Конспект урока истории в 9 классе по теме: Изменения в жизни стран Запада во второй половине XX — начале XXI в.


Изменения в жизни стран Запада во второй половине XX — начале XXI в.
Цель:
• характеризовать сущность и перечислять основные признаки информационного общества, ис- пользуя текст учебника и материалы СМИ;
• объяснять, почему кризис социального государства вызвал приход к власти неоконсерваторов в странах Запада;
• давать характеристику государственным лидерам современной Европы;
• определять тенденции экономического и политического развития стран Запада на рубеже XX—XXI вв.;
• рассказывать о плюсах и минусах европейской интеграции;
• объяснять значение понятий и терминов: научно-техническая революция, энергетический кризис, экологический кризис, импичмент, дефицит государственного бюджета, инфляция, неоконсервативная политика, неоглобализм.
План изучения нового материала
1. Информационная революция.
2. Энергетический и экологический кризисы.
3. Изменение социальной структуры стран Запада.
4. Демократизация стран Запада и терроризм.
5. Неоконсерваторы и неоглобализм.
6. Страны Запада на рубеже XX—XXI вв.
Средства обучения: учебник, схемы «Постиндустриальное общество в конце XX в.», «Политика государства благосостояния и «неконсервативная волна в странах Запада», таблица «Демократизация в странах Запада»
Даты 1973—1975 гг. — энергетический и экономический кризисы в странах Запада. 1979—1990 гг.  — деятельность правительства М. Тэтчер. 1999—2002 гг. — введение евро.
Персоналии: Р. Никсон, М. Тэтчер, Р. Рейган, Б. Обама.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Проверка выполнения дом.задания
«Историческое лото»
3. Изучение нового материала.
1. «Информационная революция» ученики должны назвать достижения информационной революции, которыми они пользуются. Вопрос: почему научно-техническая революция 1970-1990-х гг. получила название информационной?
Во второй половине 20-начале 21 века в западном обществе резко возросла роль компьютеров, что позволило говорить о компьютерной или информационной революции. Компьютеризация позволила осуществить научно-техническую-революцию – резкое ускорение в развитии технологий и научной мысли.

2. Энергетический и экологический кризис. Работая над вторым вопросом плана, мы с вами должны будем заполнить схему «Проявления энергетического и экологического кризисов в странах Запада»
Просмотр видеоролика «Нефтяной кризис 1973 г.»
«Проявления энергетического и экологического кризисов в странах Запада»
3638550153670904875106045
Энергетический кризисЭкологический кризис
3324225113030Исследования в области экологии. Проблема ограниченности ресурсов.
Загрязнение окружающей среды отходами производства, нарушение баланса в природе (массовая вырубка лесов, выбросы в атмосферу).
В 1960-1970 – х гг. все больше людей стали осознавать масштабность проблем.
Стали возникать международные экологические организации «Гринпис».
С 1972 г. стали создаваться партии «зеленых».
Создание «экологических общин» - жить в гармонии с природой.
00Исследования в области экологии. Проблема ограниченности ресурсов.
Загрязнение окружающей среды отходами производства, нарушение баланса в природе (массовая вырубка лесов, выбросы в атмосферу).
В 1960-1970 – х гг. все больше людей стали осознавать масштабность проблем.
Стали возникать международные экологические организации «Гринпис».
С 1972 г. стали создаваться партии «зеленых».
Создание «экологических общин» - жить в гармонии с природой.
-19050939801973 г – война между Израилем и
Сирией с Египтом
США поддержали Израиль,
в ответ на это
ОПЕК-организация стран экспортеров нефти
Ввело эмбарго –запрет на торговлю
со странами Запада.
Высокие цены на нефть.
В 1974-1975 гг – острый энергетический и экономический кризис
(Сочетая методы гос.регулирования экономики,
а также поощряя частную инициативу в разработке
альтернативных видов сырья страны Запада смогли снизить
потребление нефти)
Во втор.пол1980-х годов энергетический кризис был преодолен
001973 г – война между Израилем и
Сирией с Египтом
США поддержали Израиль,
в ответ на это
ОПЕК-организация стран экспортеров нефти
Ввело эмбарго –запрет на торговлю
со странами Запада.
Высокие цены на нефть.
В 1974-1975 гг – острый энергетический и экономический кризис
(Сочетая методы гос.регулирования экономики,
а также поощряя частную инициативу в разработке
альтернативных видов сырья страны Запада смогли снизить
потребление нефти)
Во втор.пол1980-х годов энергетический кризис был преодолен

Каким образом каждый человек может воздействовать на улучшение экологической ситуации?
3. Изменения в социальной структуре общества
1.  Проанализируйте следующие данные.
В США за период 1950—1985 гг. доля лиц, занятых в производстве промышленных товаров, снизилась с 41% до 25%, при этом доля промышленного производства не сократилась. В середине 1980-х гг. в США 54% занятых относились к категории информационных работников (обработка и создание новой информации).
Какие выводы вы можете сделать на основе этих данных?
Производство высокотехнологичной продукции стало играть определяющую роль в экономике. Потребовалось более образованная и многофункциональная рабочая сила. Таким образом, на место узкоспециализированного рабочего, стал приходить представитель среднего класса – специалист по широкому кругу проблем, хорошо образованный, постоянно совершенствующий производство. Таких людей стали называть «белыми воротничками» - инженерно-технические работники. Простых рабочих – называть «синими воротничками».
2. Чем отличаются по своему положению в экономике «белые воротнички» от «синих воротничков»? Руководство ставит задачи перед ними, на основе которых специалист разрабатывает конкретные решения. Работа таких специалистов носит творческий характер, а не воспроизводящий.
3. Какими качествами должен обладать современный работник, чтобы не пополнить ряды безработных? Составляем кластер на доске «Современный работник» Мобильным, коммуникабельным, образованным, стремящимся идти вперед, быстрым, конкурентоспособным, творческим.
Закрепить материал о постиндустриальном обществе, которое сформировалось в США и ряде стран Западной Европы в конце XX  в., поможет его обобщающая характеристика на основе изменений социальной структуры стран Запада.
3095625173990Постиндустриальное общество в конце XX в.
Решающее значение науки и образования, творческий характер труда
310515016510
3105150190500Преобладание сферы обслуживания и информатики
Высвобождение значительной части рабочей силы из сферы материального производства
311467529845
Рост численности «белых воротничков» (инженерно-технических работников)
312420039370
Значительное влияние среднего класса в обществе
Вывод: возрастание и значительное влияние среднего класса в западноевропейском обществе произошло в результате научно-технической революции.
4.Демократизация стран Запада. Неоконсерватизм и неоглобализм.
Рост активности гражданского общества и влияния средних слоев способствовали демократизации стран Запада. В 1979 г. -1980 г. начался экономический кризис, рос дефицит государственных бюджетов, все это привело к всплеску инфляции.
В 1979 г. пришли к власти в Великобритании консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер.
31337251879601714500149860Задание : Составить схему внутренней и внешней политики М.Тэтчер.
3257550400685Решительно действовала во внешней политике.
1982 г.- разгромлен флот Аргентины в борьбе за британские Фолклендские острова в Южном полушарии
Против курса европейской интеграции – сближение, объединение
Решительно действовала во внешней политике.
1982 г.- разгромлен флот Аргентины в борьбе за британские Фолклендские острова в Южном полушарии
Против курса европейской интеграции – сближение, объединение
-47625400685Тэтчер провозгласила возвращение к консервативным ценностям капитал.общества, гос-во должно было перестать вмешиваться в экономику, сократить помощь социально незащищенным слоям и неэффективным производствам.
Власти снизили налоги, уменьшили социальные платежи.
Тэтчер провозгласила возвращение к консервативным ценностям капитал.общества, гос-во должно было перестать вмешиваться в экономику, сократить помощь социально незащищенным слоям и неэффективным производствам.
Власти снизили налоги, уменьшили социальные платежи.