Открытый урок по биологии Развитие и размножение рыб. Забота о потомстве. (7 класс)


Урок биологии в 7 классе
Тема:Особенности размножения и развития рыб. Забота о потомстве.
Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида
Задачи
Образовательные
-сформировать знания об особенностях размножения и развития рыб
- раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида
Развивающие
-формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации
Воспитывающие:
-воспитать интерес к изучаемому предмету , бережное отношение к природе.
Методы обучения
-словесный:объяснительная беседа, рассказ
-проблемный, частично-поисковый
-самостоятельная работа, работа в парах
Средства:
-предметные: презентация «Размножение рыб»
-практические: выпонение самостоятельной работы, работа в парах
-интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление
Оборудование: презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой. Сообщение цели урока.
Опрос домашнего задания
Фронтальный опрос:
1.Почему рыба не может повернуть головы?
2.Назовите 5 отделений головного мозга.
3.Назовите органы выделительной системы рыб
4.Что выполняет роль органов движения и регуляции положения тела?
5.Назовите отделы скелета.
Кто первый ?
А) почему рыба скользкая и ее трудно поймать?
Б) Каково значение боковой линии?
В)Какое главное отлличие рыб класса Костные от Хрящевых?
Г) у каких рыб нет плавательног пузыря?
3. Изучение нового материала
Органы размножения рыб.
Большинство рыб раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки — икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки называется наружным. Среди рыб есть и гермафродиты (морские окуни, морские караси, и т.д.), у которых, однако, как правило, происходит созревание половых продуктов разновременно, что исключает самооплодотворение.
Половой диморфизм наиболее резко выражен у глубоководной рыбы- удильщика церации. У нее самец карликовых размеров (1,6 см) прирастает к жаберной крышке во много раз более крупной самки (1,1 м) и существует за счет ее соков, так как у него нет зубов и кишечник не развит.
—                  Как вы думаете, какое это имеет значение и с чем это связано?
У других рыб половой диморфизм проявляется в неодинаковых размерах тела. Так, например, у сома, амурского лжепескаря, т.е. у рыб, самцы которых охраняют икру, самки меньше самцов. В других же случаях, наоборот, самцы уступают самкам в размерах тела. У некоторых рыб самцы заметнее самок по наличию у них копулятивных органов или по более яркому брачному наряду
Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворе нием яиц, особое сложное поведение в период размножения называется нерестом.
Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы. Большинство рыб откладывает икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения. Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема; все эти факторы могут иметь единственное значение. Развиваю щиеся икринки и личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно го раздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые рыбы, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию. Подходящие места для нереста называют нерестилищами. Загрязнение воды и дна, заиливание дна корой деревьев при лесосплаве ведет к невозможности нереста или гибели оплодотворенной икры.
Особенности развития рыб.
На парты раздать схему развития рыб для опры
Стадии развития рыб:
несколько несколько в воде суток месяцев
Яйцеклетка + сперматозоид → зародыш → личинка без → малёк → взрослая особь
плавников
Оплодотворённая икринка начинает делиться. Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь. Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный зародыш (малек) без плавников.
Через несколоько дней развивается малек, а через несколько месяцев взрослая особь.
 Для рыб характерно сложное поведение в период размножения, связанное с инстинктами. Такое поведение в период размножения называется нерестом, а места для нереста — нерестилищами. Очень часто взрослые рыбы обитают в одних местах, а для нереста отправляются в более благоприятные для развития потомства воды, совершая миграции.
—                  Какой вывод можно сделать из изложенной информации?
Для некоторых рыб характерны длительные миграции к местам, благоприятным для размножения и развития молоди. Такие рыбы называются проходными.
Забота о потомстве
Просмотр презентации
Обсудим
Колличество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего зависит количество откладываемых икринок?
Между числом отложенных икринок и заботой о потомстве существует зависимость. Чем больше проявляется забота о потомстве, тем меньше число откладываемых икринок. Большое количество икринок — приспособление, обеспечивающее сохранение вида.
Миграции. Проходные рыбы.
Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения).
Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососёвые), а другие, наоборот, уходят из рек в море (речной угорь) – это так называемые проходные рыбы.
Запишите в тетрадь: нерест – это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения.
Закрепление
Заполни пропуски (индивидуальная работа)
Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..
Проверка
Работа с терминами (в парах)
Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.Определить очередность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.
Составить логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах).
5. Игра «Кто лишний ?»
Скат
Окунь
Лосось
Кит
Сельдь (объяснить)
6. Рубрика «Изучаем казахскийязык на уроке биологии»
Прочитать и перевести
Балыққа-су, құсқа- аспан, адамға-жер. 2) Балық- кішкентай, сорпа тәтті. 3) Балықшы балықшыны анау жерден көреді. 4) Балық түбін іздейді, адам кушті жерін іздейді. 5) Балық кішкентай- жақсы сорпа, 6) Балық үлкен- жаман сорпа.
7. Д\З: Подготовить тест для самопроверки. Творческое сообщение «Где и ка можно применить знания о размножении рыб на практике»
8. Итог урока: комментарии оценок за урок
9. Рефлексия
Какой мой самый большой успех на уроке?
Что нового и интересного узнал я на уроке?
Что бы ты хотел узнать еще по этой теме?
Пожелания себе и другим.