Урок по Всемирной истории Международные отношения в начале XX века (10 класс)


Всемирная история
10 класс
Урок 2.
Тема:  Международные отношения в начале XX века.
Цель урока:
- объяснить причины и характер войны, стратегию и тактику военных действий.
- дать четкую картину опасности войны для человечества.
Задачи урока
Образовательные: С помощью конкретных фактов, доказательств и наглядных пособий показать, что решающую роль в войне играет военная техника. Война бывает справедливой и несправедливой. Раны, нанесенные войной, никогда не заживают. Особо следует указать, что война не может быть главным средством решения противоречий.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.
Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, Презентация, выполненная в Power Point с портретами Сталина, Гитлера, Муссолини, Хирахито, Жукова, Чемберлена, Молотова, Риббентропа, Молотова подписывающего договор о ненападении, Гитлера в окружении своих генералов перед картой Европы.Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, страны ОСИ, вооруженный конфликт, "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния.Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: смешанный
Структура урока:
1. Организационный этап. Целевая направленность.
2. Этап проверки домашнего задания.
4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности рабочего места, отсутствующих в классе ребят. Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного материала: (15 мин)
1) Фронтальная беседа:
- Что такое буржуазная революция!
- В чем отличие революционного развития от эволюционного?
- В чем заключалась причина необходимости объединения предприятий?
- Каковы основные формы управления государством?
- Кто является основоположником марксизма и кто доказал возможность победы социалистической революции в отсталых индустриально-аграрных странах?
- Как вы понимаете выражение «Служить в армии — почетный долг молодых»?
Почему это необходимо?
2) Работа с картами.
Покажите на карте страны, занимающие первое место в мире по использованию в производстве новых технологий.
Покажите на карте страны, где осуществляется парламентская монархия.
Раскройте понятие конституционной и абсолютной монархий.
3) Работа с историческими терминами.
Объясните значения терминов, данных ниже, приведите примеры: левые демократы; правые социал-демократы; центризм; аннексирование; ревизионизм; милитаризм; пацифизм; антисемитизм; национализм; расизм.III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
- Каковы причины обострения международных отношений в начале XX в.?
- Какие страны особенно активно готовились к Первой мировой войне?
IV. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Причины войны, характер, цель, начало войны, предлог.
2. Балканские войны.
3.Военные действия 1914—1915 гг.
4.Социально-политический кризис в воюющих государствах.
5.Особенности военных действий 1916 г.
6.Военные действия 1917—1918 гг., окончание войны.
По первому вопросу:
Определите причины, вынудившие эти страны принять участие в войне, и подберите правильные соответствия сторон табл. 1.
По второму вопросу:
Учитель предлагает вниманию учащихся таблицу о Балканских войнах и делает выводы.
- Почему Балканские войны стали "пороховой бочкой" Европы? Назовите причину.
- Можно ли рассматривать Балканы одной из причин Первой мировой войны?
Учитель в ходе беседы, акцентирует внимание на том, что ухудшение международного положения в 80-х — 90-х годах XIX в. привело к созданию двух военных союзов.
Учитель подчеркивает, что, если в 1916 г. "Союз трех императоров" был направлен против Англии, то в 1882 г, он был против Франции.
С ухудшением международного положения в начале XX в. были созданы два военных союза.
По третьему вопросу
Учитель предлагает заполнить таблицу.
Таблица 3
Изменение положения в начале XX в.


Вхождение России в военно-политический блок 1891—1892 гг.
Вмешательство Германии в балканский вопрос, сближение с Австро-Венгрией

Отдаление России от Австро-Венгрии и Германии, сближение с Францией

Рассматривая осложнения отношений между Францией и Пруссией после войны 1870—1871 гг., учитель задает вопрос:
- "Почему Балканы оказались центром международного конфликта?"
Необходимо остановиться на трагедии Боснии 1908—1909 гг.
- "Почему изменились отношения между Россией и Австро-Венгрией?",
- "С какой целью Россия вмешалась в балканскую политику?",
- "Какую роль играла Россия в Балканских войнах?",
По четвертому вопросу заполнить таблицу о военных действиях 1914—1915 гг.
АнтантаТройственный союз1. Промышленность еще не была перестроена на военный лад 1. Улучшение работы Нильского канала2. Отсутствие укреплений на границе Бельгии и Франции 2. Усиление дальнобойности немецкой артиллерии. Выпуск новых видов пушек заводом Круппа.
3. Недостаточная подготовленность сухопутных войск3. Подготовка Германии к "наступательной" войне
4. Достаточно высокий уровень подготовки военно-морского флота 4. Превосходство в численности немецкой армии. Наращивание военной мощи Австро-Венгрии
Неудачи России на фронте вынудили её оставить Галицию, часть Латвии и Белоруссии Результатом военной кампании 1915 г. стало присоединение Турции к блоку Австро-Венгрии и Германии.
Рассказывая о военных действиях 1916 г., учитель может использовать текст учебника и иллюстрации в нем. Военные события на Западном и Восточном фронтах можно отразить в следующей таблице: 1916 г.Западный фронтВосточный фронт1916 г., 24 февраля — Верденская битва. Битва на реке Сомми. 1916 г. — тяжелые потери обеих сторон привели к утрате Германией превосходства на фронте 1916 г., 5 июня — взятие генерш лом Брусиловым Галиции и Булавины.
1916 г., август — переход Румынии на сторону Антанты. 1916 г., декабрь — захват Румынии немецкими войсками

В 1916 г. произошли военные столкновения Герма* Великобритании на море. В результате затянувшейся bos произошло военно-экономическое ослабление Антанты.
Военная кампания 1917—1918 гг. и ее основные моменты отражены в данных таблицах.
1917 г.Западный фронтВосточный фронтОсень 1917 г. — поражение Италии, мобилизация мужчин (с 16—60 лет) в армию. Новый военный план фельдмаршала фон Гинденбурга. Ослабление позиций Германии на Западном фронте 6 апреля 1917 г. — объявление США войны Германии. Бразилия объявляет войну Тройственному союзу
1918 г.
Западный фронтВосточный фронтИюль 1918 г. — неудачное наступление Германии.
18 июля 1918 г. — поражение немецких войск под Марной. 29 сентября 1918 г. — объединение Германии.
Октябрь 1918 г. — признание поражения Турцией.
3 ноября 1918 г. подписание мира между Австро-Венгрией и Антантой Март 1918 г. — Брест-Литовский договор.
Россия лишилась части Украины, белорусских городов Брест и Белосток.
Февраль 1918 г. — победа России над немецкими войсками и требование капитуляции Германии
Лишившись союзников, Германия вынуждена была заключить соглашение с Антантой в Компьенском лесу. Так закончилась Первая мировая война.
V. Закрепление нового материала:
Дополните хронологическую таблицу:
№ СобытиеСоздан франко-русский союзКонгресс США объявил войну Испании
Англо-бурская война4 Германия запланировала строительство 34 линкоров, 45 крейсеров, более 100 кораблей
5 Утверждено строительство железной дороги Берлин — Багдад — Басра
6 Подписано англо-французское соглашение7 Русско-японская война8 Англо-русское соглашение; образование Антанты
9 Восстание «младотюрков»
10 Создание в Африке колонии «Южно-Африканский союз»
11 Война между Италией и Турцией
12 Союзники приступили к военным действиям
13 Албания объявила о своей независимости
14 Турция ратифицировала Лондонское соглашение15 Началась вторая Балканская война16 Подписан Бухарестский договорV.Итог урока:
Что понравилось на уроке? Комментирование оценок.
Домашнее задание § 2. Изучить, ответить на вопросы в конце параграфа
Таблица 1
№ п/п СтраныСобытия1 ФранцияА. Стремление установить господство над Балканским полуостровом, Ираном и Дальним Востоком
2 РоссияВ. Захват Ближнего Востока и африканских стран на побережье Тихого океана
3 Австро-ВенгрияС. Стремление расширить свою территорию за счет Эльзаса и Лотарингии, Рурской области и африканских стран
4 ИталияД. Установление господства на Балканах
5 АнглияПередел территории Тироля, Триеста, Албании и Африки
6 США Е. Захват территорий Азии, Африки, тихоокеанских островов и укрепление своего господства в мире
7 ГерманияЖ. Расширение своей власти в мире
8 ЯпонияЗ. Захват Маньчжурии и Кореи
1 2 3 4 5 6 7 8

Таблица 2
Балканские войныБалканскиеВоенныеИтогивойныдействияи последствияПерваяБалканская войнаОктябрь 1912 г. Усиление Сербии. Влияние
Турции и Австро-Венгрии
ослаблоВтораяБалканская войнаИюнь 1913 г. Болгария проиграла, заключила договор с Турцией. Россия поддержала Болгарию.
№ СобытиеСоздан франко-русский союзКонгресс США объявил войну Испании
Англо-бурская война4 Германия запланировала строительство 34 линкоров, 45 крейсеров, более 100 кораблей
5 Утверждено строительство железной дороги Берлин- Багдад -Басра
6 Подписано англо-французское соглашение7 Русско-японская война8 Англо-русское соглашение; образование Антанты
9 Восстание «младотюрков»
10 Создание в Африке колонии «Южно-Африканский союз»
11 Война между Италией и Турцией
12 Союзники приступили к военным действиям
13 Албания объявила о своей независимости
14 Турция ратифицировала Лондонское соглашение15 Началась вторая Балканская война16 Подписан Бухарестский договорДополните хронологическую таблицу:

№ СобытиеСоздан франко-русский союзКонгресс США объявил войну Испании
Англо-бурская война4 Германия запланировала строительство 34 линкоров, 45 крейсеров, более 100 кораблей
5 Утверждено строительство железной дороги Берлин- Багдад -Басра
6 Подписано англо-французское соглашение7 Русско-японская война8 Англо-русское соглашение; образование Антанты
9 Восстание «младотюрков»
10 Создание в Африке колонии «Южно-Африканский союз»
11 Война между Италией и Турцией
12 Союзники приступили к военным действиям
13 Албания объявила о своей независимости
14 Турция ратифицировала Лондонское соглашение15 Началась вторая Балканская война16 Подписан Бухарестский договорДополните хронологическую таблицу: