Применение технологии развития критического мышления с целью экологического воспитания на уроках английского языка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8» г. Шумерля Чувашской Республики



Проект
Применение технологии развития критического мышления с целью экологического воспитания на уроках английского языка.




Автор проекта:
Учитель английского языка высшей квалификационной категории
Солдатова Е.Н.












Шумерля 2017г.
Пояснительная записка
Проблема активности учеников уже давно стала весьма актуальной. Несмотря на то, что существует огромное множество различных технологий и методик, у учащихся не остается времени поразмышлять самостоятельно или получить дополнительную информацию из других источников. Возникла необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.
При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику своей работы передо мной раскрылся исключительно большой научно-методический потенциал, появилось ещё больше возможностей использования различных форм и методов работы.
Моя работа нацелена на учеников 8 классов, имеющих достаточный словарный запас по предмету и опыт написания работ по теме Экология.
Введение.
Важность экологического воспитания детей ни у кого не вызывает сомнения. Экологическое образование и воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологической культуры личности и общества.
Тем не менее, предмет «Экология» не включен в инвариантную часть базисного учебного плана 2004 года. Задачи экологического образования и воспитания решаются средствами других учебных дисциплин, в частности, средствами предмета «Английский язык». Изучение иностранного языка тесно связано с большим количеством школьных предметов и носит метапредметный характер. Темы «Природа: флора и фауна», «Проблемы экологии», «Защита окружающей среды» представлены во всех современных УМК по английскому языку и соответствуют содержанию основного общего образования по учебному предмету в части «Предметное содержание речи».
Актуальность: ФГОС и Примерные программы по учебным предметам характеризуются высокой степенью практической направленности и интегрированного подхода к изучению иностранного языка. Примерные программы обеспечили преемственность в изучении подавляющего большинства лексических тем, в том числе и тем, связанных с экологическим воспитанием.
Новизна: Данная технология позволяет сильным учащимся развивать свои талант, ученикам со средними способностями добиться новых положительных результатов, а ученикам с недостаточной мотивацией к обучению побывать в ситуации успеха.
Важно заметить, что при использовании технологии развития критического мышления овладение новыми знаниями начинается не со знакомства с известными способами решения определенной задачи или проблемы, а с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.
Нужно ли и можно ли целенаправленно формировать критическое мышление? На этот вопрос со всей определенностью ответил Д.Дьюи в начале прошлого столетия. По его мнению, главное, чем должны заниматься образовательные учреждения любого типа, это обучать детей думанию.Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Стадии и приёмы технологии.
Технология развития критического мышления включает несколько стадий.
Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов

Этапы
вызов
реализация
рефлексия

Приемы
- «Мозговой штурм»
- кластеры
- концептуальное колесо
- Прогнозирование (по портрету, картине)
- Прогнозирование по ключевым словам
- таблица тонких и толстых вопросов
- Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
- круги по воде
- Таблица «З–Х–У»
- верные и неверные утверждения
- Чтение текста с маркировкой по методу insert
- стратегия «фишбоун»
- зигзаг
- Выделение ключевых слов подчёркиванием
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
-чтение текста с остановками
-– синквейн
- Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
- Достраивание кластера из ключевых слов
- Ответы на поставленные вопросы.
- Организация устных и письменных круглых столов.
- Организация различных видов дискуссий.
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

 
Зигзаг как один из приёмов технологии.
Рассмотрим подробнее суть одного из приведенных в таблице приемов. Это 9 приём-зигзаг.
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.
1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.
Заключение:
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам и приемам. В данной работе был представлен 1 урок с применением технологии. Но хотелось бы отметить, что у данной технологии нет конца и края. Каждый урок может отличаться от предыдущего приемами и методами работы. Учитель может варьировать методы и тем самым научить учеников добывать информацию разными способами: индивидуальными, парными или групповыми. Работа в парах и в малых группах удваивает потенциал детей, значительно расширяет их словарный запас, способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста.
Также интеграция английского языка и экологических тем даёт множество плюсов. Но это уже другая тема и другой проект.

Приложение 1

Урок с использованием технологии.
Урок с использованием технологии критического мышления «Английский + экология» по УМК Spotlight 8
Тема: Бумажные и пластиковые сумки/пакеты
Цель: Систематизация знаний по теме экоупаковки с применением технологии критического мышления на уроках английского языка
Задачи: Образовательная- изучение новой лексики по теме с применением новых технологий.
Развивающая – развитие навыков чтения с извлечением детальной информации, развитие навыков монологического высказывания, развития умения работать в группе.
Воспитательная – воспитание бережливого отношения к природным ресурсам.

Ход урока:
1. Организационный момент. Hello everybody. I’m glad to see you today.
2. Введение-сообщение целей и задач урока
(ученики видят на слайде 2 сумки: пластиковую и бумажную и делают вывод-какая же сегодня будет тема)
3. Фонетическая разминка – отработка произношения новой лексики (Vocabularylist)
4. Речевая разминка- Развитие умений монологической речи (выражение личного аргументированного отношения к прочитанному).
- Strong reasons make strong actions. (I think/ In my opinion/ I agree/ I disagree)
- №1. Какой тип сумок вы предпочитаете брать с собой в магазин? (в форме игры-опроса Карусель)
5. Основная часть:
-1 стадия-вызов
1 прием.«Мозговой штурм»
-что я уже знаю о пластиковых и бумажных сумках (фиксация на доске в виде спайдограммы)
- что я хотел бы узнать (фиксация )
В учебнике предлагается 6 прием - Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У) ( Фиксация информации по колонкам)
-2 стадия-осмысление
Использование приёма-пила. (3 группы)
Text 1. Where does it come from? (текст из учебника)
Paper.
As you know, paper comes from trees. But you may not know that it takes about three tons of wood chips to get one ton of paper pulp. Can you imagine the number of trees needed every year just to make paper? You might also be surprised to know that we wash, bleach and colour this paper pulp using chemicals that harm the environment.
Plastic.
Plastic comes from oil. Now, we all know that the oil industry causes pollution. Furthermore, the manufacturing of plastic bags uses a lot of electricity which is not good for the environment.

Text 2. Where does it ends its life? (текст из учебника)
Paper.
Your paper bag can end up in a landfill site where it will take years to break down. If you take it to recycling center it means more energy and chemicals are used. Either way, there’s waste.
Plastic.
Like paper, plastic bags often end up in landfills. In fact, in the UK, for example, we recycle only 1 in 200 plastic bags. So what happens to the rest? We throw them away. A plastic bag takes more than 1000 years to decompose. In the meantime, plastic bags cause over 100000 sea turtles and other marine animals to die every year, when animals mistake them for food.

Text 3. What is better for environment (дополнительныйтекст)
Both have their advantages and disadvantages.
Paper bags are better for the environment because they are biodegradable, but in order to make paper bags, more trees need to be cut down. They are also less convenient to carry if you do not have a car. They also rip easily if something leaks inside them, but that is usually a minor inconvenience.

Plastic bags are easier to carry, but they take hundreds of years to disintegrate; plastic bags can also kill wildlife- plastic stuck on birds' beaks when they forage through trash can melt in the sun and prevent them from eating and breathing. Animals can also choke on plastic bags, if accidentally swallowed.

The compromise: If you have a car, choose paper bags, and after you're done emptying them, save them for garden debris or storing light materials away. If you have to walk to the store, choose plastic bags, but don't throw them away- you can take them with you to use again. An even better idea is to purchase a reusable cloth bag with handles; they are inexpensive, washable, and will not produce any trash. If you're worried about bacteria accumulating from packaged foods such as raw meats, just make sure you wash all your bags between grocery store trips.

3 стадия-рефлексия
1) Работа с лексикой (синонимы № 5)
2) Словообразование (№6)
3) Синквейн по образцу +№7 ( убеждение использовать пластиковые сумки-пакеты/ бумажные)

Приложение 2
Text 1 Text 2 Text 3
Where does paper bag come from? Where does paper bag ends its life? Advantages of paper bag
Where does plastic bag come from? Where does plastic bag ends its life? Advantages of plastic bag
Influence of producing plastic bags How can paper bag be recycled? Disadvantages of paper bag
Influence of producing paper bags How can plastic r bag be recycled? Disadvantages of plastic bag
Which is better?

Приложение 3

Vocabulary list
Paper pulp
Bleach
Harm
Chemicals
Cause
End up
Landfill
Break down
Recycle
Waste
Throw away
Decompose
Mistake for
Biodegradable
rip
leaks
to disintegrate
forage
prevent
garden debris
to purchase