засыпает камбалу, которая, кроме того, врезается в дно краями тела. Лежа на дне, камбалы маскируются под цвет окружающего участка дна. Многие камбалы обладают изумительной способностью быстро изменять окраску своей глазной стороны тела в зависимости от цвета и рисунка дна; они воспроизводят его настолько совершенно, что становятся почти незаметными. Это свойство связано с зрительными восприятиями; ослепленные рыбы такой способностью не обладают. Камбалы малоподвижны; за редким исключением, они плохие пловцы. Плавают они, совершая колебательные движения своими длинными спинным и анальным плавниками, иногда плашмя, слепой стороной книзу. В случае опасности поворачиваются на ребро, спиной вверх и, как молния, мчатся вперед, после чего опять переворачиваются слепой стороной к дну и ложатся.
Подавляющее большинство камбал не совершают отдаленных миграций, производя сезонные перемещения на весьма ограниченные пространства. Многие из них отходят от берегов на зимовку, а весной для размножения и откорма подходят к берегу.
Камбалообразные в основном хищные и плотоядные рыбы. Питаются рыбами, донными беспозвоночными - ракообразными, моллюсками, червями и др.
Размеры их различны. Мелкие виды едва достигают длины 6-7 см и веса нескольких граммов, а самые крупные до 470 см и веса около 330 кг (палтус).
У некоторых видов выражен половой диморфизм. Самцы от самок отличаются меньшими размерами, большим расстоянием между глазами, большей длиной первых лучей спинного и грудных плавников.
Размножаются камбалы преимущественно весной и летом, а некоторые северные виды осенью и даже зимой, причем самцы созревают обычно раньше самок. Икру выметывают на дне. У подавляющего большинства она пелагическая: всплывает в верхние слои воды и там развивается, у некоторых развивается в толще воды (батипелагическая), а у пяти видов камбал икра имеет клейкую оболочку и развивается на дне или у дна.
Плодовитость камбал различна, крупные рыбы выметывают до 13 млн. икринок. Тропические и субтропические виды выметывают в основном мелкие икринки (диаметром не более 1 - 1, 5 мм) с одной или несколькими жировыми каплями, а большинство обитателей умеренных и северных вод выметывают крупные икринки без жировых капель.
. Внешним признаком асимметрии является начало перемещения к краю головы глаза будущей нижней слепой стороны. Преимущественный рост одной стороны тела приводит к тому, что глаз этой стороны переходит вначале на край головы, а затем на будущую глазную сторону. Есть и несколько таких видов камбал, у которых переходящий глаз останавливается на ребре головы. Тело уплощается с боков, становится выше, спинной плавник продвигается вперед, на голову, происходит неравномерный рост некоторых органов и тканей. В результате кости черепа деформируются, рот у многих искривляется, развивается асимметрия жаберного аппарата и, у некоторых видов, грудных и брюшных плавников. Происходит частичная или полная утрата окраски слепой стороной. Около этого времени молодь камбал опускается на дно и ложится на слепую сторону.
Камбалы - важные промысловые рыбы, особенно в северном полушарии. Ловят их главным образом оттер-тралами, снюр-неводами, близнецовыми неводами, различными крючковыми орудиями лова и т. д.
Мясо камбал, особенно палтусов, обладает высокими вкусовыми качествами.
Работа с текстом
Выделить ключевые фразы текста
4Отряд Карпообразные– в подавляющем большинстве это обитатели пресных вод. У карповых нет зубов на челюстях, но развиваются глоточные зубы на нижнеглоточных костях. Это мирные рыбы, питающие водной растительностью, моллюсками, насекомыми, червями. По этой причине у них нет желудка, а только длинный кишечник.
Представители: сазан, лещ, карп.)Задание: определить особенности отряда и их значение.