РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по физической культуре «Волейбол» для учащихся 5- класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной работе с обучающимися по разделу «Волейбол» для 5
класса разработана на основе:
- Закона «Об образовании» РФ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 19»
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 19» на 2015-2016 учебный год;
- Календарного учебного графика работы МБОУ «СОШ № 19» на 2015-2016 учебный год;
- Авторской программы: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11
классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012.
- Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол». Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011г.
Цель, задачи обучения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной работе с обучающимися по разделу «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели и задач:
Цель:
Формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
обучение технике и тактике игры в волейбол;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
воспитание моральных и волевых качеств.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в школе, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Содержание данной программы включает вариативную (дифференцированную) часть. Вариативная (дифференцированная) часть программы по внеурочной деятельности по ФК обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей.
В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 0,5 часа- в неделю, 16,5 часов -в год. Количество детей в группе от 12 человек. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой практический опыт.
Каждая раздел состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов волейбола, подвижных игр, информацию о технике безопасности во время занятий, основах здорового образа жизни. В данной программе изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям, техническим, тактическим навыкам обучения. 
Практическая часть более чем на 95 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт обучающихся обогащается подвижными играми, гимнастическими и легкоатлетическими упражнениями.
Подвижные и спортивные игры – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры и спортивные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания. Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
- мотивационная основа на занятия волейболом;
- учебно-познавательный интерес к занятиям;
- развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения игры в волейбол подвижных игр и соревнований;
- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков
техничного исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Стойки и перемещения.
Стойка волейболиста – поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приёма
Техника выполнения: ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленях. Одна нога может быть немного впереди другой, ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища. Руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса.
Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.
Перемещения – это действия игрока при выборе места на площадке.
В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки.
Обучение.
1. В стойке волейболиста:
выпад вправо, влево, шаг вперёд, назад;
приставные шаги вправо, влево от одной боковой линии площадки до другой;
двойной шаг вперёд-назад.
Методическое указание: руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнять действия с мячом.
2. Скачок вперёд одним шагом в стойку.
3. Подпрыгнуть, вернуться в стойку волейболиста и выполнить шаг или выпад: а) вперёд; б) в сторону.
4. По сигналу (в беге) остановка в стойку и прыжок вверх толчком двух ног.
4. Перемещения в стойке по сигналу – в стороны, вперёд, назад.
5. Эстафеты с перемещениями различными способами, с выполнением различных заданий.
Передача мяча сверху двумя руками.
Техника выполнения: в исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были направлены друг к другу. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник (рис. 1,2). Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются (рис. 3,4).
Рис. 1 Рис. 3
Рис. 2 Рис. 4
Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча.
2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
3. Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные – под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом.
4. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
5. В парах: один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
6. В парах: один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.
Методическое указание: после 5–7 передач занимающиеся меняются ролями.
7. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
8. Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру.
9. Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
10. В тройках: игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.
Методическое указание: упражнения 10–11 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
11. Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6–3–4, 6–2–3, 6–2–4; 5–3–4, 5–2–3, 5–2–4; 1–3–2, 1–4–3, 1–4–2.
12. Передачи в парах с передвижением приставными шагами по длине игровой площадки.
13. В парах: передачи мяча через сетку.
14. Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).
15. Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Ошибки: большие пальцы направлены вперёд; локти слишком широко разведены или наоборот; кисти рук встречают мяч при почти выпрямленных в локтевых суставах руках.
Приём мяча снизу двумя руками.
Техника выполнения: в исходном положении ноги согнуты в коленных суставах, туловище незначительно наклонёно вперёд, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены «в замок» и располагаются перпендикулярно траектории полёта мяча.
Приём мяча перпендикулярно траектории полёта мяча: приём мяча осуществляется на нижнюю часть предплечий или кисти с одновременным разгибанием ног и туловища вперёд-вверх. Прямые руки поднимаются до уровня груди (рис. 5).
Рис. 5
Применение: при приёме мяча от подачи и атакующего удара; при приёме мяча, отражённого сеткой; при передачах для нападающих ударов и перебивания мяча через сетку.
Обучение
1. Имитация приёма мяча в исходном положении.
2. Имитация приёма мяча после перемещения (вперёд, назад, в стороны).
3. В парах: один давит на мяч, лежащий на предплечьях другого игрока (стоящего в исходном положении), и тот имитирует приём.
4. Стойка волейболиста, держа на выпрямленных руках лежащий на запястьях мяч
а) покачивание руками вверх-вниз и в стороны;
б) разгибание и сгибание ног, имитируя приём и передачу мяча.
5. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук.
6. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками на месте. Движение рук выполняется за счёт разгибания ног.
7. Подбивание волейбольного мяча снизу двумя руками с продвижением: лицом вперёд; боком приставными шагами.
8. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается до 9–12 м.
9. В парах: приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
10. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены).
11. Приём мяча в зоне 6; мяч через сетку набрасывает партнёр.
Ошибки:
в момент приёма руки согнуты в локтевых суставах;
руки почти параллельны полу;
резкое встречное движение рук к мячу;
приём мяча на кулаки.
Нижняя прямая подача мяча
Подача нужна не только для введения мяча в игру – она является грозным атакующим средством. Поскольку с нее начинаются все игровые эпизоды, от умения правильно выполнить ее и тактически реализовать зависит ход игры.
Техника выполнения:
И.п. – лицом к стене, ноги полусогнуты, одна нога впереди, туловище наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой. Подбросить мяч на 0,4–0,6 м, правую руку при этом отвести назад. Удар по мячу производится напряженной ладонью выпрямленной руки ниже пояса, при этом тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу; после удара сделать шаг в сторону площадки.
При обучении нижней прямой подаче учащиеся должны иметь в виду следующее:
– от правильно принятого исходного положения зависит результат подачи;– мяч нужно подбрасывать вертикально вверх на небольшую высоту.
Возможные ошибки:
1. Неправильное исходное положение (туловище выпрямлено, ноги прямые).2. Мяч подброшен слишком близко к туловищу, слишком далеко или слишком высоко от него.3. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.4. Кисть бьющей руки слишком расслаблена.
Подводящие упражнения:
1. Положение подбрасывающей руки без мяча и с мячом.2. Положение бьющей руки для замаха и с имитацией замаха.3. Имитация подбрасывания мяча (без удара).4. Удар бьющей рукой по ладони подбрасывающей руки.5. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.6. Имитация подбрасывания и подача в целом.7. Нижняя подача с близкого расстояния в стену.8. Нижняя подача с близкого расстояния партнеру.9. Нижняя подача через сетку с близкого расстояния.10. Нижняя подача через сетку с места подачи.
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
№ Тема Количество
часов
1. Правила техники безопасности на занятиях волейболом. Краткий исторический очерк развития волейбола. 0,5
2. Стойка. Перемещения в стойке. Способы перемещения. В течение каждого занятия
3. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперёд (в опорном положении) 4
4. Прием мяча снизу двумя руками 3
5. Прием мяча сверху двумя руками 1,5
6. Нижняя прямая подача 4
7. Двусторонняя учебная игра 2,5
8. Физическая подготовка В течение занятия
9 Игры, подвижные игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов, тактических действий и развивающие физические способности 1
Итого 16,5
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема раздела Кол-во
часов Дата проведения Возможные виды деятельности обучающихсяЭлементы содержания.
1 Правила по технике безопасности на занятиях волейболом. Краткий исторический очерк развития волейбола. Стойки игрока. Перемещения в стойке.
Игра «Пионербол». 1 Правила техники безопасности на занятиях волейболом. Выполнение стойки игрока (исходные положения).; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Игра «Пионербол».
2 Стойка. Сочетание способов перемещений. Общая и специальная физическая подготовка. Передача мяча сверху двумя руками. 1 Стойка игрока. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Бег лицом вперёд; приставными шагами левым, правым боком, вправо, влево; с изменением направления, скорости по ориентиру или внезапному сигналу - звуковому (свистку). Бег змейкой. Прыжки вверх стоя на месте, с небольшого разбега, на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 градусов. Повороты, стоя на месте, в движении. Челночный бег с поворотом на 180 градусов. Упражнения для рук, туловища, ног. Разучивание верхней передачи мяча над собой. Эстафеты с различными способами перемещений.
3 Стойка игрока. Сочетание способов перемещений. Передача мяча сверху двумя руками. 1 Выполнение стойки игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Выполнение передачи мяча сверху двумя руками над собой на месте и после перемещения вперед; передачи мяча у стены, в парах, в парах через сетку.
4 Стойка. Перемещения в стойке. Физическая подготовка. Нижняя прямая подача. 1 Стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег. Бег с ускорением 5-10 м. из различных стартовых положений. Бег змейкой. Прыжки, вверх стоя на месте, с небольшого разбега, на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 градусов. Имитация подачи мяча. Подача мяча в стенку с расстояния 6-9 м. Подача мяча через сетку
5 Стойка. Сочетание способов перемещений. Общая и специальная физическая подготовка. Передача и приём мяча сверху двумя руками. 1 Бег лицом вперёд; приставными шагами левым, правым боком, вправо, влево; с изменением направления, скорости по ориентиру или внезапному сигналу - звуковому (свистку). Прыжки с высоким подниманием бедра. Прыжки, вверх стоя на месте, с небольшого разбега, на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 градусов.
Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
Две – три передачи мяча над собой и передача партнёру, партнёр выполняет приём мяча сверху двумя руками.
Передача и приём мяча сверху двумя руками в парах. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов.
6 Стойка. Перемещения в стойке. Нижняя прямая подача. Приём мяча снизу двумя руками. 2 Стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается. Подачи в парах (игроки на боковых линиях). То же самое, но с приём мяча снизу двумя руками. Подача мяча через сетку с расстояния 6-7 м. от сетки, партнёр выполняет приём мяча снизу двумя руками.
7. Стойка Общая и специальная физическая подготовка. Передача и приём мяча сверху двумя руками. 2 Бег лицом вперёд; приставными шагами левым, правым боком, вправо, влево; спиной вперёд; с изменением направления, скорости движения. Броски набивного мяча массой 2 кг из-за головы двумя руками с места на дальность. Прыжки вверх с места, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной разметки на стене. Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
Две – три передачи мяча над собой и передача партнёру, партнёр выполняет приём мяча сверху двумя руками.
Передача и приём мяча сверху двумя руками в парах.
8. Стойка. Перемещения в стойке. Физическая подготовка. Нижняя прямая подача. Подвижные игры и эстафеты 1 Стойка игрока. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Бег лицом вперёд; приставными шагами левым, правым боком, вправо, влево; с изменением направления, скорости по ориентиру или внезапному сигналу - звуковому (свистку). Бег змейкой. Прыжки вверх стоя на месте, с небольшого разбега, на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 градусов. Повороты, стоя на месте, в движении. Челночный бег с поворотом на 180 градусов. Упражнения для рук, туловища, ног. Нижняя прямая подачи мяча на партнёра, располагающегося в различных точках площадки. В парах соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок.
Игры: «Мяч над головой», «Не урони мяч», «Свеча», «Поймай и передай».
9. Перемещения в стойке. Нижняя прямая подача мяча. Приём мяча снизу двумя руками. 1 Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег. Бег с ускорением 5-10 м. из различных стартовых положений. Бег змейкой. Прыжки, вверх стоя на месте, с небольшого разбега, на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90, 180 градусов. В парах, подачи мяча через сетку в правую и левую половины площадки. Нижняя прямая подачи мяча на партнёра, располагающегося в различных точках площадки, партнёр выполняет приём мяча снизу двумя руками. Игра «Догони мяч».
10. Стойка. Перемещения в стойке. Физическая подготовка. Приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками. 1 Стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед. Прыжки с высоким подниманием бедра. Прыжки вверх с места, отталкиваясь двумя ногами с взмахом руками и касанием вертикальной разметки на стене. В парах, приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.
11. Перемещения в стойке. Нижняя прямая подача. Приём мяча снизу двумя руками 2 Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, спиной вперед; ходьба, бег. Подбрасывание мяча невысоко над собой и приём его на запястья выпрямленных рук. Приём мяча, наброшенного партнёром. Расстояние 2–3 м, затем постепенно увеличивается. Подачи в парах (игроки на боковых линиях). То же самое, но с приём мяча снизу двумя руками. Подача мяча через сетку с расстояния 6-7 м. от сетки, партнёр выполняет приём мяча снизу двумя руками.
12. Двусторонняя учебная игра 2,5 Игра состоит из трёх партий, соблюдая основные правила игры. Подача мяча выполняется с расстояния 7 м. от сетки.
Всего часов: 16,5 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Рабочие программы. «Физкультура» 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся.  
 В. И. Ляха,  А. А. Зданевича. Издательство «Учитель», 2010, Последнее издание 2016 г.
2. Образовательные программы и стандарты. Рабочие программы «Физическая культура» 1-11 классы. Комплексная программа
физического воспитания учащихся.  В. И. Ляха,  А. А. Зданевича. Компакт-диск. Издательство 2-е Волгоград «Учитель» 2013г.
3. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. / Г. А. Колодницкий В. С. Кузнецов, М. В. Маслов.Изд. М.:«Просвещение» 2011г. г.
4. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Методическое пособие. Москва «Издательство НЦ
ЭНАС» 2003г. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. ,
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А.Зданевич. 
6. Волейбол. А. Г. Фурманов, Д. М. Болдырев. М.: «Физкультура и спорт» 1983.