Воспитание у детей младших классов этики межнационального общения

Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Теоретические основы воспитания у детей
дошкольного возраста этики
межнациональных отношений.
нЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
Общее понятие о толерантности. воспитание у детей дошкольников межнациональной толерантности.

ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

2.1. ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ.
2.2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
2.3. ЖИВОПИСЬ, ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУСТВО.
2.4. ИГРА.

ГЛАВА III. Практическая работа с детьми старшего дошкольного возраста.
3.1. Изучение уровня сформированности у детей дошкольного возраста этики межнациональных отношений.
3.2. Разработка и проведение программы занятий и мероприятий, формирующих у детей этику межнациональных отношений.
3.3. сравнительный анализ результатов работы по формированию у детей дошкольного возраста этики межнациональных отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА.














ВВЕДЕНИЕ
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности межнациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности. Её решение возможно лишь при создании такого педагогического процесса. В последние десятилетия проблеме формирования культуры межнациональных отношений, межнационального общения посвящены многие философские, психологические и педагогические исследования. Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в трудах Р.Г. Абдулатинова, Э.Н. Аллахвердянц, Э.А. Баграмова и др. Различные аспекты проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей нашли отражения в трудах М.И. Богомоловой, В.Д. Ботнарь, Р.И. Жуковский и др.
В значительной мере ими разработаны и обоснованы содержание и условия, пути и средства воспитания эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей.
Изменившаяся социально- психологическая ситуация в обществе потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к людям разных национальностей, этики межнационального общения.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, её ценных ориентаций. В этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе, к окружающим людям (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.)
По мнению исследователей, в частности С.А. Козловой, первые четыре года жизни характеризуются интенсивным вхождением ребенка в социальный мир,
формированием начальных представлений об окружающей жизни, о нормах человеческого общения. Как отмечает Э.К. Суслова, отношение к человеку другой национальности начинает складываться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о существовании разных народов. Изложенные положения, а также особенности развития детей среднего дошкольного возраста, которые заключаются, прежде всего, в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенно изменение эмоциональной и мотивационной сфер, ориентации на социальные отношения в мире взрослых возрастающей потребности в общении, дают основание предположить следующее:
Период четырех - пяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально-положительного отношения к людям других национальностей.
Объектом исследования является процесс воспитания у детей дошкольного возраста этики межнационального общения.
Предметом исследования являются пути и средства, которые используются в воспитании эмоционально – положительного отношения к людям разных народов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречия между целесообразностью формирования положительной ориентации у детей пятого года жизни на представителей разных народов и недостаточной теоретической экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические основы целесообразности и возможности формирования и воспитания у детей межнационального взаимоотношения. На основе теоретического исследования была поставлена цель для решения проблемы.
Цель: выявить противоречия между целесообразностью формирования положительного отношения у детей 5-6 года жизни к представителям разных народов и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса. Определить содержание, методы и средства повышающие эффективность воспитания этики межнационального общения.
В соответствии с целью и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
- проанализировать творческий передовой педагогический опыт;
- выявить содержание, методы и средства воспитания у детей этики
межличностных отношений;
-выявить уровень сформированности у детей этики межнационального общения;
-теоретически обосновать, разработать и апробировать методику воспитания у детей этики межнационального общения.
В основу исследования положена гипотеза. Процесс воспитания у детей этики межнационального общения будет успешным, если:
- педагогическая организация работы с детьми будет осуществляться по специально разработанной программе, включающей эмоциональный, познавательный, поведенческий компоненты с акцентом на первый из них.
и поведенческий компоненты с акцентом на первый из них.
Основные методы исследования, использованные при написании работы: описательный, аналитический.





ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1.1. Необходимость и возможность воспитания у детей этики
межнационального общения
С первых лет становления советской дошкольной педагогики проблема интернационального воспитания, наряду с воспитанием коллективизма, атеистическим воспитанием, считалось наиболее важной. Большая роль в её разработке принадлежит Н.К. Крупской. В её статьях и выступлениях заключена целая программа формирования дружеского отношения и уважения к разным народам у дошколят, предложены разнообразные пути и средства интернационального воспитания детей. [1., С. 27]
Идеи Н.К. Крупской легли в основу педагогической теории, получили дальнейшее развитие в трудах таких исследователей как Е.И. Радина, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, М.Р. Оганесян и др., творчески воплощаются в жизнь практическими работниками.
Изменившаяся социально-психологическая ситуация в обществе потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам.
В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, усиливающегося проявления национализма и шовинизма, с другой, сверх актуальной становится проблема воспитания у детей эмоционально положительного отношения к людям разных национальностей, этики межнационального общения.
Но наряду с утверждением о важности воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей с первых лет жизни ребенка (данная позиция закреплена в обеих концепциях дошкольного воспитания) бытует мнение о нецелесообразности соответствующей работы в детском саду. Причём, одни его сторонники, ссылаясь, что ребёнок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим, а значит, столь важные чувства и отношения разовьются без вмешательства педагога; другие – тем, что ребенок индифферентен к национальной принадлежности, осуществляет выбор друга независимо от его национальности, следовательно, излишне расширять кругозор дошкольника знанием о существовании разных народов; некоторые – тем, что в условиях острого кризиса межнациональных отношений воспитатель не может противостоять негативным влияниям, которым подвергается ребенок, в том числе со стороны родителей. Педагогика бессильна перед политикой.[3., С. 54]
Несостоятельность первых двух мотивировок легко доказуема. Сошлемся на авторитетные точки зрения. Высказывание А.А. Прокопович-Антонского о
том, что «никто не родится в свет ни счастливым, ни добродетельным, ни просвещенным худые и добрые свойства зависят от первых впечатлений, от первых внушаемых чувствований и понятий – от воспитания», [15., С.349] конкретизирует академик Бромлей Ю.В.. Известный специалист в области проблемы межнациональных отношений утверждает: «человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом». [5., С.191]. И действительно, добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность, жестокость – ответное отрицательное отношение. И происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком. Создается впечатление, что ребенок одинаково относится к русским, киргизам, казахам, узбекам и другим, но это впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об их существовании. Наверное, можно сказать: ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, т.е. фактор национальности не принимается им во внимание, поскольку не известен.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причем у старших дошкольников Москвы воспитывающихся, как правило, в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, поделиться с ними игрушками, сладостями, выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем замечены прямые или косвенные проявления иного отношения: смех или, напротив, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей с необычными для восприятия детей ярко выраженными внешними особенностями, говорящими на непонятном для ребят, а потому «смешном» языке; отказ вступать в общение с ними. Детская бестактность обнаруживается в попытках «уподобить» (сделать похожими) черты своего лица специфическим чертам лица человека иной национальной принадлежности; назывании сверстников по национальности, а не по имени (порой с недоброжелательным оттенком); разнообразных дразнилках, включающих название национальности ребят, в адрес которых они обращены; прямом вопросе к незнакомому человеку, направленном на выяснение его национальной или расовой принадлежности; в громком высказывании своих впечатлений от неожиданной, только что состоявшейся встречи, к примеру, в общественном транспорте, с человеком другой расы или национальности (да еще в его же присутствии!) [11., С.217].
Детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, но прежде всего слаборазвитые гуманные отношения, отсутствие необходимы
представлений и культуры общения – таковы, по-видимому, основные причины названных отрицательных проявлений. Как правило, они бывают навеяны взрослыми, тем более во время острых коллизий в сфере этнонациональных отношений.
Что касается третьей мотивировки, то следует согласиться: действительно педагог не всемогущ. Но в период обострения межнациональных отношений, он может смягчить эту напряженность, показывая личный пример ровного, доброжелательного отношения ко всем детям, к какой бы национальности они не принадлежали, приобщая ребят к культуре разных народов.
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.[19., С. 38.].
Материалы социологических и психологических исследований, наблюдения практических работников детских садов различных регионов страны свидетельствуют не только о необходимости, но и возможности воспитания эмоционально0положительного, уважительного возраста [11., С.323.].
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми» (Д.Б. Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И. Непомнящая), по-видимому, связанных и с его национальной принадлежностью.
Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.[15., С.86.].
Эмоциональная отзывчивость, складывающиеся предпосылки к эмоциональной саморегуляции, когда эмоции становятся «умными», рождается культура чувств; восприимчивость, открытость, доверчивость ребенка,
подражательность, социальная ориентация на точку зрения другого человека, способность ориентироваться в некоторых явлениях общественной жизни, отсутствие этнических стереотипов – все это позволяет формировать этику общения дошкольников с людьми разных национальностей [14., С.21.].

1.2. Новые подходы к воспитанию у детей этики межнационального общения.

В настоящее время в контексте философских, этнографических, социологических исследований Э.А. Баграмова, Ю.Б. Бромлея, М.С. Джунусова, Л.М. Дробижевой, С.Т. Калтахчан, И.С. Кон и других переосмысливается
трактовка понятий «интернациональное» и «национальное», взаимодействие национального и общечеловеческого. [11., С. 31.].
Если в устаревшем упрощенном понимании интернациональное рассматривалось как нечто наднациональное, сводилось в значительной мере к продлению, подавлению национального, то в условиях нового мышления оно трактуется, в частности, как расширение национального до осознавания своей общности с многочисленными нациями. Сегодня национальное рассматривается как необходимый элемент интернационального. Интернационалистское сознание немыслимо без национального самосознания. Каждая нация – часть человечества, его достояние, поэтому она является индивидуальной носительницей общечеловеческих черт и ценностей. И в жизни людей это настолько важно, значимо, что воспитание стали понимать как приобщение ребенка к миру этих ценностей.
Каким же должно быть формирующееся у детей отношение к людям разных национальностей? Безусловно, доброжелательным, уважительным, построенном на интересе и симпатии к сверстникам и взрослым, прежде всего своего родного народа, а также иных рас и национальностей. Отечественные педагоги всегда понимали необходимость национального воспитания, т.е. воспитания у детей любви к своему родному народу, и рассматривали его как одну из первоочередных задач патриотического воспитания. Однако недооценивали роль национального воспитания в интернациональном, считая это чем-то само собой разумеющимся.
Сегодня мы в полной мере осознаем: человек уже в первые годы своей жизни должен всей душой, всем сердцем полюбить свой родной народ, свою этническую и национальную культуру, испытывать чувство национальной гордости. Только тогда он сможет с пониманием и неподдельным интересом отнестись к культуре других народов, проникнуться симпатией и уважением к людям иных национальностей. Вместе с тем не следует упускать из виду: чрезмерное увлечение национальным. Это может привести к национализму. Чтобы этого не случилось, нельзя делать акцент на национальном воспитании, «национальных особенностях в ущерб идее общности всех людей на планете» [1., С. 18].
Естественно, нельзя воспитывать доброе отношение к людям, не давая определённых знаний о них. Поэтому детей обогащают представлениями о быте, культуре, труде того или иного народа, его нравственных качествах, о том, что сближает, роднит данный народ с другими. Целесообразно знакомить детей с народами, а не с республиками, меньше уделять внимания национальной символике. Дошкольнику достаточно знать флаг, гимн и герб Российской Федерации – его большой Родины, а также символику города, где он живёт, т.е. своей малой Родины.[16., С.283.].
Сейчас определились новые подходы к решению данной проблемы: через
примат общечеловеческих ценностей, ибо они становятся главными, определяющими в отношениях человека к человеку; через усиление внимания:
к накоплению ребенком личного позитив опыта межличностного общения с представителями разных национальностей, формированию этики межнационального общения, к эмоциональному компоненту отношений, к воспитанию добрых чувств в первую очередь к родному народу и людям своего ближайшего национального окружения.
Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для неё служит уважение к человеку, когда детям ещё не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытав на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства.[19., С.26.].
Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков.
Для развития ярких, образных представлений о каком-либо народе важна последовательность работ. Прежде всего, детей знакомят с устным народным творчеством. Через симпатию к героям народных сказок, интерес к потешкам, пословицам и т.д., формируется психологическая готовность к усвоению других знаний. [8.,С. 15.].
Затем детям читают рассказы, стихи, показывают видеофильмы о жизни сверстников определенного народа. Организуют экскурсию в музей народного творчества, на выставки, чтобы накапливались впечатления, уточнялись и углублялись имеющиеся представления о народе. При отсутствии такой возможности устраивают «выставки» иллюстраций, репродукций картин народных художников и т.д.
Позже знакомят детей с героями Великой Отечественной войны, талантливыми людьми для воспитания симпатии, уважения, развития интереса к данному народу.
На занятиях по изобразительной деятельности (рисование народных орнаментов или узоров, национальных костюмов на сюжеты народных сказок и т.д.) закрепляют и уточняют полученные впечатления о жизни, быте и искусстве народа.
Стимулируют возникновение различных видов продуктивной деятельности занятий путем внесения народных кукол, дополнительных иллюстраций, книг, проведения кратковременных бесед с детьми, предложение подготовить подарки для друзей и т.д. [4., С.9.].
Эффективность формирования эмоционально-положительного отношения к
людям разных национальностей общения обеспечивается рядом специфических и общих педагогических условий:
- предшествующая формированию доброжелательного отношения к людям разных национальностей, а затем сопутствующая ему работа по воспитанию любви к родному народу;
- взаимосвязь национального и интернационального воспитания при разумном соотношении между ними, определяющимся отсутствием чрезмерного внимания к национальным особенностям;
- русскому языку как средству межнационального общения детей некоренной национальности, обучение детей многонациональной группы детского сада, находящегося в Российской республике, входящей в состав Российской Федерации, - языку народа, образующего данное государство; ознакомление с трудом, бытом и культурой разных народов на основе в значительной мере сформированных у детей дружеских, гуманных взаимоотношений в период, когда национальная принадлежность сверстников не является для них значимой. Это условие было обозначено ещё Н.К. Крупской, по утверждению которой, задачи интернационального воспитания решаются намного легче в том случае, если работа ведется с детьми, привыкшими дружно жить в коллективе;
- взаимодействие и сотрудничество детского сада с семьей, формирование у сотрудников дошкольного учреждения и родителей наряду с общей культурой культуры межнационального общения (этнографическое просвещение, ознакомление с этноэтикетом);
- воспитанность, активная позиция самого педагога, проявляющаяся, в частности, в отрицательном отношении к анекдотам, формирующим у одних детей представление об ущербности и нерадивости представителей определенных наций и народностей, возможности посмеяться над их специфическими традициями, бытом, у других;
- чувство обиды, способствующее возникновению в дальнейшем недоверия и неприязни;
- наступательный характер работы по воспитанию симпатии и уважения к людям разных национальностей. Она должна пронизывать весь педагогический процесс детского сада: осуществляться в разных видах детской деятельности, преимущественно в свободное от занятий время, а также в процессе их проведения, причем, на занятиях по разным разделам программы воспитания и обучения в детском саду, при подготовке к общенародным праздникам. Ознакомление с культурой разных народов должно, естественно, входить в жизнь ребенка; усиление внимания к воспитанию общей культуры поведения детей,
поскольку формирование культуры межнационального общения напрямую зависит от неё. Если ребенок не умеет общаться со своим ближним, у него не воспитана культура чувств, вряд ли можно надеяться, что он проявит внимание,
такт по отношению к сверстникам или взрослым другой национальности;
- связь детского сада со школой, непрерывность и преемственность работы.
В педагогические условия, касающиеся организации педагогического процесса, включены следующие: преемственность в работе воспитателей, их
содружество с музыкальным руководителем, всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор познавательного материала, в том числе народных сказок, пословиц и поговорок, поскольку некоторые из последних давно устарели и не имеют права на жизнь; углубление связи представлений о разных народах с речевым развитием детей; индивидуальный подход к детям [16., С.3].
Комплексное использование разнообразных средств, методов и приемов также считается необходимым условием успешной работы.

1.3. Общее понятие о толерантности. Воспитание у детей дошкольников межнациональной толерантности.

Обучая детей этике межнационального общения, педагог, прежде всего, учит своих воспитанников толерантности.
Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей.
Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе.
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявлении, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социально-культурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» является уважение, симпатия (эмпатия), доброта [18.,С.9.].
Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе, в настоящее время, существует множество типологий взаимодействия.

Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология [22.,С.43.] представляет следующие типы взаимодействия:
-диалог,
-сотрудничество,
-опека,
-подавление,
-индифферентность,
-конфронтация,
-конфликт.
Погетивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия:
в диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т. к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В диалоге приобретают эмоциональный и коллективный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение понять его таким, каков он есть.
Такая характеристика диалогового взаимодействия является Фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений.
Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия – сотрудничество подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения может быть охарактеризован следующими признаками: контактность, доброжелательность, вежливость и т. д.
Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает работу, причем эта работа не унижает достоинства опекаемого, являясь нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность, высокий уровень эмпатии, социальная активность, умение прийти на помощь.
Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих.
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).[2., С.185.].
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям»[18., С.9.].
В межнациональных отношениях «тонкая игра усилий» - необходимое базовое понятие взаимодействующих сторон. т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно
определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности [3., С.16.].
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам.
По мнению исследователей, период четырех-пяти лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально-положительного отношения к людям других национальностей.
Эффективность формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей общение обеспечивается рядом специфических и общих педагогических условий.
Обучая детей этике межнационального общения, педагог, прежде всего, учит своих воспитанников толерантности. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентации.[3., С.402].
























ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЭТИКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.


2.1.Общение с людьми разных народов.

Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие воспитания добрых чувств к представителям разных народов. Приобретение детьми опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми разных национальностей вполне возможно благодаря многонациональному составу детей дошкольных учреждений.
В 30-е годы воспитатели обнаружили, что при отсутствии неопосредованного общения с людьми иных национальностей у детей воспитывалась симпатия только к плакатному герою. При встрече с живыми людьми той же национальности ребята испытывали совсем иные отрицательные чувства. Это побудило педагогов осуществить поиск разнообразных форм общения. В канун 1 мая, к примеру, стали организовывать экскурсии детей в общежитие Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВа).
В те годы вообще увлекались ознакомлением ребят с рабочими-иностранцами, с зарубежными народами, неправомерно забывая о многонациональном составе страны. Поэтому Ф.С. Левин-Ширина была вынуждена предупредить воспитателей «от увлечения «экзотикой», показа далеких народов, в то время как не установлены правильные взаимоотношения детей разных национальностей данного района, их отношение к близким по месту жительства народам» [10., С.16].
С тех пор прошли многие десятилетия. Проблема общения детей с представителями разных народов отражена в работах целого ряда исследователей (Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Ботнарь и др.). Появился интересный опыт. Подмечено, что в разговоре с человеком иной национальности дети оживлены, задают вопросы, содержание которых говорит о желании много узнать о его жизни. Дети внимательно рассматривают собеседника, выражая радостное удивление, любопытство, а иногда и сомнение. Не все ребята решаются сразу задать вопрос, знают, о чем спросить, но встреча с человеком другой национальности для большинства из них представляет интерес и служит источником дальнейших разговоров и обмена впечатлениями.[3., С. 83.].
Что необходимо учесть педагогу при формировании непосредственного опыта общения со сверстниками разных национальностей?
Он должен знать, дети каких национальностей воспитываются в группе, и при равном доброжелательном отношении ко всем не упустить этого из виду. Если кто-либо из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, совместно с родителями развивать его умения и способности, замечать достижения, привлекать к делу в
качестве помощника, выказывать желание поиграть вместе с ним, отмечать положительные качества ребенка и др.).[10.,С.212.].
Часто неумение ребенка правильно говорить по-русски вызывает насмешку сверстников, а у него – чувство обиды. Как быть? Если кто-либо из ребят не сообразит, как помочь товарищу в такой ситуации (не надо спешить, возможно, дети сами правильно среагируют!), воспитатель должен верно оценить происходящее, не оставить без внимания. «Сколько языков вы знаете?» Многие ответят, что один. Тогда педагог должен сказать: «А наша Диляра знает два: татарский и русский. Она очень хорошо танцует, поет татарские песни. А по-русски не всегда говорит правильно, надо ей помочь». В другом случае можно предложить детям сравнить татарские пословицы с русскими, чтобы убедить их в мудрости обоих народов. Если ребята стесняются говорить на родном языке, то воспитатель должен просить их прочитать стихи, спеть песни на языке своего народа, обязательно заметив, что этот язык по-своему красив.[5., С.66.].
Там, где воспитание этики межнационального общения осуществляется систематически и целенаправленно, появление в группе ребенка другой национальности, плохо говорящего по-русски, вызывает у детей положительную реакцию – интерес и доброжелательность. Ведь они уже знают, что у каждого народа свой язык, имели возможность послушать звучание часто употребляемых ими слов (мама, папа, игрушки и пр.) на языках некоторых других народов. [10., С.213.].
Надо ли выяснять у ребенка, впервые пришедшего в детский сад, национальность и сообщать об этом детям? Нет, этого делать не следует. Пробуждающееся у ребят чувство национального самосознания, настороженное отношение некоторых родителей к тому, как будет принят их малыш в детском саду, где большинство группы – дети иной или иных национальностей, требует от педагога особого такта и деликатности.
Если ребенок плохо владеет языком, на котором говорит большинство детей группы, или его внешние данные «заявляют» о принадлежности к другому народу, то на это обстоятельство родители сами обращают внимание педагога.
В таком случае, не откладывая на «потом», надо познакомить ребят с данным народом. Это необходимо сделать для оказания помощи ребенку в завоевании симпатии, уважения товарищей. Не обязательно проводить специальные занятия, поскольку работа по воспитанию по воспитанию добрых чувств к людям разных национальностей осуществляется постоянно.
Общение ребенка с детьми разных национальностей может происходить в разных условиях: вне детского сада при участии родителей, в рамках одной группы детского дошкольного учреждения, одного или двух рядом расположенных детских садов с разным национальным составом детей. Организация такого общения, особенно детей двух дошкольных учреждений, требует тщательной подготовки.
Надо помнить и о возможности общения детей со взрослыми разных национальностей: сотрудниками детского сада, родителями ребят, шефами, иностранными делегациями. Оно может происходить в детском саду во время специально организованных встреч, празднования дней рождения детей, утренника, а также во время экскурсий.
Во многих дошкольных школьных учреждениях на день рождения детей приглашают родителей и близких родственников. (Порадовать Алию в день ее рождения пришла бабушка. Она была приятно удивлена: ребята, большую часть которых составляли русские, приветствовали ее по-татарски. Их научила этому Алия. В свой день рождения девочка была в своем национальном костюме. Она станцевала свой национальный танец. Бабушка угостила детей национальным блюдом. Получилась очень интересная встреча. Дети в конце встречи приготовили небольшой концерт в подарок).[17.,С.113.].
Такие встречи очень полезны для ребят. Они создают атмосферу теплоты и эмоционального подъема, учат общаться с людьми другой национальности, оставляют яркий след в памяти детей, способствуют развитию интереса, дружеского отношения к определенному народу, его национальным традициям.
Широко используется в дошкольных учреждениях, особенно с однонациональным составом, опосредованный способ общения детей с ребятами других национальностей в виде переписки и обмена сувенирами по почте. Это способствует воспитанию у детей первоначальных основ социальной активности. Дошколята учатся общению с людьми другой национальности; проявляют к ним внимание, инициативу, доставляют радость друг другу, делятся впечатлениями по поводу взволновавших их событий, старательно готовят сувениры новым друзьям.
Вместе с посланием ребят воспитатель вкладывает в конверт и свое письмо, обращенное к коллеге, с предложением обсудить план дальнейшей переписки.
Ребята нескольких групп детского сада могут переписываться со сверстниками разных республик.
В таком случае целесообразно организовать взаимопосещение групп, благодаря которому уточняются и обогащаются представления детей о существовании разных стран, о жизни людей разных народов, появляются интерес и симпатия к ним.
Взаимопосещения групп способствуют воспитанию культуры общения, гостеприимства, доброты, развивают речь детей, наполняют их жизнь интересными событиями.
В нашем современном мире очень важно уметь общаться с людьми
разных народов. Задача педагога любого образовательного учреждения–
научить молодое поколение общаться, тогда и жизнь наша станет более
безопасной и интересной. Чем раньше педагоги начнут обучать детей, тем
больше уверенности будет в том, что мы будем все жить в мире и согласии. У
детей дошкольного возраста игра занимает большую часть жизни.
Поэтому обучение ребенка культуре межнационального общения ведется в большей степени через игру.[14.,С.98.].

2.2.Устное народное творчество.

Среди множества средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей особо выделяется устное народное творчество, в частности, народная сказка. Она – кладезь общечеловеческих нравственных ценностей. Сказка глубоко жизненна и бесконечно прекрасна. В ней, как ни в одном жанре, национальная самобытность сочетается с общечеловеческим [Р. Гамзатов]. Ее заслуженно считают «тончайшим инструментом познания мира и воспитания нравственных позиций» [Р. Погодин].[21.,С.52.].
Не случайно дошкольный возраст называют «Порой игр и сказок». Сказки разных народов доступны пониманию детей, она пробуждают у них интерес к быту, труду и искусству людей разных национальностей. Вместе с симпатией, любовью к героям сказок у ребят пробуждается уважение к народу, их создавшему.
Сказки надо отбирать тщательно, учитывая доступность пониманию, соответствие возрасту детей. Содержание сказки должно воспитывать нравственные качества, носить гуманный характер.
Чтобы воспитывать интерес, любовь к творчеству разных народов, детям средней группы следует рассказывать смешные и занимательные сказки, сообщая при этом, людям какой национальности они принадлежат. В роли рассказчика выступает воспитатель или кукла в национальном костюме, которая хочет порадовать друзей своей любимой сказкой и рассказать о своем родном крае.[16.,С.304.].
Люди всех национальностей любят добрую шутку, юмор – вот к какой мысли надо подвести детей. Веселые сказки учат и самих ребят шутить, понимать юмор, «с улыбкой» относиться к отдельным словам и поступкам товарищей.
Для детей старшего дошкольного возраста следует отбирать сказки не только юмористического содержания, но и героические. Важны такие сказки, в которых отражается специфика климатических и природных условий края (республики или страны), труда, быта (жилища, предметы быта, национальные кушанья) и культуры людей, его населяющих (язык, загадки и пословицы, национальный костюм, обычаи), т.е. национальные особенности в жизни народа, в его культуре. И, что очень важно, героями сказок должны быть борцы за счастье народа, готовые пожертвовать собственной жизнью ради благополучия других людей, трудолюбивые, добрые, смелые, честные и находчивые (в образе бедняков, великанов или волшебников), воплотившие в себе идеалы людей всех национальностей.
Каждый народ ценит и воспевает высокие нравственные качества, благородные цели, стремления, с ненавистью относится к жадности и жестокости богачей. Не случайно образы сказок разных народов перекликаются друг с другом. В этом – одно из проявлений общечеловеческого в жизни различных национальностей. С помощью воспитателя дети сравнивают сказки, подобранные по такому принципу. Это способствует формированию представлений о том, что отличает один народ от другого и что сближает людей разных национальностей.[15.,С.84.].
Методика по сказкам предусматривает их рассказывание: а) в начале ознакомления с жизнью людей определенной национальности; б) с помощью различных видов искусства: изобразительного (расписывает ширму национальным орнаментом), предметов прикладного искусства (ваза, вышивка, коврик и пр.), помогающих создать национальный колорит, дополнить образ рассказчика, и музыкального (сопровождение сказки музыкальной мелодией). Благодаря сочетанию сказки с разными видами искусства осуществляется комплексное воздействие на чувства и сознание ребенка. Этому способствует также использование игровых приемов, сюрпризных моментов, приема сравнения забавных, героических сказок разных народов, вопросы к детям по содержанию прослушанной сказки. Причем задаются такие вопросы, которые направлены на осознание национально-специфического в жизни создавшего сказку народа и того общего, что свойственно людям труда, к какой бы национальности они не принадлежали: любовь к своему народу, трудолюбие, мужество, благородство. Таким образом, важно предусматривать условия, повышающие интерес к сказке, ее идее, активизирующие мыслительную деятельность и речь.
Сказку желательно не читать, особенно если она короткая, а рассказывать детям, сидящим полукругом около воспитателя. Обстановка должна быть непринужденной, располагающей к активному восприятию сказки и лучшему ее запоминанию. Для создания образа рассказчика педагог использует национальный костюм народа, со сказкой которого знакомит детей, или элементы этого костюма. Иногда в роли рассказчика, как и в средней группе, выступает кукла в национальном костюме. Первый раз, сказку мы рассказываем. После рассказа воспитатель задаст несколько вопросов по содержанию сказки. Через несколько дней сказку надо повторить, но без обсуждения ее содержания. В дальнейшем создаются условия для того, чтобы дети смогли отразить свои впечатления, представления в разных видах деятельности: изобразительной (рисунках, лепке, аппликации) и игровой (сюжетно-ролевой игре, игре драматизации). Сказка была включена в дидактическую игру «Сказка-загадка» [20.,С.18.].
Использование такой методики позволяет детям запомнить и название сказки, и какому народу она принадлежит. Безусловно, важную роль в этом играет и принцип отбора сказок.
Отгадать загадку – значит, правильно назвать сказку и народ, сочинивший ее.
Сказка оказывает значительную помощь в пробуждении интереса к людям той или иной национальности, их творчеству, как бы подготавливает ребенка усвоению более сложных знаний о народе. Важно, чтобы в ней присутствовали слова, принадлежащие народу, создавшему сказку. Это позволяет в большей степени почувствовать национальный колорит художественного произведения, способствует возникновению интереса к языку людей другой национальности. Желательно, чтобы встречей со сказкой начиналось ознакомление детей с жизнью народа – ее автора.
Сказку целесообразно использовать в сочетании с другими жанрами устного народного творчества: загадками, народными пословицами и поговорками, расширяющими представления детей об условиях жизни, быте и труде людей, их характере.
Персонажи многих сказок загадывают или отгадывают загадки, используют в своей речи народные пословицы и поговорки, что делает сказки еще более привлекательными.[20.,С.21.].
Хотелось бы еще раз подчеркнуть высказанную мысль. Сказка может быть хороша сама по себе, соответствовать основным требованиям, предъявленным к ней. Но наибольший педагогический эффект в обсуждаемой области воспитания она дает в том случае, если применяется в сочетании с загадками, пословицами и поговорками, музыкой, декоративно-прикладным искусством. Разнообразные приемы преподнесения сказки, создание оптимальных условий для ее восприятия, вопросы, способствующие осознанию ребенком национально-особенного и общечеловеческого в жизни народа, со сказкой которого его знакомят, – все это обеспечивает успех сказки как средства воспитания этики межнационального общения.
«Педагогические миниатюры» (Г.Н, Волков), т.е. народные пословицы, чье содержание выражено в форме общеутвердительного суждения, должны умело вплетаться в повседневную жизнь старших дошкольников.
В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц, помогающих детям проникнуться извечной истиной: их самые надежные и заботливые друзья рядом с ними – это их родители. Народная педагогика, по утверждению Б. Ховратовис, придерживается однозначного вывода: залог настоящего и будущего счастья, входящего в жизнь человека, – в его дружбе с матерью и отцом, в его способности искренне воспринимать и понимать их наставления, заботы, тревоги и строгость.[18.,С.184.].
Народные пословицы обогащают речь ребенка художественно-поэтическими средствами, стимулируют творческую деятельность, помогают формировать осознанное чувство дружбы, уважения к людям разных национальностей.
Наряду со сказками, пословицами и загадками, детей знакомят с потешками, народными песенками.[18.,С.190.].


Живопись, декоративно-прикладное искусство.

Большие возможности для воспитания у детей этики межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально-интеллектуального воздействия, таят в себе живопись, декоративно-прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов (посуда, одежда, украшения, панно, народные игрушки и пр.), раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.[4.,С.9.].
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством помогают воспитателю методическое пособие З.А. Богатеевой «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду», великолепно иллюстрированные альбомы типа «Народное искусство. Художественные промыслы СССР» (М., Планета, 1987), а также многочисленные книжки-картинки.
Музыка – источник высоких чувств, тончайших переживаний. Буквально с первых месяцев жизни ребенка мы учим его любить свой народ, его язык, песни и танцы, учим ценить духовное богатство не только своего, но и других народов. Доброта, уважение к людям разных национальностей воспитываются через все доступные детям виды музыкальной деятельности: слушание произведений национальных композиторов, в том числе колыбельных песен, пение народных песен, разучивание элементов народных танцев, игра национальных мелодий на детских музыкальных инструментах. Творчески работающие педагоги находят возможность послушать с детьми песни разных народов в грамзаписи, поиграть в музыкально-дидактические игры интернационального содержания, поводить хороводы. Примечательно их стремление познакомить детей с музыкой не только народов России, но и некоторых зарубежных стран. Побуждает к этому, прежде всего, музыкальный репертуар «Программы воспитания и обучения в детском саду» различных авторов.[19.,С.74.].
Любовь к нашей многонациональной Родине, добрые чувства друг к другу, к детям других рас и национальностей вызывают песни «Мы дружные ребята» (муз. С. Розоренова, сл. Н. Найденовой), «Хоровод дружбы» (муз. Е. Пеличеевой, сл. В. Малкова), «Дети всех республик» (сл. М. Вайнштейн, муз. Т. Ломовой) и другие.
На музыкальных занятиях успешно используются различные приемы и формы работы с детьми. К примеру, показывают иллюстрацию, на которой изображена танцующая пара: мальчик и девочка в русских народных костюмах, в руках у мальчика – музыкальный инструмент. Предлагается определить, на каком инструменте он играет. Некоторые ребята догадываются: на балалайке. Но одно

дело увидеть инструмент на картинке, и совсем другое – подержать его в руках, рассмотреть детали, услышать его звучание. Музыкальный руководитель играет русские народные мелодии.
Для закрепления представлений о народных инструментах играют в игры «Балалайка или зурна?», «Дирижер и музыкант». Они используются как на музыкальных занятиях, так и в вечерние часы пребывания детей в детском саду, на вечерах досуга и утренниках.
Все программы воспитания и обучения в детском саду рекомендуют знакомить детей шести-семи лет с простейшими танцами двух-трех народов. При разучивании танцев педагог применяет аналогичные приемы для запоминания, как и в музыке, песни с добавлением специфических очертаний. (Вместе с детьми подмечает особенности танцевальной позы, движения рук и ног).
Дети любят народные танцы и танцуют их с большим настроением, если веночек, тюбетейка или другой головной убор сделаны собственными руками с помощью воспитателя или родителей.
После ознакомления с песней или мелодией, отличающейся ярким национальным колоритом, детям предлагают выразить свои впечатления в движениях под музыку.
При ознакомлении детей с разными народами воспитатель, конечно же, обращает внимание на их национальные костюмы, предлагает нарисовать некоторые из них. Для закрепления полученных данных проводятся дидактические игры.
Дидактическая игра обогащает, оживляет работу по воспитанию добрых чувств к людям разных национальностей, развивает интерес и симпатию к ним, помогает уточнить представления об их жизни и творчестве. Все эти игры дают педагогический эффект при условии включения в систему воспитания у детей этики межнационального общения.[15.,С.32.].
Итоги работы по воспитанию доброжелательного отношения к людям разных национальностей традиционно проводятся на утреннике, отражающем идею дружбы народов. Песни и танцевальные мелодии народов нашей и других стран создают праздничное настроение. Желательно, чтобы на утренник были приглашены гости: ребята, говорящие на другом языке, из соседнего детского сада, иностранные студенты, родители детей, временно работающие в Российской Федерации.
Пусть дети почувствуют радость общения с людьми разных национальностей, а там, где возможно, – и рас!
Праздник можно провести в любой форме. Наряду с хорошо знакомым материалом в сценарий включаются незнакомые детям стихи, песни, пляски. Но в таком случае участие взрослых в концерте обязательно.[10.,С.56.].


Игра.

Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что она способствует воспитанию у детей определенного отношения к всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку окружающая действительность своеобразно отражается в игре, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне выражает свои мысли и чувства, в том числе симпатию, дружеское отношение к людям разных национальностей.
Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чувство любви к многонациональной Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада, своему родному народу, частицей которого является он сам. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, родной край, где он живет, т.е. малую Родину, проявлять добрые чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям других национальностей, – он начинает любить свою страну – большую Родину. [21.,С.3.].
В средней группе детского сада педагог начинает рассказывать детям о родных местах, о других городах и селах в новых играх – простых по сюжету играх в путешествия на Север, на Черное море, в Африку. Воспитатель должен поддержать интерес детей к этим играм, по возможности дать им некоторые представления о тех местах, куда они «плывут на пароходе», «летят самолетом», или «едут автобусом»: рассказать, прочитать подходящий рассказ или отрывок, показать иллюстрации, фотографии. Часто игры в путешествия соединяются со строительными и даже побуждаются ими.
Побуждение чувства симпатии к сверстникам иных национальностей у детей средней группы способствует внесение в комнату кукол в национальных костюмах. Малыши играют с нарядными, необычно одетыми куклами, спрашивают у воспитателя, кто они. Желательно, чтобы каждая национальность имела бы двух представителей – мальчика и девочку.
При участии музыкального руководителя знакомят детей с одной-двумя национальными песнями, предлагают им потанцевать с «гостями».
Задача персонала – вызвать у ребят желание еще раз увидеть кукол в национальных одеждах, поиграть с ними, как с друзьями, сделать им приятное.
Побудить детей к игре, отражающей быт, труд людей другой национальности, может прочитанный рассказ о сверстнике какой-либо национальности, например, рассказ о мальчике-чукче по имени Ильянин-ин, которого на охоте настигла страшная пурга. Прочитанный зимой, когда холодно и
много снега, рассказ производит на детей сильное впечатление. У малышей появляется желание вылепить чум, как и мальчик, они берут ружье и отправляются на охоту. Содержание игры обогащается после свободного рассматривания картины «Дети Севера» (из серии картин «Наши маленькие друзья»).[7.,С.69.].
Развитию интереса к людям, живущим в отделенных уголках страны, способствует игра в «почту». Забота ребенка о родных, близких, друзьях, интерес к их делам, жизни и в то же время ответное внимание с их стороны, выраженное в необычной форме (письменно), развивают умение передать чувства словами, оценить доброту теплых слов, укрепляют дружеские взаимоотношения детей и взрослых, детей со сверстниками других национальностей, способствуют уточнению и закреплению представлений о городе, стране, общественной значимости труда.[20.,С.53.].
Воспитанию симпатии к сверстникам и взрослым людям разных национальностей, дружеского отношения, уважения к ним способствуют игры по мотивам художественных произведений, в которых рассказывается о детях разных народов, например, по книге С. Баруздина «Большая страна», А. Чехова «Как Алешка жил на Севере» и др.
В этих книгах уже значительно шире, чем в играх детей средней группы, отражаются быт и труд людей разных национальностей. Во время игры готовят национальные кушанья.[22.,С.43.].
Одной из любимых игр старшей группы становится творческая игра в путешествие к трудолюбивой девочке Оксе и ее брату Северину. Игре предшествует чтение рассказа Н. Емельянова и В. Челинцевой «Окся труженица». Потом идет беседа по содержанию.
После беседы о народностях Севера дети обнаруживают в «Уголке дружбы» маленьких кукол Оксю и Вая, названных именами ненецкой девочки и чукотского мальчика. Дети пишут им письма, делают подарки, ездят в гости, делают коллективные постройки, готовят для них концерты, готовят угощения. Такая игра может длиться более двух недель, объединяя всех детей группы. Обогащению сюжета игры служат картины, книги о Севере.
Куклы – «гости» стали любимыми игрушками. Дети гладили их, целовали, подносили к уху, делая вид, будто слушают, как те что-то шепчут им по секрету.
На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, рассказы педагога о добрых делах людей разных национальностей, ознакомление с их музыкальным искусством, просмотр фотографий, фильмов и диапозитивов, переписка со сверстниками из другой республики.
Содержание творческих игр становится все богаче, если дошкольники включают в них подвижные игры разных народов, отражают в них национальные праздники, обычаи. «Детская народная подвижная игра – не просто спортивное упражнение, – говорит Я.А. Сатуновский, – она неизменно связывает мышечную
радость с игрой воображения. Разными путями с разной силой до сознания ребенка доходит и сюжет игры, и ее реальные атрибуты, национальный колорит». [20., С. 102.].
Детские народные игры позволяют ближе познакомить ребят со сверстниками разных национальностей, помогают лучше понять их характер, повышают интерес к жизни и культуре разных народов.
Велико влияние не только на умственное, но и на нравственное развитие ребенка дидактической игры. Она помогает дошкольникам успешно присваивать сложный социальный опыт, часть которого – знания о многонациональном характере нашего государства, творчестве, таланте многонационального народа России, а также принятая в нашем обществе культура межнационального общения.
В целях воспитания у детей доброжелательного отношения к представителям разных народов используются настольные, словесные и музыкальные дидактические игры, сюжетные и бессюжетные.
Они углубляют связь интернациональных чувств, представлений о нашей многонациональной Родине с речевым развитием ребенка, способствуют формированию первоначальных основ социальной активности.
Характерной особенностью всех видов игр с интернациональным содержанием является их связь с другими видами деятельности детей.
В играх закрепляются представления о преданности Родине, об отваге, бесстрашии, героизме.
Развертыванию игр способствует предварительная работа воспитателя с детьми на занятиях, прогулках, экскурсиях. Обогащается сюжет игры с помощью рассказа воспитателя, чтения художественной литературы и т.д.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный долг, к выполнению которого надо готовиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, способные быть верными товарищами.[20.,С.50.].
Таким образом, добрые чувства к людям иных национальностей необходимо воспитывать используя разнообразные средства и методы:
Общение с людьми разных национальностей;
Чтение рассказов о дружбе народов;
С помощью произведений декоративно- прикладного искусства, живописи, а также с помощью доступных дошкольникам видов деятельности.
В процессе воспитания дети приближаются к осознанию самоценности дружбы, учатся жить в мире и согласии.
У детей формируется общая культура, воспитывается ряд нравственных качеств, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.



ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

База исследования: Тверская область, г. Нелидово МДОУ №4, старшая группа. Количество детей в группе -20 детей, из них – 9 девочек и 11 мальчиков. Все они посещают детский садик с трёх лет. Все воспитанники с нормальным физическим и психическим развитием. Группа многонациональна: русские, армяне, цыгане, татары, чеченцы. Дети часто ссорятся, оскорбляют друг друга. Исследование проведено с 1.09.2007г. по 1.03.2008г..
Цель исследования: выявить эффективные пути и средства формирования этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Выявить наиболее эффективные методы и приёмы по формированию этики межнационального общения у детей.
Исследовать возможность влияния системы занятий на формирование этики межнационального общения у детей.
Разработать некоторые рекомендации для эффективной работы с детьми по воспитанию этики межнационального общения у детей.
Программа исследования:
изучение уровня сформированности у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения к людям других национальностей.


разработка системы занятий по формированию этики межнационального общения у детей.
сравнительный анализ результатов работы.

3.1.Изучение уровня сформированности у детей дошкольного возраста этики межнационального общения.

Исследование состоит из двух частей:


В первой части: проводилось исследование взаимоотношения детей в группе по методике Р.С. Немова (Приложение №1 - таблица №1). Для проведения исследования были привлечены родители.
Во второй части: проводилось исследование по методике В.Д.Ботнарь «Сестрёнки» (Приложение №2 - таблица №2).
Было проведено наблюдение за проявлением отношения дошкольников к сверстникам другой расы, детей друг к другу в повседневной жизни.
В третьей части: проводилось исследование по методике Р.С. Немова « Социометрия» с целью определения положения каждого дошкольника, независимо от расы в групповых межличностных отношениях. Были составлены индивидуальные социограммы. (Приложение №3).на их основе была составлена социограмма-мишень (Приложение №3 – таблица №3).
В первой части I этапа исследования была использована анкета, оценивающая качества личности, характеризующие взаимоотношения с другими людьми. Автор: Р.С.Немов (Приложение №1 – таблица №1).
Степень развитости каждого качества личности ребёнка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимнооднозначные соответствия, обозначенные выше буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:
- 10 баллов;
- 5 баллов;
- 1 балл.
Путём суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 20, получается средняя оценка развитости у данного ребёнка всех его межличностных отношений. Она равняется примерно 6,3б. В методике баллы переведены в %:
10 б.= 100% - очень высокий уровень;
8-9 б.= от 80% до 99% -высокий уровень;
6-7 б.= от 60% до 79% -средний уровень;
4-5 б.= от 40% до 59% -низкий уровень;
2-3 б.= от 20% до 39% -очень низкий уровень;
0-1 б.= от 0% до 19% .
В результате проведённой анкеты мы получили такие результаты:
10% - детей строят свои взаимоотношения с другими людьми на
доброжелательной основе;
70% - детей безразличны в общении с другими людьми;
20% - детей выражают явную недоброжелательность в общении с другими людьми.


Методика «Сестрёнки» В.Д. Ботнарь.
С изображением двух девочек, стоящих рядом – одна выше, а другая ниже. В национальных костюмах: русские, татары, цыгане, армяне и чеченцы, детям предложили определить своё отношение к сверстникам иной расы. В результате чего была составлена таблица №2 (Приложение №2).
По результатам проведённой методики было отмечено:
- 50% детей недоброжелательно относятся к сверстникам другой рассы. Это отношение более ярко проявляется с чеченцами и цыганами.
- 30% детей проявляют индифферентное отношение к сверстникам других национальностей. Некоторые дети проявляют такое же отношение и по отношению к своей расовой принадлежности.
- 20% детей проявляют к сверстникам иной рассы доброжелательное отношение.
Таким образом, мы получили некоторое расхождение ответов самих детей в естественных условиях, (один на один со взрослым, которому они доверяют), с ответами родителей и воспитателей. Это говорит о том, что часто дети ведут себя в общении друг с другом, в присутствии взрослых так, как их учат взрослые. Когда же они одни остаются со своими чувствами и эмоциями, они могут вести себя иначе.
В третьей части I этапа исследования была использована методика Р.С. Немова «Социометрия». Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений.
По результатам проведённого исследования были составлены индивидуальные социограммы (приложение №3 – таблица №3). На основе индивидуальных социограмм составлена социограмма – мишень (приложение №3 – таблица№4).здесь более полно просматривается картина межличностных отношений между детей других национальностей.
Выборы и отклонения на социограмме – мишени отмечаются стрелками, направляемыми от того, кто выбрал и к тому, кого он выбрал (или отклонил).
В центре индивидуальной социограммы располагается по списку и цвету каждый член группы (1,2 и т.д.). вокруг него разноцветными кружками обозначаются остальные дети с которыми у данного человека устанавливались определённые отношения. Те члены группы, с которыми сложились более тесные положительные отношения или отрицательные, на индивидуальной социограмме располагаются ближе к центру или дальше (приложение №3,таблица №3).

Выборы и отклонения детей к иным расам в процентном соотношении.

русские
армяне
цыгане
татары
чеченцы

Выборы
55%
40%
15%
30%
10%

отклонения
20%
25%
25%
10%
30%




Таким образом, по результатам проведённого исследования видно, что:
- 50% детей недоброжелательно относятся к сверстникам другой
национальности, не любят детей иных народов, не дружат с ними.
- 30% детей относятся с безразличием к национальности своей и других детей.
Они ничего не знают о других национальностях.
- 20% детей доброжелательны к детям иных народов. Они дружат со всеми.
На основе полученных результатов пришли к выводу, что необходимо разработать систему занятий и мероприятий по формированию этики межнационального общения.

3.2. Разработка и проведение программы занятий и мероприятий, формирующих у детей этику межнациональных отношений.

Второй этап, практической работы направлен на создание и проведение программы занятий и мероприятий для детей дошкольного возраста.

Цель: повысить уровень сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям другой национальности.


Программа занятий и мероприятий:
Конспекты занятий смотреть в приложении №4.




















3.3. Сравнительный анализ результатов работы по формированию у детей старшего возраста этики межнациональных отношений.

Для того, подтвердить гипотезу и проверить результаты был проведён сравнительный анализ исследования, цель которого выяснить, подтвердилась ли гипотеза и была ли эффективна та работа, которая была проведена. Для сравнительного анализа исследования была ли эффективна та работа, которая проводилась. Для сравнительного анализа исследования были взяты те же методики, что и для первого этапа: анкета для родителей и воспитателей Р.С. Немов, методика «Сестрёнки» В.Д. Ботнарь. Сравнительный анализ состоял из двух этапов (приложение №5, таблицы: №5-№10).
Таким образом, результаты полученные в ходе исследований показывают правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Гипотеза о важности систематических занятий направленных на воспитание этики межнационального общения, ориентация на общечеловеческие ценности подтвердилась.
На основании выводов мы предлагаем ряд рекомендаций:
- приобщение родителей к решению проблем межнационального общения;
- знакомить детей с этническим многообразием нашей страны;
- знакомить детей с декоративно-прикладным искусством;
- воспитание этики межнациональных отношений.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изменившаяся социально – экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности межнациональных отношений с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.
В содержании доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам другой расы можно условно выделить такие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;
- проанализировать творческий передовой опыт;
- выявить содержание, методы и средства воспитания у детей этики межнациональных отношений;
- выявить уровень сформированности у детей этики межнационального общения.
Положительные результаты возможны лишь при доверительном отношении между ребёнком и педагогом.
Воспитание доброжелательного отношения у детей к сверстникам обеспечивается с помощью разнообразных методов:
Метод побуждения к добрым поступкам, метод поисков ситуаций побуждающих к ответным положительным действиям и эмоциям, метод познания своего народа и других народностей.
Добрые чувства к людям иных национальностей необходимо воспитывать, используя разнообразные формы организации воспитания:
- специально организованные праздники и мероприятия;
- индивидуальные занятия;
- комплексные занятия, в которых воспитание осуществляется с разных сторон;
- общение с людьми разных национальностей;
- чтение рассказов о дружбе народов;
- с помощью произведений декоративно- прикладного искусства, живописи, а также с помощью доступных дошкольникам видов деятельности;
- все виды игр;
- самостоятельная деятельность;
- экскурсии в музеи.
Воспитание доброжелательных отношений не может вестись в рамках одной группы детского сада. Оно предусматривает обязательную связь воспитателей с музыкальным руководителем, всеми сотрудниками детского сада, родителями; оснащённости педагогического процесса, тщательный отбор познавательного материала.

Комплексное использование разнообразных средств, методов и приёмов также считается необходимым условием успешной работы. вся работа с детьми прежде всего должна быть направлена на получение радости общения с людьми разных национальностей.
В процессе воспитания дети приближаются к осознанию самоценности дружбы, учатся жить в мире и согласии.
У детей формируется общая культура, воспитывается ряд нравственных качеств, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.
Таким образом, для эффективности процесса воспитания у детей этики межнационального общения нужна: педагогическая организации работы с детьми будет осуществляться по специально разработанной программе, включающей эмоциональный, познавательный и поведенческий компоненты с акцентом на первый из них.





























Приложение №1.
































Приложение №2.
































Приложение №3.









































Приложение №4.









































Приложение №5.











































ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.П. «Современник» 2000 г.
2.Антология педагогической мысли России 18 века М.,2003 г.
3. Бонтарь В.Д., Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этничной культуре. Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина к 120-летию основания Университета. Серия «психолого-педагогические науки». М., Прометей,2003г.
4. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду М., Просвещение, 2002.
5. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в Росси: в поисках новых подходов. М.,2005г.
6.Гришина Г., Ряховская К. Народные подвижные игры.- «Дошкольное воспитание», 1990, № 6.

7.Катанина3.Вести из далёкого северного посёлка. «Дошкольное воспитание»,2004г., № 6.
8. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов Росси. М.,2000г.
9. Кенеман А.В. Под ред. Осокиной Т.И. М.,Просвещение,2004г.Детские подвижные игры народов Росси М.,2001г.
10. Кладова Р., Гурьянова И., Кожанова О. Мне посчастливилось родиться на Руси. Сценарий праздника для детей старшей и подготовительной групп. «Дошкольное воспитание»,2002, № 8.
11. Кон И.С. Дружба. М.,2005г.
12.Концепция дошкольного воспитания. «Дошкольное воспитание»,2006г., № 5.
13.Концепция дошкольного воспитания. «Дошкольное воспитание»,2006г., № 6.
14.Культура межнационального общения. «Отечественная педагогика»2004., № 3
15. Островская Л. Знакомство с ближними зарубежными странами. «Дошкольное воспитание»,2001г., №7.
16.Суслова Э.К. Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки. В сб. «воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста». М., 2003г.
17.Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников. «Дошкольное воспитание»2004., № 6.
18.Суслова Э.К. Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей. «Дошкольное воспитание»2000г 19.Суслова Э.К. Когда живётся дружно, что может лучше быть! «Дошкольное воспитание»2000г., № 11-12.

20.Суслова Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание. В кн. «Воспитание детей в игре». Сос. Бондаренко А.К. и Матусик А.И. М. Просвещение,2001г.
21.Суслова Э.К., Бонтарь В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов. «Дошкольное воспитание»2004г., № 3.
22.Суслова Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». М.П.2000г.
23.Халиков Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к народному краю. « Дошкольное воспитание» 2003г. №5.












13PAGE 15


13PAGE 14415


13PAGE 15