Доклад на тему Воспитание культуры межнационального общения на уроках мокшанского языка

Воспитание культуры межнационального общения на уроках мокшанского языка в русско-язычной школе
Доклад учителя мордовского языка МБОУ «СОШ №10»
Канунниковой Людмилы Матвеевны на собрание, посвящённое Дню мордовских языков.


Проблемы межнационального общения, его сущность и формы проявления, их социальная направленность сравнительно недавно стали предметом изучения .
В сложившихся условиях поиск средств гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России в целом, и Мордовии, в частности, важнейшей государственной и
социально-политической задачей. Формирование культуры межнационального общения является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности.
Одним из эффективных средств решения этой задачи является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе.
Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального
превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.
Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.).
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОРДОВСКОГО ЯЗЫКА ВСЕ ЭТИ ФОРМЫ ПРИЕМЛЕМЫ.

Важнейшая задача современной педагогики - умножение духовного потенциала подрастающего поколения, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к национальной, отечественной и мировой культурам.
Новая теория была разработана и предложена русскими революционными демократами В.Г.Белинским, А.И.Герценым,
Н.А.Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, воспитание в ребенке Человека через познание прекрасного используя народный материал (родной язык, сказка, пословицы, поговорки, народные песни и т.д.)
Эти принципы не потеряли своей актуальности в деле воспитания подрастающего поколения и сегодня.
На своих уроках я часто использую фольклор. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания. Исходя из этого, ДЕЛАЕМ ВЫВОД, ЧТО фольклор, его содержательная часть, ценности, заключенные в нем могут рассматриваться в качестве уникального средства формирования культуры межнационального общения.
Фольклор включает в себя такие жанровые разновидности, как детские народные песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры и т.д.

При изучении темы «Времена года» дети находят приметы, пословицы ,загадки как на русском ,так и на мордовском языке . После перевода делаем вывод – почти все имеют одинаковый смысл. Во 2 классе дети с удовольствием разучивают считалки ,кричалки , интересуются в какие игры я играла. Оказывается в те же самые и считалки даже одинаковые. Ещё им нравится переводить сказки на русский язык «Курочка Ряба» «Колобок»,»Теремок».,зная их наизусть. Во время изучения темы «8 Марта» разучили песню о маме « Сембодонга мазыняй».
На утреннике ребята с удовольствием исплнили её для свои мам.
Чтобы заинтересовать ,детей я предложила послушать мордовский рэп в исполнении РОСИЧЕЙ «Ванды Армияв».Какого было моё удивление, когда я увидела глаза ребят, слушавших эту музыку. Они не только поняли о чём идёт речь, но и прочувствовали смысл данного произведения.
Музыкальное воспитание на основе национальной музыки дает возможность лучше понимать и оценивать музыку других народов, что является одним из важнейших средств межнационального воспитания детей
Вместе с тем, следует обратить внимание на тот факт, что современный школьник живет в условиях полиэтничного региона и находится в постоянном общении с носителями иных культурных традиций (русской, мордовской, татарской и другими). Поэтому на уроках звучит музыка и других народов.
При изучении темы «Деревья» на уроке звучала на мордовском «Луганяса келуня,» ,на русском «Во поле берёза стояла», а на татарском народня песня «Ак каен» белая берёза.
Ребята сравнивали, не только звучание, но и слова. Они убедились, что берёза на любом языке народов России, берёза -самая любимая и самая красивая.
В Мордовии в большинстве типовых общеобразовательных школ республики обучаются дети разной этнической принадлежности: русские, мордва, татары и др., в результате компактного проживания дети находятся в постоянном общении с представителями иных культурных традиций (соседи, друзья, знакомые, одноклассники).
Кроме того, большой интерес представляют дети, воспитывающиеся в смешанных семьях, их мировосприятие и национальное сознание отражает эклектическое соединение двух этнических культур, разных национальных традиций.
В каждом классе есть дети из смешанных семей. Но многие дети из таких семей не знают языка. И обидно становится, когда дети русской и татарской национальности работают лучше, чем те у которых мордовский язык является родным. Я часто напоминаю им поговорку «Сколько языков знаешь, столько раз ты человек». Однажды во время урока в 4 классе неожиданно мальчик сказал своей соседке по парте: « Ты 4 раза человек. Знаешь русский, татарский, английский и мордовский» . Таким образом, мои слова даром не прошли, дошли до сердца и души ребёнка.
Целью уроков мордовского языка я вижу в формировании основ уважительного отношения к родному языку, музыке, обычаям, традициям и культуре своего и других народов, привитии любви к фольклору, развитии творческих способностей учащихся; обогащении общей культуры и эстетического вкуса учеников, что, естественным образом будет способствовать формированию культуры.
И хочу закончить своё небольшое выступление словами ,взятыми из Концепции духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России.














«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории.»